Конспект урока по истории России на тему Отмена крепостного права

Открытый урок “Отмена крепостного права в России. Основные положения реформы 19 февраля 1861 года”
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи:
- образовательные– познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, дать оценку реформе
- развивающие: развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал
- смысловые: создать на уроке условия для переживания судьбы российского крестьянства в период отмены крепостного права
- предметно – действенные: создать условия для самостоятельной работы уч-ся (работа с документом, кроссвордом, опорной схемой)
- актуально – проповедческие: подвести к пониманию драматизма ситуации, сложившиеся в России в 60-е годы XIX в.
Методы: метод создания образа, метод логического анализа, метод смыслового переживания, метод индивидуальной работы
Оборудование: карта, опорная схема, документы, учебники, мультимедийное оборудование
Ход урока.
I Организация начала урока.
II. Интрига – микромодуль мотивационного образа
У – Здравствуйте! Садитесь. Сегодня мы продолжаем говорить о событиях российской истории второй половины XIX века.
- посмотрите, что у меня в руках? (Цепь)
- в чем практическое применение этого предмета? (сдерживать, удерживать, цепочки для украшения, скованность действий, символ рабства)
- Как вы думаете, какое отношение имеет этот предмет к нашему уроку? (цель – символ крепостного права)
- А что такое крепостное право?
Крепостное право – форма зависимости крестьян от помещиков, полное им подчинение.
Учитель - Я, как ,человек, любящий читать, обнаружила у себя на книжной полке книгу с названием, которое меня заинтересовало (показ. книгу Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”)
Вопрос интересный и актуальный. А самое интересное то, что первыми ее прочитали жители Москвы в 1866, через 5 лет после одного важного события.
Какого? (1861 – год отмены крепостного права)
- А вы можете ответить на этот вопрос, если бы вы жили в то время? Чтобы вы сказали? (крестьянам, т.к. их освободили)
- Хорошо. А что вы бы сказали о положении крестьян, после чтения мною следующих строк:
В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: Семь временно обязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова – Неурожайка тож. Сошлися – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси?
Уч – ся отвечают.
Учитель – этот вопрос проходит красной нитью по всему произведения.
III. Микромодуль опережающего рационального представления
1) Давайте вспомним, кто и что повлияло на Александра II и способствовало его реформе? (воспитание В.А. Жуковского, путешествие по России в 1837г., охота, “Записки охотника” Тургенева, записка К.Д. Кавелина) 2) – В чем суть записки Кавелина? 3) – Сформулируйте причины отмены крепостного права.
П – низкая производительность крепостного труда Р – отсутствие личной свободы крестьян– препятствовало развитию промышленности
И – крепостное право – угроза общественного спокойствия Ч – крепостное право нечем не отличалось от И – последствия Крымской войны НЫ
4) А как сам Александр II относился к отмене крепостного права? - Он обратился с рескриптом к дворянам 30 марта 1856 года - Что такое рескрипт? (показ рескрипта)
- прочитаем его: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; этот не справедливо, и можете сказать это всем направо и налево; но чувство врожденное между крестьянами и их помещиками, и к нес-частью, существует, и от этого было уже несколько случаев непови-новения к помещикам. Я убежден, рано или поздно мы должны к это- му прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною и следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу ”
- Чего боялся Александр II ? (бунтов, восстаний) – правительство желало в первую очередь узнать мнение помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле в деле подготовки реформы. В итоге помещики Вилен-ской, Ковенской и Гродненской губерний изъявили желание начать обсуж-дение будущей реформы.
Стало очевидно, что впервые в России уже не секретно, а открыто, гласно началось обсуждение проблем отмены крепостного права. Спустя год в губернские комитеты функционировали уже во всех губерниях России.
В начале 1858 г. секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. В ходе обсуждения проектов реформы в губернских комитетах, печати была выработана новая концепция реформы – предлагалось освободить крестьян с земельным наделом. – Как известно крестьяне должны были выполнять 2 вида повинностей. Какие? (барщина и оброк)
- Объясните что это такое?
Барщина – работа на помещика несколько дней в неделю. Оброк – плата крестьянином помещику продуктами или деньгами. У – Россия с точки зрения географического положения располагается на черноземных и нечерноземных территориях.
Какие были особенности работы крестьян на черноземных (нечерно-земных) землях?
Нечерноземные – оброк, широко развиты неземледельческие промыслы крестьян и работа на земле не являлась основным источником дохода. Черноземье – барщина, плодородная земля высоко ценилась. Помещики получали доход с продажи с/х продукции, выращенной на этой земле.
- как относились помещики этих губерний к освобождению крестьян с землей?
Нечерноземье – положительно. Помещики хотели получить не только за землю, но и за самих крестьян, т.к. стоила не дорого. Черноземье – отрицательно. Помещики хотели получить выкуп за мини-мальный земельный надел и компенсацию за утраченную рабочую силу, за крестьян.
- какие предлагали проекты освобождения?
Нечерноземье – освободить с землей, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина. Черноземье – освободить крестьян без земли или с очень маленьким наделом за большой выкуп.
(можно предложить выступления от помещиков черноземных губерний и нечерноземных губерний)
IV. Микромодуль смысла (Цель – моральные нормы , их понимание детьми, характеристика личности)
У - Александр I стал инициатором проекта. Но, естественно, он один не мог справиться с этим серьезным и ответственным делом – у него было много помощников.
17 февраля 1859г. – для выработки общего проекта о крестьянах были учреждены редакционные комиссии. В их состав вошли: - Яков Иванович Ростовцев - Николай Алексеевич Милютин - Юрий Федорович Самарин - Владимир Александрович Черкасский
- послушаем о них (выступление учащихся об этих людях)
17 февраля 1861г. Государственный совет принял проект реформы. Решающее значение сыграл голос императора. Через 2 дня, предварительно помолившись, Александр II утвердил все законодательные акты реформы, расписавшись на поднесенных ему бумагах: “Быть по сему, Александр, 1861 года февраля 19- го. Хотя Манифест и другие документы реформы были подписаны 19 февраля, оглашение их было отсрочено на 2 недели.
Почему? Опасаясь народных волнений, Высочайший Манифест был обнародован в Москве и Петербурге в прощеное воскресенье (канун Великого поста), 5 марта путем расклейки печатного текста и оглашения его в церквях.В тот же день на разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал Манифест, встреченный долго несмолкавшими, восторженными криками “Ура!” “Есть ли в истории европейской, всемирной событие чище, выше, благороднее этого события?... Мы получили равенство без революции” – так квалифицировал освобождение крестьянства историк Погодин. Сам Александр II сказал близким, что 5 марта – лучший день в его жизни, и действительно, домочадцы никогда не видели его таким радостным. Так пало крепостное право.
У – Но народ отреагировал по – разному. Листовки с текстом Манифеста зачитывались, но не все понимали суть. Давайте попробуем разобраться во основных положениях крестьянской реформы. (раздаются тексты с “положением”)
V. Микромодуль действия (практические задачи, их решение)
У – Итак, в чем же суть реформы отмены крепостного права?
Основные положения
реформы

