Урок по русской грамоте в 1 классе на тему: Звуки [з], [з’] и буквы З з


Тема: Звуки [з], [з’] и буквы З з.
Цель. Познакомить учеников со звуками [з], [з’] и буквой, которая их обозначает; учить отличать звуки [з], [з’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учить читать слоги, слова с новой буквы; познакомить с написанием строчной и заглавной буквы З; развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух; воспитывать прилежание, любовь к животным, стремление к получению новых знаний.
Оборудование: учебник «Букварь»; иллюстрации сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «По щучьему веленью»; мелодии «Сказки гуляют по свету», «Нянина сказка», «Вальс цветов», «Маленькая страна»; большая книга сказок; рисунки героев сказок и сказочных предметов; иллюстрации домиков согласных и гласных букв.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Звучит мелодия «Сказки гуляют по свету».
Психологический настрой.
Учитель. Сейчас вам надо будет представить себя экспертами – знатоками сказок. Вы посмотрите картинки и назовите эти сказки. Знатоки, будьте внимательны!
Учащиеся смотрят картинки из сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «По щучьему веленью» и отвечают на вопрос учителя.
– Вы все справились с заданием и оправдали свое звание «знатоки сказок». Кто из вас догадался, куда мы сегодня совершим путешествие? Мы отправимся в Страну сказок, где познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Наше путешествие начинается.
III. Знакомство с новыми звуками
Звучит мелодия из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Нянина сказка». Учитель открывает большую книгу сказок.
У. Вот наш путеводитель по Стране сказок – волшебная книга сказок. В нашем путешествии нас будет сопровождать экскурсовод. Отгадайте его имя.
Скорей бы близился вечерИ час долгожданный настал,Чтоб мне в золоченой каретеПоехать на сказочный бал.Никто во дворце не узнает,Откуда я, как я зовусь,Но только лишь полночь настанет –К себе на чердак я вернусь.
– Кто же это?
Дети. Золушка.
Появляется Золушка.
У. Несмотря на то что эта девушка очень хрупкая и нежная, она очень трудолюбивая. Золушка приготовила различные задания, чтобы ваше путешествие стало незабываемым. Помните, что сегодня вы – знатоки сказок, а значит, к выполнению заданий должны подойти ответственно. Слушаем первое задание Золушки.
Золушка. Произнесите мое имя и посчитайте, сколько в нем слогов.
У. Ставим руку под подбородок и произносим слово.
Д. Зо-луш-ка.
Золушка. Сколько слогов?
Д. Три слога.
Золушка. Назовите первый слог.
Д. Зо...
Далее называют второй и третий слоги.
Золушка. Произнесите еще раз мое имя, но выделяя голосом только первый звук.
Д. З-з-з-олушка.
У. Какой звук мы выделили?
Д. Звук [з].
У. Какой он?
Д. Согласный.
Золушка. Охарактеризуйте звук [з].
Д. Звук [з] – согласный, звонкий, твердый.
Золушка. Какое условное обозначение для этого звука вы возьмете? Объясните свой ответ.
Д. Возьмем квадратик синего цвета, так как этот звук согласный, твердый.
У. Вы справились с первым заданием Золушки, и она приглашает вас проследовать дальше по ее стране.
Звучит «Вальс цветов». Учитель прикрепляет на доску рисунки героев сказок «Двенадцать месяцев», «Морозко», «По щучьему веленью».
У. Кого вы видите? Из каких сказок эти герои?
Д. Мы встретили Емелю из сказки «По щучьему веленью», Настеньку из сказки «Морозко» и Падчерицу из сказки «Двенадцать месяцев».
У. Вы очень внимательны. А теперь послушайте второе задание Золушки.
Золушка. В какое время года происходит основное действие во всех этих сказках?
Д. Зимой.
Золушка. Произнесите слово зима и посчитайте, сколько в нем слогов.
У. Ставим руку под подбородок и считаем.
Д. Зи-ма.
У. Сколько слогов?
Д. Два слога.
Золушка. Произнесите это слово еще раз, выделяя голосом первый звук.
Д. З-з-з-има.
У. Какой звук мы выделили?
Д. Звук [з’].
У. Какой он?
Д. Согласный.
Золушка. Охарактеризуйте звук [з’].
Д. Звук [з’] – согласный, звонкий, мягкий.
Золушка. Какое условное обозначение для этого звука вы возьмете? Объясните свой ответ.
Д. Возьмем квадратик зеленого цвета, так как этот звук согласный, мягкий.
IV. Физкультминутка
У. Вы справились и со вторым заданием Золушки. Ребята, Золушка интересуется, вы, наверное, устали?
Д. Да.
У. Тогда все дружно встаем. В Стране сказок очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня предлагает вам поиграть в эту игру. Золушка будет называть слова, а вы, если услышите в них звук [з], делайте наклон вперед, если [з’] – хлопок, а если нет ни того, ни другого звука, вы делайте поворот головой влево, вправо.
Золушка. Слова: стрекоза, зебра, бизон, зяблик, волк, лиса, медведь, кузнечик.
