Урок по русской грамоте на тему Согласные звуки и буквы. (1 класс)


Средняя общеобразовательная школа №53
Открытый урок по русской грамоте в 1 классе на тему: «Согласные звуки и буквы. Как верблюд свою тень потерял»
Подготовила учитель начальных классов
Жалимова А.Т.
2015 г.
Тема урока: Согласные звуки и буквы. Как верблюд свою тень потерял.
Цель урока: формировать знания о согласных звуках и буквах, их обозначающих.
Задачи урока:
1. Учить различать твердые и мягкие согласные.
2. Развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, воображение и речь, способствовать формированию навыков функциональной грамотности: обосновывать свои рассуждения, искать ответ на проблемный вопрос, формулировать выводы. Содействовать развитию положительной учебной мотивации.
3. Воспитывать интерес к учению, формировать навыки групповой работы, применять правила делового сотрудничества.
Методы обучения:  наглядно-практический, частично-поисковый, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями, НДМ
Ход урока
Мобилизующее начало урока
Готовность класса к уроку
Дыхательная гимнастика (надувание шариков, выдувание снежинок с ладошки)
Фонетическая разминка
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли наши друзья Даша и Диего.
Назовите увлечения Даши и Диего. ( Они любят путешествовать, помогать животным) слайд 2
Даша: Привет, друзья! Помогите мне угадать животного по звуку.
( Дети прослушивают звуки: рычание, жужжание, шипение, шуршание ) Повторите эти звуки. Слайд 3-7
3.Вызов
- Какие это звуки?
- Какую преграду звук встретил?
- Как называются такие звуки?
- Какие согласные вы знаете?
- О чём будем говорить на уроке?
- Мы сегодня на уроке будем говорить о о согласных звуках и буквах.
4. Каллиграфическая минутка
Записать число, классная работа.
Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
РРРРРЫЫЫ
- Прочитайте чистоговорку, какой любимый звук у льва? (р) 8 слайд
- А какой буквой обозначаем этот звук? (эр)
Записать слоги ра ры ро рэ ру ри ре
5. Словарная работа
( на фоне шума моря) 9 слайд
- Диего-путешественник на берегу моря нашёл бутылку с загадочным письмом, но, к сожалению, некоторые буквы размыло водой. Поможем восстановить слова?
(дети на доске записывают маркером пропущенные буквы в словах – к_рабль, р_бята, ябл_ко, к_ртина, к_мар)
- Также в этой бутылке оказались письма с заданиями для Кати, Нурбола, Дамиры, Надиры, Кирилла, Зере.
№1 Вставить пропущенные буквы.
Г_зета, г_род, м_рковь, л_пата, к_пуста.
№2 Подчеркнуть гласные.
Ягода, спасибо, ребята, алфавит, грамота.
6. Актуализация знаний
Групповая работа
Даны слова на карточках, дети в группах должны составить пары слов:
лук –люк, рад – ряд, мышка – мишка, масло – мясо. 10 слайд
- Проверим, как вы справились с работой (проверка по эталону учителя).
- Кто может похвалить себя за эту работу? Почему?
- Какой можно сделать вывод?
- согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
7. Работа по теме урока
- Откройте учебники на с.71 и прочитайте правило (чтение учеником)
- Сравните вывод, который сделали мы и вывод из учебника. Что можете сказать? Наши предположения оказались верными. Какие вы молодцы!
(составить и записать 2 предложения)
8. Пальчиковая гимнастика «Паучок» 11 слайд
9. Подготовительная работа к чтению
а) подготовка к чтению (работа с тренажёром) 13 слайд
Прочитайте, отгадайте загадку
Колючка вкуснее, чем множество блюд
Её обожает горбатый … верблюд
- о ком будем читать? 14 слайд
10. Работа с деформированным текстом 12 слайд
- Ребята, Жулик у Даши украл конверт и спрятал его. Давайте найдем его, все нагнемся и посмотрим под партой.
В конверте рассыпанный текст, нужно составить предложение.
Верблюд любит колючки. Он живёт в пустыне.
Списать с доски, подчеркнуть согласные буквы.
11. Чтение
Мы познакомимся со сказкой Мадыхата Турежанова
б) Целевой вопрос
- Прочитайте ее название. О чём пойдет речь в сказке?
- Можно ли свою тень потерять?
Чтение учителем
в) Проверка восприятия
- Понравилась ли вам сказка?
- Кто герой сказки?
- Что шагало за ним?
г) Словарная работа 15 слайд
- Ребята, встретились ли непонятные слова?
- Как вы понимаете «тяжело навьюченный»
д) чтение детьми
е) анализ текста
- Как долго верблюд находился в пустыне?
- Предположите, куда он идет?
- Что следовало за ним?
- Почему тень решила заговорить с верблюдом?
- Как вы думаете, почему верблюд сомневался в верности тени?
- Всегда ли тень сопровождала верблюда?
- Почему Мадыхат Турежанов написал слово «верного» в кавычках?
- Закончи сказку словами: «Верный друг – это тот, кто …»
ж) Работа по парам
Предложить детям раскраску верблюда. 16 слайд
- Ребята, с соседом по парте раскрасьте верблюда и дорисуйте то, чего не хватает.
- Что помогло верблюду разоблачить неверность тени? Тучи
- Что вы представляете, когда слышите слово «тучи»? дождь идет, гром гремит
- Какие звуки издает гром? 17 слайд
10. Рефлексия 18 слайд
По какой теме работали?
- Какие звуки мы изучали?
- Что мы делали?
- Что исследовали?
- Что мы сегодня поняли?
- Кто не понял тему?
- Кому было тяжело на уроке?
- Что надо сделать вам, чтобы на следующем уроке было легче?
11. Оценивание 19 слайд
- Какую оценку вы можете поставить себе за урок?
Было легко и понятно – зеленая звездочка
Было не совсем легко – голубая звездочка
Было трудно – красная звездочка
Можете ли подарить звездочку своему другу? Какую и за что?
12. Домашнее задание: с.72 читать по ролям, с.70 упр.5 списать, подчеркнуть согласные 20 слайд