Пояснительная записка к уроку «Авторский замысел произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и его интерпретация (сценическая трактовка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)».


Пояснительная записка
Урок составлен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения с учетом требований, предъявляемых ФГОС. Данная методическая разработка урока по учебному предмету литература, УМК под ред. Зинина С.А., Сахарова В.И., Чалмаева В.А., для 9 А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» города Курска. Программа литературы рассчитана на 105 часов. На изучение творчества А.С. Грибоедова в рабочей программе отводится 10 часов. Данный урок занимает промежуточное место между главным уроком, посвящённым изучению идеи произведения «Горе от ума», и следующим за ним уроком подготовки к сочинению.
Характеристика класса. В 9 А классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» обучается 21 человек, из них 13 мальчиков и 8 девочек. Неполных семей – 6, многодетных – 2. Отношения в семьях между детьми и родителями демократические; в основном родители проявляют заинтересованность в успехах детей; есть родители, не контролирующие в полной мере воспитание и учебу, в этих семьях просматриваются внутрисемейные проблемы, конфликты.
Физическое развитие детей соответствует возрасту.
Большая часть учеников проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.
У многих учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Большая часть класса относится к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. По предварительным итогам успеваемость 100 %, качество знаний – 50 %. Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. Почти все учащиеся добросовестно выполняют домашние задания, творческие проекты. Общий уровень дисциплины в классе - удовлетворительный. 70% учеников класса не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга.
Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в школе, так и за ее пределами. По социометрическим данным в классе отсутствует ярко выраженный лидер. Но есть ученики, которые в определённой ситуации могут им стать и повести за собой остальных. В классе нет аутсайдеров, каждый из учащихся комфортно чувствует себя в коллективе. Острых конфликтных ситуаций между учащимися не наблюдалось. Большинство учеников класса легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.
Тема урока: «Авторский замысел произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и его интерпретация (сценическая трактовка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).
Раздел: Литература первой половины 19 века.
Тип урока: Открытие нового знания
Планируемые результаты обучения
познавательные УУД:
-читать и слушать, извлекая нужную информацию; осуществлять операции анализа, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, строить речевые высказывания;
коммуникативные УУД:
-вступать в диалог с учителем (слушать и отвечать на вопросы), одноклассниками, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, осуществлять совместную деятельность в группах, отстаивать свою точку зрения;
регулятивные УУД:
-осваивать различные виды деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, планировать пути их преодоления;
личностные УУД:
-осознание ответственности за порученное дело или высказывание, значения языка художественной литературы и искусства в формировании художественных смыслов, работать над развитием и совершенствованием своей устной и письменной речи.
Методы:
-кейс-метод;
- метод проблемного диалога;
- метод дискуссии.
Оформление: кадры из спектакля «Горе от ума», театральная программка.
Подготовка: перед уроком обучающиеся совместно с учителем посмотрели постановку «Горе от ума» Ю. Бурэ в Курском драматическом театре.