Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

Цель урока: Обобщить и систематизировать изученное по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Закрепить ЗУН, сформированные учащимися при изучении данной темы:
выделять грамматическую основу предложения;
определять способы выражения подлежащего;
правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;
определять вид сказуемого; знать из каких частей состоят составные сказуемые; уметь отличать их;
знать в каких случаях между подлежащими и сказуемым ставится тире;
знать на какие группы делятся второстепенные члены предложения; как могут выражаться;
отличать согласованные и несогласованные определения; прямые и косвенные дополнения;
знать постановку знаков препинания при приложении;
уметь использовать полученные ЗУН в различных типах речи.


Ребята! При работе с материалом данного урока вы выбираете задания по своим «силам»:

Уровень I. Базовый.
Уровень II. Усложненный.


Учебный элемент
Задания учащимся
Руководство рекомендации





УЗ-1
I. Разберите примеры, приведенные ниже и ответь на вопрос № 1, 2, 3 стр. 84 учебника.

Учебник стр.11-15






1. По пескам у горизонта плыли три белых паруса.
Взаимопроверка
Работа в парах


2. Четверо ребят отправились на рыбалку.



3. Чинить яхты – работа в дороге не очень приятная.
Используйте графическое объяснение


4. Я хочу поговорить с ним об этом.



5. Озеро словно зеркало.
Смотри таблицы в тетради






II.1. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.
Смотри примечание на стр.49






1. Летний вечер тих и ясен.



2. Золотой мтелью мчит...ся ж...лтый лист.
Выделите грамматическую основу.


3. Месность равни (н, нн)а и река (с,з)десь широка и дли (н,нн)а.



4. Мы медле (н,нн)о стали прближатся к вершин горы.



5. По Северному морскому пути в это лето сновал (о,и) вликое множество судов.



6. Еще и холоден и сыр февральский воздух но над садом уже смотрт небо ясным взглядом.



7. Трое в слодатских бушлатах летел (и,о) укращать Ангару.



8. В этом году осень теплая.



9. Девочка была огорче (н,нн)а присходящм.



10. Все насление поселка вышл (и,о) встрчать рыбаков.







Определите, чем выражены главные члены предложения. Укажите вид сказуемого.







2. Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Работа в парах
Взаимопроверка






1. Простота есть (не) обходимое условие пркрасного.
Не забудьте вставить пропущенные буквы!


2. Дело художника рждать радость.



3. Хороший вкус это прежде всего чуство меры.



4. Жизнь нескончамый экзамен.



5. Для меня жить значит работать.
Смотри примечания на стр.61 учебника и таблицу


6. Облака как прчудливые замки.



7. Сегодня море как небо.



8. Очень важное провление вежлвости поздороватся первым.



9. Озеро словно зеркало.



10. Глаза будто вишни.







Выделите подлежащее и сказуемое. Определите, чем выражено подлежащее, вид сказуемого.



Ответьте на вопрос № 4 учебника стр. 84.






УЗ – 2
I. 1. Подчеркните грамматические основы. Найдите дополнения. Определите, чем они выражены.



1. На лицо тебе уж веет ра (н,нн)ий утра холодок.
Вставьте пропущенные буквы


2. Редет ночного тумана покров.



3. Глубина впадины рвна оди (н,нн)адцати километрам.



4. Споры отлжили (на) завтра.



5. Безродного пргрел и (в) вел в мое семейство.



6. Чере (с,з) (не) сколько дней меня выслушвал врач .



7. Мы попросили девочку спеть.



8. Врач посоветвал отцу уехать на юг.







2. Выделите грамматические основы. Подчеркните дополнения. Определите прямые или косвенные эти дополнения.
Работа в парах
Взаимопроверка






Продлжая традици Ломоносова Державин создет своебразные, оргинальные произвдения. Его ода «Фелица» стала литературной сенсацей, новым шагом в развит поэз . Основное место в ней занмает (не) описание занятий и привычк Екатерины II а выржжение личных смпатий к ней чуства восхищения и надежд на нее как на просвеще (н,нн)ого монарха.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где это необходимо, знаки препинания.






Подберите однокоренные слова к слову просвещенный
Работа в парах
Взаимопроверка






3. Выделите грамматические основы. Подчеркните определения. Определите вид определения.



1. Первый сборник раказов А.П. Чехова вышел в 1884 году.
Смотри примечания стр.73


2. Где роза бе (з,с) рстет ?



3. В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где это необходимо, знаки препинании!.


4. (Не) много дальше рсла черемуха (по) толше.



5. Я соверше (н,нн)о утратл способность писать.



6. (В) близи дороги стояли полвые цветы самых разнобразных размеров, форм, окрасок.



7. Это была обыкнове (н,нн)ая кукла с широко ра(с,з)крытыми голубыми глазами с (не) сколько раведе(н,нн)ыми руками с льнными локонами. Платье из тюл (я,и) просвеч вало на ее розовом тел .







Ответьте на вопрос № 6 (учебник стр.84)







4. Расставьте знаки препинания. Объясните. Ответьте на вопрос № 7 учебника

стр. 84






1. (Не) сколько раз мы видли этого волка чудовще.
Вставьте пропущенные буквы!


2. На небе красавца зря разгралась.