У. Мы поиграли, отдохнули, а теперь пора идти дальше – ведь время нашего путешествия ограничено. Путешествие продолжается.
V. Знакомство с новой буквой
Учитель прикрепляет на доску рисунок замка.
У. Как называется сооружение на данной иллюстрации?
Д. Замок.
У. Сделав звуковой анализ этого слова к вам выйдет хозяин этого слова.
Выполняется звуковой анализ слова «замок»
У. Молодцы! А теперь давайте послушаем Золушку.
Золушка. Ребята, так как вы сегодня в Стране сказок и являетесь знатоками, то вы должны вспомнить, в какой сказке Кот имел замок, как называется сказка и кто ее написал.
Д. Сказка называется «Кот в сапогах», а написал ее Шарль Перро.
Учитель на доску прикрепляет рисунок Кота в сапогах.
Золушка. Молодцы! Вы действительно настоящие знатоки сказок. А теперь я хочу вас познакомить с буквой обозначающая звуки [з’], [з]. Как называется эта буква?
Д.  Буква называется «зэ».
Золушка. На что она похожа?
Дети предлагают свои варианты.
– В какой квадрат на ленте букв поместим эту букву?
Д. В верхний синий квадрат, так как она согласная и звонкая.
VI. Физкультминутка
У. Ребята, вы очень хорошо сегодня работаете. Посмотрите, за замком Кота расположен большой сказочный лес, о котором Кот вам хочет что-то рассказать.
Кот. В моем лесу живет много животных и насекомых. Среди насекомых преобладают комары. А самое хитрое животное – лиса. Про мой лес есть стихотворение, под которое можно выполнять упражнения. Я сейчас вам его расскажу, а вы выполняйте упражнения .
Только в лес мы вошли,Появились комары.Раз – хлопок над головой,Два – хлопок за спиной.Видим мы – из-за кустаСмотрит рыжая лиса.Мы лисичку обхитрим,На носочках убежим.
У.  Ребята, давайте скажем большое спасибо Коту за физкультминутку и пойдем дальше.
VII. Чтение слогов, слов и текста с новой буквой
Звучит мелодия «Нянина сказка».
У. 
Непонятно, что случилось,Только буква заблудилась.Ищет буковка свой дом,Мы сейчас его найдем.
На доске два домика с окошками, в которых поселились гласные и согласные буквы. Около одного дома забор из буквы З.
– Ребята, какие буквы у нас в доме № 1?
Д. Гласные.
У. Давайте их назовем.
Д. Буквы а, о, у, ы, и.
Когда дети называют буквы, учитель открывает окошки, где спрятаны соответствующие буквы.
У. А где же должна жить буква, которая ходит вокруг дома № 1?
Д. В доме № 2. В доме согласных букв.
Открывается окно во втором доме, и появляется буква з.
У. Давайте назовем слоги, которые получаются при сочетании согласной буквы з с гласными.
Д. Слоги за, зу,  зо, зы, зи.
У. Ребята, вы помогли букве з найти свой дом. Она вам очень благодарна. А Золушка предлагает следующее задание.
Золушка. Перед вами иллюстрации и слоги. Соотнесите слог и предмет, с которого начинается название предмета, изображенного на иллюстрации.
На доске иллюстрации: зонт, зубы, забор, зима. А на карточках слоги: зу, зи, зо, за. Учащиеся находят слоги и соединяют их с соответствующей иллюстрацией.
У. Вы хорошо справляетесь с заданиями Золушки. Я думаю, она не обидится, если я предложу вам свое задание. - Давайте откроем наши буквари прочитаем слова с новой буквой.
Дети читают слова стр. 38
– Молодцы! И с моими заданиями вы справились, а теперь послушаем, что же нам хочет сообщить Золушка.
Золушка. Вы познакомились новой буквой, а теперь я хочу предложить познакомиться с ее написанием
VIII. Работа в прописи. Письмо строчной и заглавной букв.
Золушка. Сегодня вы посетили Страну сказок, повстречались с ее жителями.а теперь прочитайте слова по стрелкам
Дети выполняют задание.
– Молодцы, ребята! Вы знаете очень много сказок, хорошо справились со всеми моими заданиями, но пришло время расставания. Меня ждет много дел, а у вас осталось еще одно задание, с которым вас познакомит учитель. Я надеюсь, что мы с вами еще не раз встретимся. До свидания!
IX. Итог урока
Звучит мелодия «Вальс цветов». Открывается последняя страница сказочной книги.
У.  Вам будут показаны различные предметы.
На доску прикрепляются рисунки: сапоги, клубок, азбука, зеркало, Красная Шапочка, пес Артемон.
– Под предметами разместите буквы, с которых начинается каждое слово.
Дети размещают первую букву каждого слова.
– Прочитайте, какое слово у нас получилось?
Д. Получилось слово сказка.
У. Сегодня мы с вами побывали в гостях у сказки, где узнали много нового и интересного.
Звучит мелодия «Маленькая страна». Закрывается последняя страница сказочной книги.
Отправляясь в дальний путь,Эти сказки не забудь.Сказка учит доброте,Смелости и красоте.Побыстрее вырастай,Книжки мудрые читай.