Влияние уроков устной речи и окружающего мира на построение конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками обучающихся.(


Качановская Наталия Аркадьевна,
учитель коррекционных начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» города Волжска Республики Марий Эл
Влияние уроков устной речи и окружающего мира на построение конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками обучающихся.(1 слайд)
«Человеческое общение – самая большая роскошь на свете»
Антуан де Сент Экзюпери.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно - примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Одной из главных задач (слайд) современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить, умел оценивать свою и чужую речь. Речь помогает ребенку общаться с людьми, познавать мир, играет огромную роль в психическом развитии ребенка. В коррекционной школе развитие речи - одна из важнейших проблем. Недостатки речевого развития проявляются у детей с ОВЗ наиболее отчетливо и отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальной адаптации ребенка, на построение конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками. ( слайд)
Поэтому задача педагога (4 слайд) состоит в том, чтобы научить детей говорить, правильно формулировать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, развивать наблюдательность, учить самостоятельно добывать знания и пользоваться ими, обучать, получать опыт практических действий, получать знания об окружающем мире, адаптироваться в нем, помочь найти свое призвание и развивать профессиональные навыки и умения, которые пригодятся в будущей взрослой жизни.
Окружающий мир и устная речь как учебные предметы могут способствовать более успешному формированию личности. На этих уроках обогащается словарный запас, формируются элементарные представления и понятия, которые нужны при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление об окружающем мире.
Основные задачи этих уроков:
коррекция недостатков общего и речевого развития учащегося;
расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
развитие наблюдательности учащихся на основе систематических упражнений.
В младших классах имеются реальные возможности для коррекции и воспитания личности ребёнка с ОВЗ. С одной стороны - живая природа, притягательная в познавательном отношении для детей, а с другой - доверчивые дети для которых авторитет учителя является непререкаемым.
Основными принципами организации урока, наряду с общедидактическими, являются предметность и наглядность преподавания. Под предметностью понимается, что организация обучения должна быть такой, чтобы изучаемый объект был по возможности воспринят всеми органами чувств ученика: слухом, зрением, осязанием, обаянием, тактильным ощущением. То есть на уроках должны быть натуральные объекты или рисунки: яблоко, капуста, кошка, коза. Именно наглядность способствует созданию чётких и полноценных характеристик об изучаемом объекте у детей с ОВЗ.
Перед демонстрацией объекта даётся конкретное задание учащимся по его восприятию. Например: «Рассмотрите предмет, который я вам покажу, и подготовьте ответы: Какого он цвета? Формы? Величины? и т. д.»
Демонстрируемый предмет должен быть хорошо виден всем учащимся во всех его деталях. Необходимо дать подготовляющее время к восприятию объекта (30-40 секунд), чтобы дети настроились на наблюдение. Вопросы задавать такие, чтобы направить внимание учеников на нужные стороны объекта. Например, при раздаче детям листов бумаги можно спросить:
-Оля, какой по форме у тебя лист?
-Саша, а у тебя какой?
-Лёня, какого цвета у тебя лист?
-Карина, какой лист на ощупь?
Дать для сравнения лист картона и задать те же вопросы. Затем сравнить оба листа. В заключение спросить
-Какие листы бывают ещё? (лист дерева, лист капусты, и. д.)
Обобщить воспринятую детьми информацию в устном слове учителя, в его рассказе.
Наглядность предполагает использование различных вариантов изобразительных средств: рисунки, таблицы, схемы. Важно отобрать такие образцы наглядности, которые демонстрируют изучаемый объект на разных стадиях развития: (котёночек - кошка - кошка с котятами) и в разные периоды биологического цикла (береза - осенью, весной, летом, зимой).
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений. Научить ребенка говорить – значит, научить его мыслить. В целях создания оптимальных условий, побуждающих учеников к высказываниям, постановке вопросов, участию в диалоге используются специальные приёмы, которые развивают коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания.
Один из приёмов - использование графических схем, опор символов, которые поэтапно включаются в содержание урока и выполняют основу речевого высказывания ученика. Таких графических вариантов много. Остановлюсь на 2.
1вариант. Предполагает у ученика формирование связного высказывания без наводящих вопросов учителя; построение словосочетания, простого предложения, простого предложения с предлогом, простого распространенного предложения и т. д.)Сначала надо выявить, умеют ли дети правильно отвечать на вопросы.
«Что это?» - Это помидор.
«Какой он?» - Красный, круглый, большой.
Показываю красную полосу, картину с изображением круга и картину с изображением маленького и большого кружков.
При повторении прикрепляем картинку с изображением помидора и спрашиваю «Какой он?», показывая поочерёдно на графические символы.
У ученика получается фраза: «Помидор красный, круглый, большой». Можно поменять местами графические символы. Получается фраза: «Маленький, красный, круглый помидор».
Дети постепенно приучаются строить фразы, глядя на графические схемы и их перестановки. То есть дети наглядно воспринимают конструирование фразы.
Можно дополнять графические схемы разными фактами:
- дать несколько полосок (жёлтую, красную, синюю, зеленую),
- закрепить картинку изучаемого объекта (огурца, репы, моркови), дополнить в схему таблицы символизирующие форму, размеры и.т. п.. Например: «Зелёный огурец овальной формы, маленький».
Когда дети научатся самостоятельно (без графической опоры) называть основные признаки предмета, можно усложнять задания, включая предлоги и глаголы.
2вариант - это та графическая наглядность, которая предполагает отработку у учащихся навыка самостоятельного высказывания: подбор прилагательных, подбор слов - действий, подбор предметов. Используются карточки - определители, соотносящиеся с конкретной грамматической категорией.
