Статья Проблема социализации и взаимодействия детей с ОВЗ с учителями, сверстниками и родителями.


Абрамова Н.Ю. педагог-психолог МКОУ Бобровская СОШ №2
Проблема социализации и взаимодействия детей с ОВЗ с учителями, сверстниками и родителями.
Процесс внедрения инклюзивного образования в наши дни является инновационным процессом. Данное направление стало одним из главных в современной образовательной политике. Инклюзивное образование предусматривает принцип равных прав на получение образования как здоровых детей, так и для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, при реализации данного принципа в образовательных учреждениях следует учитывать проблемы, которые необходимо решать.
В первую очередь, проблема , связанная с отклонениями в физическом и психическом развитии «особых» детей. Решением является создание индивидуальных адаптированных программ, учитывающих нарушения здоровья ребенка, а также создание специальных условий для успешного обучения в образовательном учреждении.
Следующая проблема связана с самой системой социальных отношений -нарушение способности детей с ОВЗ выполнять социальные роли в обществе. У таких детей , к сожалению, нарушена связь с миром. Безусловно, имея недостаточное общение с людьми, с обществом, у ребенка представление о мире и о себе могут быть искажены.
По мнению отечественного психолога Л.С. Выготского, психика ребенка развивается в процессе присвоения социальной культуры ( усвоения языка, норм человеческого поведения, достижений науки и искусства). В процессе усвоения знаний, развиваются способности ребенка, формируется его личность.
Решением данной проблемы является интеграция в общество детей с ОВЗ.
Для этого необходима передача обществом социального опыта с учетом индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ при их активном участии. Для успешной интеграции требуется формирование профессионального педагогического сообщества, а также активное включение родителей.
Таким образом, воспитание и развитие «особых» детей – сложная педагогическая проблема. Основной задачей является раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка с ОВЗ, становление личности каждого в целом для дальнейшей успешной адаптации в обществе.