3. Аргументы и факты интересная газета.



4. Волга река тружница.
Подчеркните грамматические основы!


5. Течт река Волга почти чере (з,с) всю страну.



6. Первыми встрчают весну цветы подснежники.







5. Выделите обстоятельства. Определите вид обстоятельств. Чем выражены.
Работа в парах
Взаимопроверка






1. Грмадные тучи нависли и скрыли блстательный день.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинании!.


2. Здесь° горы с двух сторон стоят как две стены.



3. Шли пшком ехали на извоз (ч,щ) ках со всех концов города.



4. Тогда (то) и вывсил на дверях квартиры свой бюллетень* Жуковской.

Смотри учебник стр.78-79
Значение слова отмеченного * посмотри в толковом словаре



5. Как щит в бою окровавле (н,нн)ый восходит полная луна.



6. Длеко (длеко) колокольчк звенит.



7. Потом что (то) стукнуло зашипело и откуда (то) донеся мелодичный звон.















6. Подчеркните грамматическую основу и обстоятельства, выраженные сравнительными и деепричастными оборотами.
Смотри примечания стр.82






1. Из трубы в темно (синее) небо чрными клубами валит дым а над ним мигают как живые глаза ясные звезды.
Расставьте знаки препинания вставьте пропущенные буквы!

Взаимопроверка


2. Дождь за окном потресквал как поленья в костр .



3. Крабль словно щепку брсало на волнах.



4. Весь день дождь лил как из ведра.



5. Он пролетел как стрела все ра.тояние.



6. Мальчк покрснел как рак.



7. Грохот (не) умолкая катился дальше.



8. Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.



9. Он бежал сломя голову.



10. Порой она скльзила меж камней смеясь (не) ловкост.. своей.
Смотри контрольный лист


11. Она любила читать лежа.







7. Какова синтаксическая роль неопределенной формы глагола в данных предложениях?
Работа в парах
Подчеркните как член предложения






1. Читать прключенческую литературу его страсть.
Расставьте знаки препинания вставьте пропущенные буквы!



2. К вечеру мороз начал усилваться.



3. Отец научил меня понимать музыку.



4. Он пришл ра (с,сс) казать новости.



5. Ра (з,с) далась команда поднять паруса.



6. Скоро весе (н,нн) ий лес будет встр чать своих пернатых хозяев.



7. Мое увлечение собрать марки.







II. Разберите предложения текста, данного ниже, по составу, не забудьте обозначить, чем выражены члены предложения.
Работа в парах
Взаимопроверка






Учась в гимназии Гоголь играл во многих песах поставле (н,нн) ых на сцен ученического театра. Удачны были в его
и (с,з) полнени женские роли, особе (н,нн)о роль помещиц Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. Комедия была написа (н,нн) а (в) течен (е,и) двух месяцв и (в) последствии (е,и) драматург влновавшийся за будуще песы прсутствовал на рептицях давая актерам це (н,нн)ые советы. Его сатира была остра как нож разящий врага.
Расставьте знаки препинания вставьте пропущенные буквы!






УЗ – 3
Выполните упр. № 178 (смотри учебник) Работу выполняете самостоятельно!
Работать в учебнике можно только карандашом! Самопроверка





УЗ – 4
Вернитесь к УЗ – 0. еще раз внимательно прочитайте цели. Осмыслите прочитанное.
Если цели достигнуты, то можете переходить к экспертному контролю.
Рефлексия
(осознание,
осмысление)





УЗ – 5
Экспертный контроль
Проверяет учитель




























4.

1. Несколько раз мы видели этого волка-чудовище.

2. На небе красавица заря разгоралась.

3. «Аргументы и факты» - интересная газета.

4. Волга-река – труженица.

5. Течет река Волга почти через всю страну.

6. Первыми встречают весну цветы подснежники.

5.

1. Громадные тучи нависли и скрыли блистательный день.

2. Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены.

3. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города.

4. Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень* Жуковский.

5. Как шит, в бою окровавленный, восходит полная луна.

6. Далеко-далеко колокольчик звенит.

7. Потом что-то стукнуло, зашипело и откуда-то донесся мелодичный звон.

6.

1. Из трубы в темно-сине небо черными клубами валит дым, а над ним мигают, как живые глаза, ясные звезды.

2. Дождь за окном потрескивал, как поленья в костре.

3. Корабль словно щепку бросало на волнах.

4. Весь день дождь лил как из ведра.

5. Он пролетел как стрела все расстояние.

6. Мальчик покраснел как рак.

7. Грохот, (не) умолкая, катился дальше.

8. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

9. Он бежал сломя голову.

10. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.

11. Она любила читать лежа. (Не обособляются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия).

7.

1. Читать приключенческую литературу – его страсть.

2. К вечеру мороз начал усиливаться.

3. Отец научил меня (чему?) понимать музыку.

4. Он пришел (с какой целью?) рассказать новости.

5. Раздалась команда (какая?) поднять паруса.

6. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.

7. Мое увлечение – собирать марки.

II.

Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах поставленных на сцене ученического театра. Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.
Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актерам ценные советы. Его сатира была остра как нож, разящий врага.

УЗ – 3

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и, как всегда в Полесье, неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися белыми облаками; с крыш посыпались чистые, звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком.
















15