Конспект урока «Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП»


Тема: «Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП» 9 клЦели:
- формирование навыков пунктуационной грамотности;
- подготовка к ГИА;
- привитие любви к родному языку, к чтению художественной литературы.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла это замечательное высказывание:
Будь любознателен – и многое тебе откроется.
Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать.
Будь отважен – и ты победишь. 
Орфографическая разминка.
А) словарный диктант
Национальный поэт, окруженный ореолом славы, жажда наслаждений, чувство красоты, не зарастет народная тропа, Царскосельский лицей.
- Имя какого поэта можно смело подписать под каждым из этих выражений? (Пушкин)
Именно творчество Пушкина поможет нам сегодня провести урок.
Слайд 2
2. Целеполагание.
Слайд 3
Слайд 4
Запись темы урока в тетрадь.
3. Актуализация опорных знаний.
- Что вы уже знаете по теме нашего урока? Какой информацией можете поделиться? (рассказывают о том, что такое ССП, о постановке запятой между частями ССП) Доказывают теорию на примере предложения.
Слайд 5
Создание проблемной ситуации.
Обратите внимание на предложения.
Слайд 6
- Что затрудняетесь объяснить на примере этих предложений? Какую учебную цель необходимо поставить на уроке?
- Чтобы достичь цели, нужно выработать определенный алгоритм решения проблемы.
- С чего мы начинаем работать над предложением? (грам. основы) Зачем?
А) Доказываем, что предложение сложное.
Б) Доказываем, что предложение ССП.
В) Смотрим на строение и значение каждой части ССП.
Г) Подключаем правило.
На доске появляются элементы алгоритма.
- Давайте проверим, как работает алгоритм на практике.
Слайд 7
5. Изучение нового материала.
Исследовательская деятельность.
На экране появляются фрагменты текстов. Задача: доказать, что предложение ССП, подключая алгоритм, объяснить постановку знаков препинания.
Слайд 8
(Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой)
Слайд 9
(Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к 1 части, то между ними вместо запятой ставится тире)
Работа проводится у доски и в тетрадях. Теоретический материал записывается в памятку. На каждого ученика распечатан лист-памятка.
Закрепление изученного.
Работа в парах.
Слайд 10
1 вариант.
Конструирование предложений.
- На слайде даны начала предложений из произведений А.С. Пушкина, а их завершения смешаны. Сконструируйте ССП с различными значениями, правильно употребляя сочинительные союзы. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.
Начала предложений Продолжение предложений
1. Он знак подаст… 1. Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
2. ... Прозрачный лес один чернеет… 2. и все хлопочут.
3. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем… 3. И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

2 вариант.
Соотнесите предложения со схемами.
Слайд 11
Контроль и оценка знаний.
Тест.
Укажите ошибочное суждение.
Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
- при помощи интонации и союзов или союзных слов
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
«Пророк»
Союзы а, но, да (но) – соединительные.
Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
Рефлексия. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Слайд 13
Приложения.
Лист-памятка
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Запятая Точка с запятой Тире Запятая не ставится
Укажите ошибочное суждение.
1.Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
2. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
- при помощи интонации и союзов или союзных слов
- при помощи интонации (без союзов и союзных слов)
3. Это предложение сложносочиненное.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
«Пророк»
3.Союзы а, но, да (но) – соединительные.
4.Если во второй части предложения содержится неожиданное присоединение или противопоставление, то между ними ставится тире.
Сконструируйте ССП с различными значениями. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы предложений.
Начала предложений Продолжение предложений
1. Он знак подаст… 1. Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
2. ... Прозрачный лес один чернеет… 2. и все хлопочут.
3. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем… 3. И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.