Их всего 4. Карточка №1 - обозначает признаки предметов; карточка №2 - действие предметов; карточка №3 - сам предмет; карточка №4 – дополнения, определения.
Карточки вводятся в работу постепенно, когда у детей имеется точная ориентировка по уже отработанной карточке. Учителю надо иметь 20 - 30 штук каждого вида.
Сначала объясняется, к каким словам мы будем ставить ту или иную карточку. Лучше начать с карточки №1. Например, опять возьмём помидор: - «Какой он?: Красный, круглый, сладкий…». Все эти слова будем обозначать карточкой с волнистой линией (№1). Какой вопрос мы можем поставить к этой карточке: «Какой? Какая? Какие?». Отрабатывается значение этой карточки. И так идёт работа со всеми карточками. Постепенно включается в урок работа по двум карточкам, по трём, по четырём.
Можно использовать на всех уроках окружающего мира и устной речи работу на слуховое внимание составление по графическим опорам.
Тема «Летние каникулы».
Упражнение на слуховое внимание.
Задание: « Я буду называть предложения, в которых будет говорится о различных временах года. Вы будете поднимать руку, когда услышите только предложение о лете. Постарайтесь их запомнить».
Например: Дует холодный зимний ветер. Солнышко светит ярко и жарко. Стоит грустная, дождливая, прохладная погода. Птицы улетели. Кругом всё покрыто красивым цветочным ковром. Дети купаются в реке. Дует морозный ветер. Весело поет в поле жаворонок. Дни стоят длинные и светлые. Ночи длинные и морозные. Дети катаются на лыжах. В лесу поспевает вкусная малина. Река покрыта льдом. Дети ходят в лес за ягодами.
В помощь можно выставить картинки, подходящие к этим предложениям.
Или написать на доске первое слово.
Составление рассказа о лете по графическим опорам.
В процессе этой работы учитель проверяет, как дети помнят систему работы по картинкам. Затем он просит подобрать карточки.
Так же ведётся работа над диалогической речью, где преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие, часто грамматически неполные.
Поэтому работа над диалогической речью предшествует формированию речи монологической, подготавливая почву для последней.
Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а так же задавать вопросы собеседнику, что значительно труднее.
В работе над диалогической речью можно выделить три задачи:
Научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы);
Научить постановке вопросов;
Воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая).
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. На уроках необходимо использовать специальные упражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли можно начать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в определенной последовательности. Позднее научить детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. (пересказать подробно или сжато).
Умение рассказывать закрепляется в играх. Рекомендуется разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей. Таким образом, любая методика обучения связной речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни.
Обучение рассказыванию рассматривается, как одно из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи.
К основным методам обучения детей связной монологической речи относятся:
обучения пересказу;
обучение рассказыванию по восприятию:
1) описание игрушек;
2) описание натуральных предметов;
3) рассказывание по картинке;
обучение рассказыванию по представлению (рассказы из личного опыта);
обучение рассказыванию по воображению (творческие рассказы).
Нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Можно использовать малые формы фольклора - загадки, считалки, чистоговорки, сказки, скороговорки. Они, привлекая детей своей формой и яркими поэтическими образами, вызывают положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленную на формирование правильного звукопроизношения, делают речь детей более выразительной, яркой.
Безобидной и веселой словесной игрой детей считаются скороговорки, которые способствуют правильному произношению.
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Пословицы и поговорки - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.
Семьей дорожить - счастливым быть.
Дружно за мир стоять - войне не бывать
Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание их развивает способность припоминать, сравнивать, думать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Учащиеся пытаются сами придумывать их.
Как только хочу его раздеть,
Так сразу начинаю я реветь
На экскурсиях, наблюдая за солнцем, небом, облаками, травами, ученики осваивают различные приемы мыслительной деятельности, знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Они познают природу, оформляя свои впечатления в доступной им форме. На предметных уроках - это практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов, лука. Участие в уборке урожая на пришкольном участке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
На уроках окружающего мира дети знакомятся с ближайшим окружением, с жизнью и трудом людей, даётся представление ребенку о себе и о других людях; правила поведения в школе, на уроках; обращение к учителю; взаимоотношения с друзьями, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи; культура поведения в школе и других общественных местах. Семья, семейные традиции. Имена и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о близких. Родословная. Значение труда в жизни человека и многое другое.
Нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя
Сотрудничество в обучении – это совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями. Этот процесс необходим для того, чтобы ученик быстрее стал самостоятельным, чтобы умел трудиться и в большом коллективе, и в малой группе, и самостоятельно.
Итак, успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни. А значит и уроки устной речи и окружающего мира влияют на построение конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками обучающихся.
Литература:
1.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Формирование связной речи и развитие лочического мышления,Москва2003г..
2.Подрезова, Т.И.- Материал к занятиям по развития речи [текст] Т. И. Подрезова, М: Айрис Пресс.- 2009.- 89с.
3.Фефилова, Е.П.- Поурочные разработки по курсу Окружающий мир [текст] Е. П. Фефилова, В: Учитель.- 2008.- 78с.
4.Худенко, Е. Д. - Планирование уроков развития речи на основе окружающей действительности в 3-4 классах специальной коррекционной школы VIII вида [текст] Е. Д. Худенко, М: Просвещение.- 2004.- 67с.
5.Худенко, Е. Д. – Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии в 1-2 и 3- 4 классах. Под редакцией Воронковой В.В..Москва, 1992г.
6.Худенко, Е. Д. Обогащаем словарный запас. Екатеринбург 2013г..
7.Буйко В. , Сыропятова Г.Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета.