Конспект по истории Отмена крепостного права


Крестьянская реформа 1861 года
урок-исследование
Цели и задачи:
Сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
Анализировать основные положения реформы и выявить её двойственность – прогрессивный характер и сохранение патриархально-крепостнических черт.
Развивать умения ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, работать в парах.
Оборудование
компьютер, проектор, презентация, учебник «История России конец XVII – XIX век» 10 класс.
В ходе урока новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстами, таблицами и иллюстрациями позволяющими оживить материал учебника.
План урока
Характеристика личности императора Александра II
Крестьянский вопрос в России.
Предпосылки и причины отмены крепостного права.
Подготовка крестьянской реформы.
Основные положения реформы.
Ход урока
I Введение: ознакомление с темой, целями и задачами урока.
II Основная часть урока
1. Характеристика личности императора Александра II(1-3 слайд)
Вступление на престол нового императора открыло либеральную эпоху в истории России, она была связана с личными качествами Александра II. Большое влияние на будущего царя оказали – отец император Николай I и его воспитатель поэт В.А. Жуковский, который привил своему воспитаннику ценности гуманизма. Александр рос в семейной обстановке любви и доброжелательности. Воспитатели отмечали в нём сердечность и чувствительность, весёлый нрав, но при этом указывали на отсутствие усердия и упорства.
Александр любил военные парады и охоту, благодаря своему увлечению он прочитал произведение И.А. Тургенева «Записки охотника». Позже Александр говорил, что именно эта книга заставила его серьёзно подойти к проблеме отмены крепостного права.
2.Крестьянский вопрос в России (первая половина XIX века).
Основой экономики России был малопродуктивный труд крепостных крестьян в сельском хозяйстве и на мануфактуре (посессионные крестьяне, «отходники»). Крестьянское хозяйство скрипело, помещики постепенно разорялись, но имело большой запас прочности. Проблема была в том, что Россия к этому времени сильно отставала по темпам производства от Западной Европы. Правительство это понимало, к этому добавлялись крестьянские волнения, слабая рекрутская армия и тяжёлое финансовое положение страны. Поэтому императоры, начиная с Александра I - указ «о вольных хлебопашцах» и Николай I реформа «Государственных крестьян» принимают меры по ослаблению крепостного права. Но все действия правительства носили тайный и рекомендательный характер.
3. Предпосылки и причины отмены крепостного права. (4 -5 слайд)
30 марта 1856 года Александр выступая в московском собрании перед губернскими и уездными представителями дворянства сказал, что лучше уничтожить крепостное право «свыше», нежели ждать того времени, когда оно начнёт уничтожаться «снизу».
Вопрос: На что намекал император?
- Крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к восстаниям среди крестьян.
Задание: определите предпосылки и причины отмены крепостного права?
Предпосылки Причины
Крымская война.
Помещичье хозяйство переживало кризис.
Либеральное общественное движение.
Русская литература.
Тяжёлое положение крестьян.
Падение международного авторитета страны.
Технико-экономическая отсталость.
Записка Кавелина.
«Записки охотника» Тургенев.
Крестьянские волнения.
Вывод: Россия была единственной страной в Европе , где сохранялось крепостное право, поэтому его отмена была определена комплексом экономических, социальных, нравственных и политических причин.
4. Подготовка крестьянской реформы. (6 -7 слайд)
Вопрос: что предлагал Кавелин в «Записке» ?избавить крестьян от «личной зависимости», но сохранить за помещиком право на землю.
предоставить крестьянам надел, который обрабатывали за плату.
государство должно было взять на себя операцию выкупа, учесть интересы крестьян и помещиков.
Записка носила правовой характер и оказала влияние на положения реформы.
Задание: составить схему этапов подготовки реформы?
1857 г. – Негласный комитет
1858 г. – Губернские комитеты
1858 г. – Редакционные комиссии
Вопрос : назовите чиновников, которые готовили реформу?
- Я.И.Ростовцев, Н.А.Милютин, М.А.Самарин, кн. Константин Николаевич
Задание: сравните проекты правительства и помещиков? (8 – 9 слайд)
параметры Правительственный вариант Помещики Черноземья Помещики Нечерноземья
Выкуп личности Не подлежит Компенсацию за выкуп личности
Выкуп земли Подлежит Увеличить выкуп
Размер надела небольшой Без земли Небольшой
1861 г.19 февраля – Александр подписал «Манифест об освобождении крестьян из крепостной зависимости». «Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости». (10 – 11 слайд)
1861 г. 5 марта Манифеста был обнародован. Александр лично зачитал закон войскам, а крестьянам читали священники в церкви.Вопрос: почему Манифест был опубликован через две недели после подписания?
5.Основные положения реформы. (12 – 19 слайд)
Вопрос: Почему освобождение крестьян вызвало массовый всплеск недовольства? «Недовольство – освобождением?»
Крестьянские волнения

Задание: изучить положения реформы, составить сравнительную таблицу, выписать понятия и объяснить их.
Сельский сход
Сельские обыватели
Временнообязанные крестьяне
Выкупная сделка
Выкупные платежи
Отрезки
Круговая порука собрание сельских обывателей.
лично свободные крестьяне.
лично свободные крестьяне вынужденные выполнять свои повинности перед помещиком до перехода на выкуп.
договор помещика с крестьянами по выкупу земли.
выплаты крестьян помещикам и государству.
часть земель, находившихся в пользовании крестьян, отрезанных после реформы.
ответственность крестьян в общине.
Содержание реформы Положительные стороны Отрицательные стороны
Личная свобода Гражданские права Сохранение «временнообязанного» состояния до заключения выкупной сделки.
Несение повинностей в пользу помещиков и государства Выкупные платежи 49 лет. Отработочная система.
Собственность на землю Общинная собственность. «Отрезки» до 30 % в зависимости от региона.
Вопрос: какие места Манифеста вызвали наибольшее возмущение?
- Временнообязанное состояние, выкуп земли и «отрезки».
В отдельных губерниях освобождение называли «бабской волей», в связи с разрешением жениться без разрешения помещика, и ждали настоящей «мужицкой воли».
Вывод: интересам крестьян отвечал тот раздел реформы, который посвящён личному освобождению крестьян. Сохранение повинностей в пользу помещика, выкупные платежи, отрезки не могли не вызвать недовольства у крестьян.
III Заключительная часть урока (20 – 21 слайд)
ответить на вопросы:
Назовите прогрессивные черты реформы? Какие патриархально-крепостнические порядки она сохранила?
- Реформа носила компромиссный характер между государством и обществом - помещиками и крестьянами.
Освободили 20 миллионов крестьян, но их положение характеризовалось малоземельем, нищетой и зависимостью от помещиков и государства.
Правительство, продолжая поддерживать помещиков, сохранило помещичье землевладение.
Но даже урезанная реформа положила начало экономическим и политическим переменам в стране. В России быстро развиваются буржуазные отношения.
Домашнее задание: написать письмо Александру II от имени освобождённого крестьянина, или помещика освободившего крестьян.