1) 2) 3) 4)
Права выкупные наделы и деятельности “свободных платежи повинности мировых
сельских и выкупные посредников
обывателей” операции
(схема)
1) Работа с учебником.
- Всех крестьян стали называть “сельскими обывателями.” Назовите, какие права они получили (с. 158-159), какие новые должности появились 2) Работа со схемой.
У – Рассказать по схеме, как проходила выкупная операция.
Выпускная сумма – в 1,5 раза 13 EMBED Equation.3 1415 реальной стоимости земли
20% крестьянин платил сам 80% государственная ссуда

выплатил не выплатил крестьянин должен возвратить

полностью временно – в течении начисление
свободен обязанный 49 лет 6% годовых
(несет феодальные
повинности) выкупные платежи (до 1907 г.)
Задача 1.(решение задачи)
- Для того, чтобы оградить интересы помещиков, было предложено следую-щее: надо за надел заплатить помещику такую сумму, которая, если ее по-ложить в банк, в виде процентов даст владельцу нынешний оброк.
- Раньше каждый крестьянин платил помещику ежегодно оброк
Запишем, х – сумма оброка. После освобождения помещик получать эту сумму х перестал. Деньги за выкупаемую землю крестьянин должен заплатить столько, чтобы, положив их в банк под 6% годовых, помещик мог ежегодно получать прибыль равную сумме оброка. - Чему равен х? х = 6%
- Раньше крестьянин платил оброк примерно, равный 10 рублям. Найдем, сколько должен был заплатить крестьян помещику! 10 р - 6% х р – 100%
х=100%*10 р / 6% = 1000/6 = 166 р 67 коп.
166 р 67 к – столько должен был заплатить крестьянин помещику за землю.
- Землю измеряли в десятинах. Средняя рыночная цена 1 десятины земли в 60 – е годы XIX в. в нечерноземных губерниях была 14,5 р, а средняя цена выкупного надела - 8 десятин
- Узнаем стоимость 8 десятин земли
14,5 р * 8 =116руб. – за эту сумму на рынке можно купить 8 десятин земли.
- а сколько переплачивал крестьянин за землю в результате установленной выкупной операции? 166,67 – 116=50р 67коп. – сумма переплаты.
- Была ли эта сумма справедливой? (нет)
Земля за выкуп предоставлялась не отдельному крестьянину, а общине (одной или нескольким частям селения). Община становилась собственни-ком земли, которую крестьяне сообща распределяли между собой. Отдель-ный крестьянин не мог продать свой надел, а сдать в аренду мог только членам своей же общины. Если крестьянин уезжал жить в город, тот свой надел должен был оставить.
Вывод (запись в тетради):
- 2. В итоге проведения реформы крестьяне получили 33,7 млн. десятин земли, в среднем по 3,4 десятины на душу; по подсчетам экономистов, для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства требовалось в Черноземье – не менее 5 десятин, Нечерноземье – от 6 до 8 десятин Таким образом, более 9/10 бывших помещичьих крестьян не получили этой необходимой нормы.
3. Работа с документом
- При каких условиях шло наделение крестьян землю? (3 условия) - Что было определено в “уставных грамотах”? - Какие повинности должны были нести крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости?
VI. Микромодуль актуализации и проповеди
У – Конечно, крестьяне не ожидали такую реформу, они отнеслись к прочтению ее с подозрением. Особый драматизм проявился в - селении Бездна Спасского уезда Казанской губернии
- Кандеевка Керенского уезда Пензенской губернии. (рассказ учителя)
К июню 1861 года крестьянское движение пошло на спад. Но в сердцах и душах крестьян остался осадок - Так ответьте на вопрос – кому на Руси жить хорошо???
- В этом произведении есть сильные стихотворные строки –
Порвалась цепь великая, Порвалась – расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!.. (рвется цепь)
- Как вы понимаете слова Некрасова? - Можно ли сказать, что отмена крепостного права в России – единовременный акт?
А.Н. Некрасов написал: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего. Мы же не много Просим у бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай! Жизнь трудовая – Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! То ли не рай? Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!
- Так в чем же счастье крестьянина?
Дома подумайте и скажите – в чем состоит историческое значение главной реформы – реформы отмены крепостного права?
И напишите сочинение – эссе “Кому на Руси жить хорошо?”