Методическая разработка урока математики для 5 класса по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»


Методическая разработка повторительно-обобщающего урока
математики
Класс: 5
Автор: учитель физики МБОУ Зелено-Рощинской ООШ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Малючева Елена Владимировна
Тема:
«Сложение и вычитание натуральных чисел»
Цель урока:
Образовательная: закрепление приобретенных знаний и умений; развитие познавательной активности; формирование общекультурных и предметных компетенций;
Развивающая: расширение общекультурного багажа учащихся; развивитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способность к самообучению; развитие мышления;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к школе и труду учителя; воспитание культуры диалога и обмена мнениями; воспитание навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Вид урока: урок-путешествия в сказку.
Метод обучения: репродуктивный метод.
Технология обучения: информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве.
Учебно-методическое обеспечение: Я. Виленкин,  А.С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М. Просвещение, 2006 «Математика 5класс»
Время реализации занятия (45 минут)
Компьютерные медиапродукты: авторская презентация, созданная в среде POWER POINT;
Деятельность учителя на уроке:
-приветствие учащихся;
-проверка готовности учителем учащихся к уроку, организация внимания;
-инструктаж учащихся по работе с «Оценочным листом деятельности учащихся на уроке»;
-комментирует, направляет работу учащихся;
-обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся;
-выступает в роли тьютора для слабых учащихся;
-задает дозированное домашнее задание.
Деятельность учащихся на уроке:
-отвечают на вопросы учителя;
-решают самостоятельно уравнения, задачи, разгадывают математические ребусы;
-оценивают себя и друг друга;
-работают с «Оценочным листом деятельности учащихся на уроке»;
-учащиеся меняют вид деятельности, отдыхают во время динамической паузы;
-рефлексируют.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Метапредметные результаты: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.Личностные результаты: умение работать в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
План урока
Этапы урока Временная реализация
Организационный момент. Введение в тему урока. 3минуты
1задание «Устный счет» 5минут
Развитие памяти 3минуты
2задание «Математический диктант» 6минут
3задание «Решите уравнения» 6минут
Динамическая пауза 2минуты
4задание «Решите задачи» 8минут
5задание «Математические ребусы» 5минут
Обобщение материала урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия. 4минуты
Инструктаж домашнего задания. Подведение итогов урока. 3минуты

Ход урока
Введение в тему урока.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Удивительно точно подметил А.С. Пушкин в своем незавершенном стихотворении, написанном в 1830 году характер научной деятельности. Любому открытию сопутствует опыт, талант открывателя и даже случай.
Для того чтобы человек открыл что-то новое для человечества, да просто для самого себя необходимы знания. Каков ваш багаж знаний мы сегодня и узнаем.
Сегодня необычный урок – урок путешествия в сказку.
Демонстрация репродукции картины «Устный счет. Урок арифметики в сельской школе» С.А.Рачинского.

…Класс сельской школы. Идет урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить детям. Всех их связывает увлеченность заданием, усердие, с которым они ищут ответ. При этом каждый из персонажей наделен собственным характером. Обращаю ваше внимание на то, что это происходит почти 115 лет назад, в трехклассной сельской школе, и ученики решают устно. Посмотрите на лица - равнодушных нет! Рачинский говорил: «С поля за карандашом и бумагой не побежишь, решать надо умственно!»
Устный счет
125:25=5 346-56 =290 45675+325=46000
(67+33):10=10 1234-1034=200 29006-28000=1006
234+56=290 3478+522=4000 678+12322=13000
1000:100=10 100*100=10000 15*1000=15000
Развитие памяти (в течение 1минуты посмотреть на цифры, запомнить, а затем воспроизвести)
456

