Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения (практикум)

Предмет: русский язык
Класс: 8 учитель: Чимитдоржиева М.З.
Урок 73
Дата: 21.03.2017
ТЕМА: Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения (практикум)
Цель: закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип. Планируемые результаты: умения применять полученные знания на практике, работать с текстами и различными заданиями, использовать приёмы получения информации, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Планируемые результаты

предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.
метапредметные
познавательные: владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим предметам;
регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;
коммуникативные: владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.



Этап урок
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Контроль

1. Проверка домашнего задания
5 минут
Готовит образец выполнения домашнего задания – упр. 327 с критериями оценивания.
Ученики проверяют свои работы, сверяясь с эталоном.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Письменная работа учащихся

2. Работа по осмыслению темы урока
4 минуты
На доске прикреплены схемы: однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обособленные уточняющие члены предложения. – Ребята, определите, какие схемы предложений соответствуют нашим изученным предложениям? Расшифруйте, какие схемы предложены в группе? А во второй?
1)
2) [. X, /обособленное определение].
[. X, /обособленное обстоятельство/].
[. /обособленное определение/ X].
3) X
[. места или времени, //обособленное обстоятельство/]. – Скажите, на ваш взгляд, какова тема нашего урока из проделанной работы?
Ребята отвечают на вопросы, расшифровывают схемы и объясняют расстановку знаков препинания.
Познавательные: выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
Коммуникативные: готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы учащихся
Работа со схемами

3. Практическая работа по теме урока: 1 задание 3 минутки
Из предложенных пар выберите только предложения с уточняющими  членами. Объясните постановку знаков препинания.
Учащиеся читают, выполняют задание.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Письменная работа учащихся устная монологическая речь учащихся

2 задание
15 минут
Самостоятельная работа по теме урока: из предложенных разноуровневых заданий по карточкам выбрать понравившееся задание в зависимости от оценки, своих возможностей.
Учащиеся читают, выполняют задание.
Личностные: понимают значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Письменная работа учащихся устная

Задание 3
3 минуты + 2 мин. на проверку
Индивидуальное задание.  
Придумайте предложения по данному началу.
1) Утром, часов в семь, ...
2) Зимой, в конце декабря, ...
3) Недалеко, напротив парка, ...
4) Главный член предложения, а именно подлежащее, ...
5) Все присутствующие, в том числе и приезжие,


Устная монологическая речь учащихся

Рефлексия
4 минуты
Написать рефлексию SMS-сообщением:
- Что я знаю?
- Что я понял(а)?
Определяют эмоциональное состояние на уроке.
Регулятивные: умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи
Устные ответы учащихся

Домашнее задание:
На основе прочитанного текста, по алгоритму составить сочинение-рассуждение, выразив согласие или несогласие. Привести примеры из литературы и жизни.


Приложение к уроку:
Задание 1: Карточка №1
1. Здесь, среди болот, пробрается тоненький ручеек. 2. Вчера на хуторе произошло нечто странное.
___________________________________________________________
Карточка №2
1. Войдя в дом, Макар подошл к камину. 2. Сегодня, в восемь часов вечера, мы поедм в гости.
__________________________________________________________________________
Карточка №3
1. Нутрия, или водяная крыса, цени(т,ть)ся своим мехом. 2. Письмо доставит мой брат или его товарищ
__________________________________________________________________________
Карточка №4
1. Все поднялись рано, с зарей. 2. На севере, слабо мерцая, подымались какие(то) белесоватые  облака.
__________________________________________________________________________
Карточка №5
1. C экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.
2. Я ничего не слышал, кроме шума листьев.
_________________________________________________________________________
Карточка № 6
1. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи. 
2. Над водой летали и кричали альбатросы, то есть морские чайки.
__________________________________________________________________________
Задание 2: “5”
(Творческий уровень)
На небе ярко сверкают звёзды льющие с вышины своё голубое мерцание. Облака налетая на луну превращают её сияние в светлый туман. Всё дремлет. Воздух тёплый пахучий даже не колышется. Над лугом в низине поднимается туман. Поражённые красотой ночи спят берёзы одетые в ночной туман.
Задания:
Озаглавьте текст. Определите стиль текста, докажите свой выбор.
Перепишите, расставляя знаки препинания, графически объясните.
Составьте план ответа по теме “Уточняющие члены предложения”.
Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членах в тексте.
“4”
(Повышенный уровень)
В лесу в оврагах блестят ложбины налитые весенней водой. В воде мелкой прозрачной отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. Река освободившаяся ото льда величаво несёт свои воды. Скворцы прилетевшие в марте поселяются в новых скворечниках шумно поправляют гнёзда растрёпанные зимними вьюгами. Лучше всего наблюдать за ними рано утром до восхода солнца.
Задания:
Перепишите, расставьте знаки препинания, графически объясните.
Составьте и запишите предложения, используя в качестве уточняющих обстоятельств следующие сочетания слов: в глухом лесу, недалеко от старого болота, в десять часов утра.
“3”
(Обязательный уровень)
На опушке под еловой лапой мы нашли большой гриб.
Зимой даже в сильные морозы он продолжал купаться.
Никто кроме сорок не наблюдал за ним.
За исключением двух заболевших на субботник вышел весь класс.
В лесу под деревьями ещё лежал снег.
На левом берегу реки у парома чернели подводы.
Зимой особенно в феврале здесь дуют свирепые ветры.
Гроза началась вечером часу в десятом.
Над лесом в низине поднялся туман.
Издали с востока шёл скорый поезд.
Бабушка очень любила грибы особенно грузди.
Задания:
Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Обозначьте уточняющие члены предложения.
Домашнее задание
Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой., тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами. (По С. Соловейчику.)

Материал для сочинения:
Что такое...? Какого человека можно назвать...? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.
Размышляя над поставленной проблемой, автор подчёркивает, что культурным можно называть... Соловейчик проводит аналогию между... (Автор сравнивает...) Публицист пишет о... По его мнению, дикарь в наши дни это...
Таким образом, автор приходит к следующему выводу

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой., тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами. (По С. Соловейчику.)

Материал для сочинения:
Что такое...? Какого человека можно назвать...? Такие вопросы привлекли внимание Симона Соловейчика.
Размышляя над поставленной проблемой, автор подчёркивает, что культурным можно называть... Соловейчик проводит аналогию между... (Автор сравнивает...) Публицист пишет о... По его мнению, дикарь в наши дни это...
Таким образом, автор приходит к следующему выводу



Рисунок 1Рисунок 0 Заголовок 115