«Авторский замысел произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и его интерпретация (сценическая трактовка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)».

Сценарный план урока литературы в 9 классе по теме
«Авторский замысел произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума» и его интерпретация (сценическая трактовка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)».
Цели урока:
Образовательные:
- отработать навыки анализа интерпретации художественного произведения (театральная постановка Юрия Бурэ «Горе от ума. Мильон терзаний в 2-х действиях» (Курский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина);
-обобщить и систематизировать знания по теории литературы по теме «драматические произведения». Развивающие: – развивать эмоционально-ассоциативную сферу мышления учащихся; – развивать познавательные интересы; творческое мышление; – расширить кругозор учащихся; научить выделять главное;
-развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;
-развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;
-развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;
-развитие умений и навыков сотрудничества.
– развивать эстетический вкус учащихся. Воспитывающие: – воспитание чувства достоинства, порядочности, доброты, благородства и других нравственных качеств человека; – вырабатывать негативное отношение к таким качествам, как подлость, лицемерие, равнодушие, интриганство;
-привить любовь к различным видам искусства.
Задачи:
- проанализировать художественное оформление театральной постановки (декорации, костюмы, эпизоды - связки между явлениями); - проследить, как интерпретация текста может повлиять на понимание смысла художественного произведения; - прокомментировать режиссёрское видение концовки пьесы «Горе от ума» (в конце театральной постановки слышится хлопок (скорее всего выстрел)), подумать над вариантами трактовки такой концовки, проследить, как разные трактовки влияют на понимание смысла художественного произведения; - вспомнить и использовать литературоведческий материал; - ответить на вопрос «За что можно любить театр?».

Ход урока:
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Мотивационный этап, постановка учебной проблемы
5 мин.
- Здравствуйте, ребята!
- В далёком от нас 19 веке В. Г. Белинский сказал следующую фразу: "...Театр!... Любите ли вы театр так, как люблю его я...».
- Сегодня я предлагаю вам окунуться в завораживающий мир театра. Вы уже посмотрели театральную постановку «Горя от ума». Я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «За что можно любить театр?». Но прежде, чем вы ответите господину Белинскому, я предлагаю вам побыть немного исследователями и критиками. Нам нужно будет посмотреть, в каких отношениях находится авторский текст и его театральная интерпретация.
Начинаем наш урок!
- Здравствуйтте!



Эпиграф записан на доске.

















Обучающиеся записывают тему урока и эпиграф.

2. Открытие нового знания, самостоятельная работа,
15 мин.
Учитель помогает детям поделиться на группы по 6-7 человек и раздаёт кейсы с заданиями (см. приложение № 1).

Учитель направляет деятельность обучающихся.
Обучающиеся делятся на группы и получают кейсы с заданиями, которые помогут найти им ответ на вопрос «Смотреть или читать «Горе от ума»?»
Обучающиеся ведут дискуссия в группах по заданиям кейса, делают записи в тетради, готовятся представить точку зрения группы по конкретным вопросам.

3. Включение нового материала в систему знаний
15 мин.
Учитель помогает обучающимся решить заявленные в кейсах проблемы, направляет дискуссию в нужное русло.
По каждому кейсу должен быть сделан определённый вывод.
Кейс №1. Вывод: У театра больше возможностей для того, чтобы по-разному обыграть смысл произведения: это и декорации, и костюмы. В данном спектакле режиссёр использует интересный приём вставных эпизодов-танцев между мизансценами. Все герои в масках, кроме Чацкого. Это не случайно. Так Ю. Бурэ показывает нам на лицемерие фамусовского общества. Все носят маски лести и приличия, никто не показывает своего истинного лица.
Кейс №2. Вывод: Интерпретация текста зависит ещё и от того, с какой интонацией актёры произносят свои монологи. Это также помогает проиллюстрировать режиссёрскую трактовку.
Кейс №3. Вывод: Хлопок в конце театральной постановки можно трактовать по-разному. Самая популярная трактовка – Чацкий застрелился. Эта концовка превращает произведение в трагедию. Главный герой, не выдерживает противостояния, он не находит отклика в фамусовском обществе и находит спасение в смерти.
Другая трактовка- лопнула рессора у кареты. Это придаёт «Горю от ума» ещё больший комизм. Чацкий, осмеянный обществом, не может даже по-хорошему уехать. Его слова превращаются в «детский лепет».
Ещё вариант - Молчалин, расстроенный крахом своих надежд, пристрелил собаку дворника.
И, наконец, это мог застрелиться сам Фамусов, не выдержав осуждения со стороны княгини. Такая концовка превращает «Горе от ума» в сатиру, отсылает нас к «Смерти чиновника» А. П. Чехова.
Малейшая деталь на сцене может в корне изменить смысл классического произведения.
Обучающиеся высказываются по проблемам, которые были заявлены в кейсах.

4. Рефлексия
5 мин.
- Давайте попробуем теперь ответить на самый большой вопрос нашего урока: «За что можно любить театр?».
- Да, действительно, театр – это особый мир, который живёт и развивается по своим законам. Его невозможно не любить, ведь именно здесь одна деталь может изменить смысл произведения. На личность и мнение автора текста накладывается режиссёрская трактовка. И именно за режиссёром остаётся последнее слово.

Обучающие, детально изучив постановку и произведение, по очереди высказываются по данной проблеме.

5. Подведение итогов урока Домашнее задание
5 мин.
- Ребята, сегодня ваше домашнее задание состоит из нескольких блоков.
Первый блок –аналитический: я предлагаю вам посмотреть в Интернет-ресурсах другие сценические трактовки «Горя от ума» и написать на них рецензию.
Второй блок – творческий: письменно поразмышляйте над тем, какие варианты развития событий могли бы быть, если действие пьесы было бы перенесено в наши дни, а её герои – были бы нашими современниками.
-Спасибо за урок и за совершённые открытия!

Обучающиеся записывают домашнее задание.