Разработка урока по предмету Технология 6 класс Раздел Кулинария. Изучаемая тема « Блюда из рыбы и






Разработка урока по предмету Технология 6 класс

Раздел Кулинария.

Изучаемая тема « Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря».



















Оглавление

Общие сведения. Игровая форма обучения.
Разработка урока:
Цели урока
План урока
Ход урока
Ожидаемые результаты
Приложение
Источники информации





















Игровая форма обучения.


Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
  Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в. качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые мотивы .
  Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре. учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
При решении коллективных задач используются разные возможности учащихся; дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
Совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы. В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свои характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера.
Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.
В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка.


Разработка урока по теме « Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря»
( игра – соревнование)
Цели урока:
1.  Обучающая:  расширить кругозор учащихся по теме кулинария « Приготовление блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря». Ознакомить учащихся с разнообразием наименований и рецептур салатов, способов украшения блюда.
2. Развивающая: развитие мышления (мыслительных операций анализировать, сравнивать, обобщать), самостоятельности, инициативы, фантазии при оформлении блюда, умение излагать устный материал.
3.  Воспитательная: привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание эстетических взглядов.
План урока:
I. Организационный момент (3 мин.)
II. Теоретическая часть (10 мин.)
III. Практическая часть (20мин.)
IV. Подведение итогов конкурса (5 мин.)
VI. Подведение результатов урока. ( 5 мин)

Методы обучения: устное объяснение условий конкурса, беседа, демонстрация наглядных пособий, контроль показа трудовых приемов.

Объект работы: продукты питания для приготовления салатов из рыбных консервов или морепродуктов..

Наглядно-иллюстрированный материал: плакат, жетоны из цветной бумаги разных цветов, экран и проектор.
Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): необходимые продукты для приготовления салата, инструменты и приспособления: разделочные доски, ножи, салатники, ложки, салфетки, вазы для цветов, полотенца, терка.

Межпредметные связи: изобразительное искусство ( украшение для блюда), информатика ( оформление текстового материала и работа с интернетом с целью поиска необходимой информации)

Участники: ведущий – ученик или учитель, участники поединка ( кол-во человек по желанию), жюри – учитель и ученики , зрители.

Перед уроком учащимся дано домашнее задание :
подготовить рецепт блюда с использованием продуктов из консервированной рыбы и морепродуктов
выбрать участников конкурса « Кулинарный поединок»
участникам поединка, необходимо подготовить материал на электронных носителях , для демонстрации способа приготовления кулинарного рецепта.

Ход урока:
  I.       Организационный момент (23 мин.)
  Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовности учащихся к уроку.

II.      Теоретическая часть (10 мин.)
1-й этап подготовительный.
Учитель объясняет условия игры, цели и задачи, правила безопасности при работе с инструментами. Представляет ведущего.
Участники игры занимают рабочие места , где лежит всё необходимое для приготовления блюда.
Ведущий раздает жетоны определенного цвета каждому участнику конкурса , а зрителям по одному жетону всех цветов.
Членам жюри выдаются ведомости – таблица для подведения итогов конкурса (приложение 1).
III. Практическая часть ( 20 мин)
2-й этап практический
Участники приступают приготавливать своё блюдо в одно время, ведущий во время работы участников , поддерживает с ними беседу задавая им вопросы.
Например : - сколько минут необходимо варить яйцо « в мешочек»?
- какие способы нарезки овощей используют в приготовлении салата?
- какие овощи содержат больше витаминов сырые или варёные?
- как можно быстро очистить копчёную колбасу , если она плохо очищается? и т.д.
Жюри контролирует количество правильных ответов каждого участника.
6. По истечению времени 20 мин. Участники представляют своё блюдо жюри и зрителям
Показ слайда с рецептурой своего блюда:
- название салата
- какие продукты необходимы для приготовления
- содержание в блюде полезных веществ для организма человека
- способ приготовления
- оформление блюда. Приложение 4
7. Участник конкурса предлагает жюри продегустирует блюдо, затем жюри оценивает по 5 бальной системе. Приложение 2
8. Ведущий просит зрителей продегустировать каждое блюдо и проголосовать жетоном нужного цвета за блюдо , которое понравилось и обосновать свой выбор. Приложение 5
9. Жюри подводят все балы по каждому участнику.
10. Ведущий подсчитывает жетоны по цветам и добавляет к баллам жюри.

IV. Подведение результатов игры-соревнования.

11. Объявляются результаты поединка ( голосование зрителей может изменить результаты жюри и вывести на призовое место , другого участника при подсчёте жетонов) .
12. Всех участников можно наградить грамотами или призами.

3-й этап заключительный
Учитель просит всех прибрать рабочие места.
В беседе с учениками , учитель выясняет с какими трудностями они встретились и что у них на их взгляд , плохо получилось.

V . Подведение результатов урока.

Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Ожидаемые результаты игры

Умение учащихся работать с инструментами и приспособлениями, правильно организовать своё рабочее место.
Учащиеся должны показать умения и навыки при нарезке овощей и оформлении блюда.
Учащиеся должны показать свои знания в кулинарии при выборе и приготовлении блюда.
Показать умение правильно сервировать стол.
Привить учащимся самостоятельность, аккуратность, умение излагать нужный материал.
Показать умение учащихся работать с компьютером при выборе рецептуры блюда ( интернет).


Приложение.
Приложение 1. Вопросы для участников конкурса по кулинарии:

Вопрос 1
На кухне достаточно иметь одну доску разделочную ? ( ответ - минимум 3 настольных доски: для обработки сырых продуктов, для готовых продуктов и для разделки теста).
Вопрос 2
Во время варки риса следует добавлять сахар если да то почему ? ( ответ – от этого рис твердеет).
Вопрос 3
Мясо лучше всего размораживать медленно, на воздухе, или в воде?. ( ответ - на воздухе)
Вопрос 4
Как можно определить свежесть мороженой рыбы ? ( ответ – по внешнему виду , по запаху, можно определить, если воткнуть в толщу ее мяса разогретый в кипятке нож, а затем понюхать его).
Вопрос 5
Что необходимо добавлять в воду при оттаивании рыбы, чтоб уменьшить потерю минеральных веществ в рыбе?
( ответ - нужно соль (7-10 г на 1 л воды).
Вопрос 6
Что нужно сделать с рыбой , чтоб она во время жарки меньше разваливалась ? ( ответ - ее посолить за 10-15 минут до приготовления).








Приложение 2 Ведомость - таблица подведения итогов конкурса ( жюри).


Ф.И участника
Соблюд.
тех.без-ти
Ответы на вопросы
Представление
блюда
Оформление блюда, сервировка
Чистота
раб.места
Баллы
Итог.







жюри
зрители


Иванова
Ксения
5
5
4
4
5
18
5
23


Петрова Ольга
5
5
5
5
5
25
4
29








Приложение 3 Выполнение работы конкурсантами.







Приложение 4 Представление блюда участником .







Приложение 5 Голосование зрителей жетонами.




Источники информации:
1. Современные педагогические технологии как объективная потребность . [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Игровые методы обучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Полезные советы по домашней кулинарии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4.Методика обучения технологии 5-9 классы. Издательство Дрофа Москва 2004
5. Технология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией Симоненко. ДРОФА 2011 г.











Рисунок 4
Лђ Заголовок 1Dђ Заголовок 215