Систематизация материала при подготовке к ОГЭ


Систематизация материала при подготовке учащихся к ОГЭ по математике.
Долгова Е.И., учитель математики, выступление на педсовете 30.12.2016 г
Любой учитель математики при подготовке своих выпускников 9 класса к ОГЭ сталкивается с вопросом как систематизировать эту самую подготовку? В этой статье я не буду говорить о рабочих программах, о программах элективных курсов. Я расскажу о своем опыте обработки данной работы. Новая форма сдачи экзамена подразумевает тестирование. Там всё четко. 3 части – алгебра, геометрия, реальная математика.
Для успешного прохождения тестирования необходимо отработать навык. Для отработки навыка необходима тренировка. Многократная тренировка. Итак, мои обучающиеся пишут пробные тесты. Я начинаю давать пробники с сентября. И для отслеживания результатов делаю следующее. На каждого ученика заводится папка. Обыкновенный скоросшиватель с мягкой прозрачной обложкой. В это папке на постоянной основе лежит справочный материал, которым выпускник имеет право пользоваться на экзамене. Скачивается и распечатывается из демоверсии на сайте ФИПИ. Здесь же лежит система оценивания работы, демоверсия. Ещё я разработала буклет, который имеется на руках у каждого ребенка, в этом буклете помещены все основные сведения по экзамену. Работы пишутся как на экзамене. Черновик на листочках. Ответы в бланк, в настоящий экзаменационный бланк ответов для закрепления навыка правильного заполнения. Здесь главное не поддаваться, а методично и жестко снимать баллы за забывчивость, исправления, грязь и т.д. Буквально 3-4 работы и ваши выпускники умеют заполнять бланк ответов чисто, красиво, правильно.
Каждый ученик знает правила проверки его работы. В частности - правило проверки и оценивания каждого вопроса. N - не приступил к выполнению; 0 – приступил, но выполнил неверно; 1 балл – приступил и выполнил верно. У каждого в его именной папке есть сводная таблица, в которую вносятся результаты каждой пробной работы. Выглядит она следующим образом
Дата 15.09 24.09 02.10 14.10 21.10 и т.д. Вариант Алгебра
№1 1 1 1 №2 0 1 1 ….. Геометрия
№9 N 0 1 №10 0 0 1 ….. Реальная математика
№14 1 1 1 №15 1 0 1 ….. №20 0 1 1 Итого баллов 5 7 8 Оценка 2 2 3 Видя данную сводную таблицу, ученик видит свои пробелы или достижения в каждом отдельном вопросе. И конечно же самое главное – количество набранных баллов. Мотивация - 100%, особенно когда данная цифра начинает повышаться. Да и между собой обсуждают, кто сколько баллов набрал, своеобразное соревнование. Опять же удобно разговаривать с родителями по поводу подготовки их ребенка к экзамену. Не голословно, а на основании фактов. Каждый бланк ответов по каждой работе подшивается в эту папочку. Если на пробнике ученик отсутствовал, в таблицу обязательно заносится число и везде ставится Н.
Для учителя эти сводные таблицы дают полную картину по каждому ребенку и по классу в целом. На какие темы обратить особое внимание у класса, и какие темы «западают» у конкретного ученика. Исходя из чего строится работа на консультациях.
Система работы по подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе включает следующие компоненты:
1. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
2. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
3. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
4. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Система подготовки обучающихся к ОГЭ.1. Теоретическая технология подготовки к итоговой аттестации по математике.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий коэффициент эффективности по подготовке к ОГЭ.
Система работы по подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе включает следующие компоненты:
1. Включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным заданиям.
2. В содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи.
3. Изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
4. Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
В своей работе много внимания уделяю устным вычислениям, начиная с пятого класса. Устные вычисления развивают понимание, наблюдательность и смекалку у учащихся. Проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, восстановить у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. Во время устного счета учитель вырабатывает у учащихся полезные навыки, определяет знания учащихся по той или иной теме, принимает меры для устранения замеченных недостатков. 
Состав методических средств, подготовленных для обучения общим методам, должен включать такие компоненты:
Идея самого метода:
примеры задач, решаемых этим методом;
система упражнений на усвоение метода (для каждого класса, начиная с 5-го класса);
средства самоконтроля деятельности по реализации данного метода. 
Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочным материалом. 