10 12
66
100 999

21
1000
654
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья Премудрая. Красавица была писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего она математику любила. Закроется бывало в комнате и целыми днями задачи по математике решала.
И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда.
Кликнул тут царь клич «Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам». Нашелся храбрец: Иван – крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел искать Настасью Премудрую.
Идет Иван, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь»? – спрашивает. Рассказал все Иван старушке. Нелегко тебе придется. Ведь спасти Настасью может только тот, кто математику знает». Дала старушка Ивану клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным станет лишь тогда, когда ты выполнишь задание».
Математический диктант
Iвариант
1.Переместительное свойство сложения в буквенном виде.
2.Свойство вычитания числа из суммы в буквенном виде.
3.Найдите значения выражения, используя сочетательное свойство сложения
345+267+125+783
4.Запишите свойство сложения числа и нуля.
5.Найдите значения выражения, используя свойство вычитания суммы из числа
123-(56+23)
IIвариант
1.Сочетатальное свойство сложения в буквенном виде.
2.Свойство вычитания суммы из числа в буквенном виде.
3.Найдите значения выражения, используя сочетательное свойство сложения
789+456+311+674
4. Запишите свойство вычитания числа и нуля.
5.Найдите значения выражения, используя свойство вычитания числа из суммы
(567+689)-367
Ответы
Iвариант IIвариант
1.а+в=в+а 1.а+(в+с)=(а+с)+в=(а+в)+с
2.(а+в)-с=(а-с)+в; 2.а-(в+с)=а-в-с
(а+в)-с=(а-с)+в
3.(345+125)+(267+783)=470+1050=1520 3.(789+311)+(456+674)=1100+1130=2230
4.а+0=а; 0+а=а 4.а-0=а; а-а=0
5.(123-23)+56=100+56=156 5. (567-367)+689=200+689=889
Взаимопроверка выполненной работы.
Покатился клубок и привел Ивана к болоту: не обойти, не объехать. Что делать? Видит Иван камень, а на камне написано: выполнишь задание – откроется тебе невидимая тропинка через болото, а не сумеешь – не видать тебе Настасьи.
Решите уравнения
Iвариант
а) (38 + у) – 18 = 31 б) 40 – 3х = 10
IIвариант
а) 63 – (25 + z) = 26 б) 2у – 15 = 23
Ответы
Iвариант IIвариант
а) (38 + у) – 18 = 31 а) 63 – (25 + z) = 26
38+у=31+18 25+z=63-26
38+у=49 25+z=37
у=49-38 z=37-25
у=11 z=12
(38+11)-18=31 63-(25+12)=26
31=31 26=26
б) 40 – 3х = 10 б) 2у – 15 = 23
3х=40-10 2у=23+15
3х=30 2у=38
х=30:3 у=38:2
х=10 у=19
40-3*10=10 19*2-15=23
10=10 23=23
Самопроверка выполненной работы
Динамическая пауза
Покатился клубок дальше по тропинке через болото. Вдруг клубок остановился. Пригляделся Иван, а впереди глубокий ров. Не обойти, не перепрыгнуть. Что делать?
Смотрит Иван на самом краю рва опять камень огромный, а на нем слова: «Решишь задачи, то перекинется через ров мост, а не найдешь – так и останешься на этой стороне».
Решите задачи
1.Ширина прямоугольного участка земли 500 м, и она меньше длины на 140 м. Найдите площадь участка.
2. Из 830 г шерсти связали 4 варежки и шарф. Сколько граммов шерсти истратили на каждую варежку, если на шарф израсходовали 350 г?
Ответы
1.в=500м
а=? на 140м больше
S=?
Решение:
S=а*в
а=500+140=640(м) длина прямоугольного участка
S=500*640=320000(м2)
Ответ: S=320000м2
2.Всего-830г
Связали-4варежки и шарф
Израсходовали-350г на шарф
1варежка - ? г шерсти
Решение:
830-350=480(г) израсходовали на варежки
480:4=120(г) израсходовали на 1варежку
Ответ: 120г израсходовали на одну варежку.
Самопроверка выполненной работы.
Головы были срублены, замок рухнул на землю. Перед Иваном стоит Настасья. «Молодец Иван! – говорит она. Не побоялся трудностей и испытаний. Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо математические ребусы решить.

Математические ребусы
(Число) (Степень)
(Пример) (Периметр)
(Уравнение) (Минус)
Как только было выполнено задание, рухнули злые чары, очутились Иван и Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали жить поживать, да добра наживать.
Подведение итогов урока
Оценочный лист деятельности учащегося на уроке
Вид деятельности на уроке Баллы
Устный счет Математический диктант Решите уравнение Решите задачи Математические ребусы Итого «3»-13-18
«4»-19-23
«5»- 24-27
Рефлексия
Домашнее задание
Повторить п.6-10, составить по 2 примера на свойства сложения и вычитания натуральных чисел.
Заключительное слово учителя
Давайте, ребята, давайте считать:
Делить, прибавлять, умножать, вычитать.
Смекалку свою проявите:
Считайте, рисуйте, чертите!
Вы все молодцы! Вы все удальцы!
И пусть на года любимой всегда
Для вас математика будет!
Она и серьёзна, она и трудна!
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и в ней играть и шутить,
Смеяться и улыбаться!