Открытый урок по геометрии в 11 классе на тему: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме Многогранники


Открытый урок геометрии в 11 классе
Тема: «Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Многоугольники»»
Цели:
Образовательные:
Проверить и систематизировать знания учащихся по теме «Многогранники»
Продолжить формирование навыков решения задач
Развивающие:
Развивать умение планировать ход решения задачи;
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Повышать уровень математической культуры учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать толерантность, умение работать в паре;
Воспитывать умение осуществлять самоконтроль.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Оборудование: интерактивная мультимедийная доска, проектор, ПК для учащихся, раздаточный материал, развертки и модели фигур.
Структура урока:
Организационный момент. Постановка целей. Мотивация деятельности на уроке.(2мин)
Проверка домашнего задания: защита проекта + домашняя задача №872. Актуализация опорных знаний.(7мин)
Блиц-тестирование(2 мин)
Блиц-задачи.(5 мин)
Решение задачи с построением рисунка и полным
оформлением решения(15 мин)
Решение практической задачи (работа в парах) + тестирование на компьютерах.(10 мин)
Мониторинг.(1 мин)
Постановка домашнего задания.(1 мин)
Рефлексия(1 мин)
Итог урока (1 мин)

Ход урока:
9.20 Организационный момент. Постановка целей и задач. Мотивация деятельности на уроке (2мин).Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые коллеги!
Сегодня мы проводим урок, который является обобщающим в большой и интересной теме «Многогранники».
При изучении темы мы познакомились с такими геометрическими телами как призмы, пирамиды, правильне многоугольники, изучили их свойства, решали много задач. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим эти знания, продолжим учиться применять их при решении задач.
Эпиграф
Эпиграфом к уроку я взяла слова выдающегося математика Вячеслава Викторовича Произволова: «Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение».
Итак, я предлагаю Вам приключение в мир многогранников.
Каких же целей мы должны достигнуть на уроке?
Цели:
Повторить теоретические знания о многоугольниках, систематизировать их.
Продолжить учиться планировать ход решения задачи и верно его оформлять.
Применить свои знания при решении практических задач.
Учиться работать в парах.
Выполнить самоконтроль знаний и умений.
342709592075Слова учителя: Любое путешествие начинается с дома. Давайте проверим домашнее задание.
№ 872 у доски решит…
Во время изучения темы вам, ребята, была предложена работа над проектом «Сравнительная характеристика призмы и пирамиды». Девочки проделали эту работу и сегодня готовы защитить свой проект.
00Слова учителя: Любое путешествие начинается с дома. Давайте проверим домашнее задание.
№ 872 у доски решит…
Во время изучения темы вам, ребята, была предложена работа над проектом «Сравнительная характеристика призмы и пирамиды». Девочки проделали эту работу и сегодня готовы защитить свой проект.

9.22 Проверка домашнего задания (7мин):
№872 у доски;
Защита проекта «Сравнительная характеристика призмы и пирамиды».
260731023241000117348023241000-281940232410009.30 Блиц-тестирование (2 мин).
-635-254000
3609975234950003238522733000 9.32 Блиц-задачи (5 мин)
Решение задачи с построением рисунка и полным
оформлением решения (15 мин).

Этапы решения задачи
  Слова учителя Предполагаемый ответ Действия учеников
 1 Прочитать условие    
 2 С чего начнем решение задачи? С построения рисунка  
 3
 
 
 
 
  Вспомним схему построения правильной пирамиды 1. основание; 4. высота
2. медианы 5. вершина
3. центр основания 6. боковые ребра
 4 Оформим первую часть решения задачи. В ней описываются все данные и обосновуются расстояния и углы. Пусть SABCD- данная правильная пирамида, SО (АВС), SО=Н
 5 Построим линейный угол двугранного угла. С чего начнем? Построим апофему SK. SK-апофема, SK- наклонная, SO- перпендикуляр, ОК- наклонная, SK→ ОКАВ →SKO- линейный угол двугранного угла.
6  Вторая часть - это непосредственно решение. Сформируем план решения.    
 7 Начнем с формулы Sполн. Sполн = Sосн + Sбок 
8  Что представляет собой основание пирамиды Правильный треугольник  
9  2388235-89535Sосн=a23200Sосн=a232Как найти S осн   10 Какую величину надо найти предварительно? а Найти: а
 11 Какую величину надо найти, чтобы определить а? r Найти: а, r.
  Как найти Sбок? Первая формула: Sбок=Росн·l, где Росн=3а.Вторая формула: Sбок=Sоснcosφ.  Какую величину надо найти предварительно? l Найти :а, r, l.
  Покажем эти элементы на рисунке. Как их отыскать ? Записать:
SO=H;
OK=r;
SK=ℓ.
  План решения:
OK=r;
r→а;
SK=ℓ;
Sосн;Росн;Sбок;
Sполн.  Как отыскать эти элементы? Отрезки и углы надо находить в треугольниках (прямоугольных) Рассмотрим ∆S°
   Какой это треугольник? Равнобедренный   К=45°,
   Что из этого следует? SO=OK=H   Дописать: OK=r=Н
   Какая тригонометрическая функция поможет найти ℓ? синус   SK=SOsin45°=H·21=H2. Дописать.
   Теперь найдем сторону основания а. r= a23 a=2r3=2H3. Дописать.
   Теперь найдем площадь основания. По какой формуле находят площадь правильного треугольника? Sосн=а234   Sосн=(2Н3)2·34=4Н2·3·34=3Н23   Вычислите площадь боковой поверхности. Предварительно просчитайте периметр основания. Росн=3а  Росн=3·2Н3=6Н3   Теперь площадь боковой поверхности.    Sбок=6Н3·Н22=3Н26.
Или: Sбок=3Н23cos45°=3Н26.
   Найдем площадь погной поверхности. Sполн=3Н23+3Н26=331+2Н2. 
 
   Запишите ответ. Ответ: 331+2Н2. 
Решение практической задачи (работа в парах) + тестирование на компьютерах(10 мин).
Тестирование на компьютерах:
Сайт Onlinetestpad: Тесты по математике 11 класс (Подготовка к ЕГЭ по геометрии)
-1905029400500228409529337000451993029400500Практическое задание:
Мониторинг(1 мин).
368173017780004699002095500
3629660100076000
Постановка домашнего задания(1 мин).
Дома: Типовые задачи для контрольной работы стр.174, № 5, № 6.
Рефлексия(1 мин).
2228852730500
Итог урока (1 мин).
Всего:2+7+2+5+15+10+1+1+1+1=45мин.