При подготовке к ОГЭ по математике считаю необходимостью систематизации знаний учащихся. Поэтому я структурно разбиваю всю  подготовку к экзамену на разделы:
задачи с практическим содержанием;
выражения и преобразования;
уравнения;
неравенства;
системы уравнений и неравенств;
текстовые задачи;
планиметрия;
задачи с параметрами.
При работе с каждым разделом делаю акцент на повторение и отработку общих методов решения задач (решение задачи по известному алгоритму, замена задачи, разбиение решения задач на решение системы задач, использование аналогий, ассоциаций). Так же, при подготовке учащихся к итоговой аттестации разумно соблюдать привило «спирали» - от простых типовых заданий до заданий 2 части.
2. Реализация проекта.
Как строить систему подготовки?
Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу. Не следует стараться решить как можно больше вариантов заданий предыдущих лет. Такой путь, как правило, неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, в этом случае у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов, т.е. через несколько недель он не может вспомнить, как он решал это задание, причём он пытается именно вспомнить решение, а не применить общий подход к заданиям такого типа.
Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов. 
Должен соблюдаться следующий принцип: правильно решенное предыдущее задание готовит к пониманию смысла следующего.
Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года (апрель-май), когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.
Все тренировочные тесты следует проводить в режиме «теста скорости», т.е. с жестким ограничением времени. Можно всё время громко фиксировать время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.
Эффективные методические приёмы.
Очень эффективен приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Целесообразно развернуть перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. 
Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае дети должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.
Принцип дифференциации.
Необходимо осуществлять одинаковую нагрузку как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на ОГЭ предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при подготовке к ОГЭ следует осуществлять дифференциацию таким же образом.
Особенности работы с заданиями первой части 
Первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой  подготовки, она обеспечивает получение тройки.
Задания даны в тестовой форме (8 заданий на выбор из четырех предложенных вариантов, 1 задание на установление соответствия, 7 заданий на краткий ответ). 
Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки).
Решений задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно, но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки. 
Типичные ошибки при выполнении заданий первой части 
Невнимательное чтение условия (путают выбор правильного ответа при решении неравенств методом интервалов или квадратичных неравенств, часто не знают, что вынести в ответ и т. п.).
Арифметические ошибки (в первую очередь работа с отрицательными числами и дробями). 
Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.
Особенности выполнения заданий 2 части 
2 часть работы направлена на проверку овладения материалом на повышенных уровнях;
дифференцировать хорошо успевающих учеников по уровню подготовки. 
требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося.
оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным. 
Обучение постоянному жёсткому контролю времени. 
На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Например, если на выполнение 1 части (16 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания 1 части необходимо затратить не более 3- 4 минут. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части.
Точно также должен действовать ученик, планирующий получить «хорошую» четвёрку или пятёрку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 1 час, а остальные 3 часа посвятить 2 части работы. Выдержать этот график может только тот, кто приучен 3-4 часа заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд – одна из причин низкого качеств выполнения работы.
Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым. Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). 
Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. 
Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». 
Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным. Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. 
Затем необходимо «пробежать» глазами 1 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №17), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы.
Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы.
Некоторые задания могут вызывать у учащихся затруднения, поэтому им нужна помощь учителя, нужна его консультация. Я провожу разные виды консультаций:
уроки-консультации;
консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части );
индивидуальные консультации.
Консультации по группам – 1 раз в неделю.
Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
Геометрия – один из самых трудных учебных предметов в школе.
Применение учебных презентаций способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии:
развивать логическое мышление, пространственное воображение, образное мышление учащихся;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствовать графическую культуру.
Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер.
Устное решение задач (по готовым чертежам)
Несомненно, что компьютер — помощник при организации дистанционной работы. Используя визуальные подсказки, можно дать возможность осмыслить задачу самостоятельно.
Решение текстовых задач.
Контроль за усвоением знаний осуществляю средствами создания тестов на сайте Дмитрия Гущина «Сдам ОГЭ». Этот ресурс позволяет создавать как тематические, так и комплексные работы. Данный сайт помогает ученикам работать самостоятельно, следить за временем и в тоже время исключает возможность подсмотреть правильное решение. Результаты работы учеников доступны только учителю. У учителя ведется классный журнал, накапливается статистика как по работам в целом, так и по отдельным заданиям. Все это дает возможность педагогу корректировать свою деятельность направленную на подготовку к ОГЭ.