Конспект урока истории в 8 классе Отмена крепостного права в России. 1861 год.


Подготовила учитель Османова Леся Петровна. Тема: «Отмена крепостного права в России»
Цель урока: формирование представления о крестьянской реформе 1861 г.Задачи: Знать суть реформы 1861 г. и значение реформы для России. Развивать умения анализировать документы. Уметь делать выводы из изученного материала. Расширить словарный запас. Воспитывать уважение к истории своей страны.Основные знания: 1861 год-отмены крепостного права. Александр II-царь-освободитель. Значение отмены крепостного права для России.Термины и понятия: Манифест, сельское общество, сельский сход, сельский староста, надел, временнообязанный крестьянин, выкупные платежи, круговая порука.Оборудование: презентация «Отмена крепостного права», листы с тестами.Тип урока: сообщение новых знаний. Ход урока 1.Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами отправляемся в XIX (19) век, представим себя крестьянами, которые жили в России и были крепостными.2.Актуализация.Вступительное слово: /слайд №1/Россия потерпела поражение в Крымской войне. Несмотря на героизм и мужество русской армии, война показала, что Россия отстаёт от европейских государств и в военном, техническом и экономическом отношениях. Как вы думаете какая ситуация назрела в России? Могла ли и дальше страна опираться на труд крепостных крестьян? Верно, Россия могла бы превратиться из могущественной державы в отсталую страну. Это и понял новый царь России - Александр II. /слайд №2/. Доклады учащихся.Сегодня тема нашего урока «Отмена крепостного права» /слайд №3/
3.Изучение нового материала./слайд №4/ Давайте вспомним, как мы- крестьяне чувствовали себя, будучи крепостными? Кому принадлежали результаты нашего труда? Было ли нам интересно работать всё лучше и лучше, если результаты труда присваивали помещики? /слайд №5/ Новый царь тоже понимал, что надо отменить крепостное право. Запоминаем дату-19 февраля 1861 года, Александр подписал Манифест об отмене крепостного права./ манифест-царский указ/ (словарная работа, запись в тетрадь и даты)/слайд №6/ /зачитывается отрывок из Манифеста/ «…пользуясь своим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положении повинности. В сем состоянии, которое переходное, крестьяне именуются временнообязанными…» /слайд №7/ - Все крестьяне получили личную свободу. Где теперь решались вопросы жизни крестьян? ( Словарная работа; сельское общество, сельский сход, сельский староста). Представим, что мы все теперь члены общества, собираемся решать вопросы на сходе и выбираем там старосту. Какой главный вопрос мы будем обсуждать? Конечно, земельный. Из документа мы делаем вывод, что пока мы пользуемся наделом, мы исполняем повинности (словарная работа; временнообязанные.)
Физкультминутка:Мы работая устали,Так оброк мы добывали.
И на барщине трудились,
Но свободою гордились./слайд №8/ Помещик обязан был предоставить каждому крестьянину надел земли, а крестьянин имел право выкупить у помещика эту землю.( Чтение текста учебника о плате за землю).( Словарная работа; выкупные платежи). Выплачивали выкупные платежи не каждый крестьянин в отдельности, а сельское общество за всех крестьян вместе. А как вы думаете, если вы - крестьяне захотели выйти из общины и уйти в другое место, могли бы это сделать самостоятельно? Правильно, только община решит можно вам уйти или нет. (Словарная работа; круговая порука)./слайд №9/ Крестьяне надеялись получить землю даром./слайд №10/ Но не только крестьяне были недовольны реформой. Недовольными были и помещики. (Чтение текста «Крестьянские бунты») Как мы - крестьяне проявим своё недовольство? Где особенно сильным был бунт? Чем заканчивались все бунты? Вы «крестьяне» смирились с реформой. А попробуйте поделиться мыслями, какие трудности вас будут ожидать в дальнейшем и будут ли они? ( Рассказ о жизни крестьян после отмены крепостного права). Но несмотря на трудности и недовольства, эта реформа имела для России огромное значение. /слайд №11/. За что Александр II был назван царём – освободителем?4. Первичное закрепление нового материала. /тест/«Отмена крепостного права в России»
1.На каких условиях реформа 1861г. Предоставляла землю крестьянам?
а) полностью за счет государственной казны;
б) бесплатно;
в) за выкуп при содействии правительства.
2.Что получили крестьяне в 1861г?
а) свободу от государственных повинностей;
б) личную свободу;
в) право выхода из крестьянской общины.
3.Какие крестьяне считались временнообязанными?
а) заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы;
б) крестьяне, не выкупивший свой земельный надел у помещика.
в) государственные крестьяне
4.Что такое надел?
а) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;
б) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861г;
в) часть крестьянской земли
5.Для осуществления выкупа земли по закону 19 февраля 1861г крестьянин единовременно должен был внести 20 – 25% всей выкупной суммы. Кто выплачивал помещикам остальную часть?
а) государство;
б) земство;
в) помещики.
6.Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?
а) 70 лет;
б) 10 лет;
в) 49 лет.
7.До реформа1861г. Крестьянами управляли помещики. Кто выполнял эти функции после отмены крепостного права?
а) специально назначенные правительственные чиновники;
б) мир, или сход, во главе со старостой;
в) староста, избираемый сходом.
5.Итог.- Расскажите, «крестьяне» как происходило ваше освобождение после подписанного «Манифеста» Александром II?
6. Домашнее задание:
Читать стр.267-270, дополнительный материал для чтения стр.271-273