Урок Пунктуация простого осложненного предложения.


Учитель: Василькова И.В.
Место работы: МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа №1».
Пунктуация простого осложненного предложения.
Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий.
Цель: обеспечить закрепление пунктуации простого осложненного предложения.
Задачи.
Образовательные:
формирование умения и навыка постановки знаков препинания при вводных словах, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, однородных и неоднородных определениях, обращениях, вводных словах.
Развивающая:
развитие умственных учебных действий (сравнение, обобщения, систематизация).
Воспитательная:
воспитание ответственности перед коллективом;
воспитание бережного отношения к родному языку.
Организационный момент, постановка цели.
Слайд № 1.
Учитель. Ребята! Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложненного предложения. Давайте вначале побеседуем.
Каковы признаки простого предложения?
Предложение распространенное и осложненное – это одно и то же?
Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.
Слайд №2 (Таблица).
Простое предложение может быть


вводных слов и предложений
слов, не являющихся членами предложения
сравнительных, уточняющих
обращений
деепричастных
причастных
обособленных оборотов
второстепенных
главных
однородных членов предложения
обстоятельств
дополнений
определений
второстепенных членов предложения
осложнено
при помощи
распространено
при помощи

- Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?
Ответы учеников.
Вопрос: Что нужно учитывать при выборе знака препинания?
Ответы учеников.
Актуализация знаний.
Учитель. Да, верно, всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:
Слайд №3.
Кисель там варят из резины,
Галоши делают из глины,
Кувшины лепят пирожки…
А чтобы у нас не получался «кисель из резины», будем думать о смысле предлагаемых в заданиях предложений.
Вопрос: Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?
Ответы учеников.
Закрепление.
Учитель. Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнем с однородных и неоднородных определений.
Слайд №4 (Таблица).
Определение характеризуют предмет


Да
О, О
Однородные
О ОНеоднородные
Нет
с одной стороны
с разных сторон.
Можно ли найти для них объединяющий признак?

Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро…(И.Бунин)
Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. (Н.Некрасов)
Стояла темная июльская ночь. (М.Пришвин)
Учитель. Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, написанных на доске, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.Ответы учеников.
Задание: А теперь пишем под диктовку:
Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М. Лермонтов)
Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)
Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)
Слайд №5.
Проверка работы – сверка со слайдом.
Учитель. Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице:
Слайд №6 (Таблица).
Перед одиночным союзом И, который соединяет

------------, и --------------
О и Одве части сложносочиненного предложения
два однородных члена

Задание: Смотрим на экран, озвучиваем правило.
Ответы учеников.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
Задание: спишите предложения, расставьте запятые, объясните их постановку.
Слайд №7.
Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)
Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил из его головы. (А.Пушкин)
Ветер пришел на помощь березе и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М. Пришвин)
Ответы учеников по каждому предложению.
Учитель открывает схемы, нарисованные на доске.
Задание: Перед вами схемы, в которых необходимо развить знаки препинания.
О и О и О
и О и О и О
Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся?/ Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./
Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.
Ответы учеников.
Учитель. Следующую остановку сделаем, ребята, на вводных словах. Давайте вспомним слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.
Слайд №8.
Как будто, ведь, вряд ли, примерно, вот, кА раз, все-таки, непременно, обязательно, именно, даже, вдруг, как бы, между тем, к тому же, почти, поэтому, словно, буквально.Учитель. Если вы что-то пропустили, запишите эти слова в тетрадь. Итак, с этими словами все просто: надо их только запомнить. А ведь многие вводные слова могут быть очень коварными. Напомню вам лексическое значение самого термина: вводить – «заставить войти», включи что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, например:
Слайд №9.
Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
Тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются.
Ветер здесь может быть очень сильными.
Устное упражнение.
Учитель. Особый разговор был у нас о слове однако. Кто его помнит?
/Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения./
Задание: Ребята, объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения. (Текст выводится на экран.)
Слайд №10.
Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.
Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени тускнеет ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников продолжает согревать нас на их полотнах.
По ходу выполнения задания повторяются правила обособления причастных и деепричастных оборотов, уточняющих членов.
Ответы учеников.
Работа в группах.
Учитель. Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.
Задание выполняется по сборникам.
Учитель. Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания будут различными (по группам).
Текст к заданию:
Краски и звуки осени.
(1)Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
(6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их. Как на холст, на далекие пространства земли и неба.
(7)Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В основных чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зеленые на верхушках.7. Учитель. И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.
Слайд №11.
1. Среди предложений 1 – 5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер. (№5)
2. Среди предложений 6 – 10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер. (№6, 10)
3. Среди предложений 11 – 14 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер. (№11)
Ответы учеников.
Итог.
Учитель. А теперь подведем итоги урока. Сделаем это с помощью рефлексии. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:
Слайд №12.
Чувствую ли я себя готовым к выполнению заданий А21, А22, А23, А24, и В5?
Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно я хотел бы повторить в какой форме?
Домашнее задание. Индивидуальное задание. (Тесты ЕГЭ)