МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ТЕМЕ:СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ НА ЯЗЫКЕ СХЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО БЛОК-СХЕМЕ В СКАЗКУ.


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО ТЕМЕ:"СОСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ
НА ЯЗЫКЕ СХЕМ" С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ОБУЧАЮЩЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ "ПО БЛОК-СХЕМЕ В СКАЗКУ".
В презентации "По блок-схеме в сказку" приводятся основные блоки, использующиеся при построении блок-схем, т.е. блок ввода-вывода, действия, проверки условия. Далее на примерах рассматриваются виды алгоритмов, составленных из блоков (линейный алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический алгоритм). Учителем даются определения этих алгоритмов. Т. е. эта презентация предназначена для выработки у учащихся начальных навыков программирования. По окончании изучения этой темы они должны уметь составлять блок-схемы для простых задач и определять по содержанию предложения, какой блок должен использоваться для отображения его в блок-схеме.
ИТАК:
Тема: «Язык схем алгоритмов. Блок – схемы. Типы алгоритмов.»Планируемые образовательные результаты:
предметные – иметь представление о форме записи алгоритма виде блок – схемы и типах алгоритмов;
метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действия в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
личностные – понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
закрепить представления об алгоритмах и исполнителях;
ввести понятие блок – схемы как формы записи алгоритма;
определить типы алгоритмов и их общий вид на языке схем.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
алгоритм;
блок – схема;
линейный алгоритм;
разветвляющийся алгоритм;
циклический алгоритм.
Используемые на уроке средства :персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся;
презентация «По блок – схеме в сказку».
Ход урока:
Организационный момент.
Объяснение нового материала.
Когда мы составляли алгоритм для робота-исполнителя "Раскрашка", мы пользовались языком "Раскрашки". Когда мы составляли алгоритм для робота-исполнителя "Угадайка" мы использовали его язык.
Оказывается, существует такой язык схем (блоков), который можно использовать при составлении любого алгоритма. Т.е., используя определенные блоки, мы можем построить алгоритм-схему. И такие семы называют блок – схемами.
3. Практическая РАБОТА НА ПК с презентацией "По блок-схеме в сказку".( Определения записанные после "*" записываются в тетрадь.)
СТР 1. Заголовок презентации.
СТР 2.

СТР. 3.

Получили ЛИНЕЙНЫЙ алгоритм.
* Если алгоритм записывается в виде последовательного выполнения действий, то он называется линейным.
СТР. 4.

Получили РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ алгоритм.
* Если в алгоритме выполняются различные действия в зависимости от какого-либо условия, то такой алгоритм называют разветвляющимся.
СТР. 5.

Получили ЦИКЛИЧЕСКИЙ алгоритм.
*Если в алгоритме повторяется какая-либо последовательность действий, в зависимости от условия, то такой алгоритм называется циклическим.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Привести примеры различных видов алгоритмов из повседневной жизни.( Движение автобуса по маршруту - циклический алгоритм, правила перехода улицы через дорогу - разветвляющийся, рецепт приготовления какого-либо блюда - линейный.)
Предложить учащимся привести свои примеры.
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: составить алгоритм "Любимый торт моей мамы" в виде линейного.
5. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А теперь попробуем составлять алгоритмы самостоятельно.
Сказка "Теремок". (Обсудим сказку.)
1. "Теремок."(Начало.)
2. Стоит в поле пустой теремок.(Действие.)
3. Прибежала мышка и стала в теремке жить.(Действие.)
4. Пришла лягушка-квакушка и стала жить вместе с мышкой.(Действие)
5. Прибежал заяц и стал жить вместе с мышкой и лягушкой.(Действие.)
6. Пришла лисичка-сестричка и стала жить в теремке вместе с мышкой, лягушкой и зайцем.(Действие.)
7. Пришел волк - зубами щёлк, стал жить с мышкой, лягушкой, зайцем и лисой.(Действие.)
8. Пришёл медведь, хотел с ними жить и раздавил теремок.(Действие.)
9. Построили они новый теремок, лучше прежнего и стали жить-поживать да добра наживать.(Действие.)
10.Конец. (Конец.)

Получили линейный алгоритм.
Сказка "Гуси-лебеди".
1. "Гуси-лебеди".(Начало)
2. Жили старик со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.(Действие.)
3. Ушли как-то старшие на работу, а дочке за братцем присматривать приказывали.(Действие.)
4. Загулялась девочка, забыла про братца и унесли его гуси-лебеди.(Действие.)
5. Увидела она их и побежала вдогонку.(Действие.)
6. Встретила девочка по дороге печь и спрашивает у неё: "Скажи, куда гуси-лебеди полетели? (Действие.)
7. А печка ей в ответ: "Если съешь моего ржаного пирожка, то скажу, иначе не скажу." (Условие.)
8. Не стала девочка есть пирожка, побежала дальше, да, к счастью, попался ёжик. (Действие.)
9. Спрашивает у ёжика: " Ёжик, а ёжик, не видал ли, куда гуси полетели?" - "Вон туда-то!" - указал. (Действие.)
10.Побежала - стоит избушка на курьих ножках, сидит Баба-Яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. (Действие.)
11. Увидела его сестра, подкралась, схватила и понесла; а гуси за нею в погоню летят.(Действие.)
12.Стоит печка. "Сударыня-печка, спрячь меня!" - говорит девочка. (Действие.)
13."Если съешь моего ржаного пирожка, то спрячу, иначе нет", - говорит в ответ печка. (Условие.)
14. Девочка съела поскорее пирожок и в печь забралась. Вот гуси и пролетели мимо. (Действие.)
15. Конец сказки. (Конец.)


ПОЛУЧИЛИ РАЗВЕТВЛЯЮЩИЙСЯ АЛГОРИТМ.
Сказка "Финист ясный сокол".
1."Финист ясный сокол." (Начало.)
2.Жил-был старик, у него были три дочери: большая и средняя щеголихи, а меньшая только о хозяйстве радела. (Действие.)
3. Собирался отец в город и спрашивает у своих дочерей, которой что купить. Старшие дочери просили отрезов на платье, а младшая, любимая, перышко Финиста ясна сокола.(Действие.)
4. Купил отец подарки обещанные, и обрадовались дочери большой радостью. (Действие.)
5.После ужина разошлись все спать по своим светёлкам; пришла и младшая в свою горницу, открыла коробочку - пёрышко Финиста ясна сокола тотчас вылетело, ударилось об пол, и явился перед девицей прекрасный царевич и повели они меж собой речи сладкие. (Действие.)
6.Услыхали сёстры и спрашивают: "С кем это сестрица, ты разговариваешь?" - "Сама с собой", - отвечает красна девица, а царевич обратился соколом и улетел в окно. (Действие.)
7.На другой день сестрицы набрали острых ножей да иголок и натыкали на окне красной девицы. (Действие.)
8.Ночью прилетел Финист ясный сокол, бился, бился - не мог попасть в горницу, только крылышки себе обрезал. "Прощай, красна - девица!" - сказал он. - "Когда истопчешь три пары башмаков железных, найдёшь меня, добра молодца!" (Действие.)
9.Собралась девица в дорогу, одела башмаки (Б=1) и пошла искать Финиста ясна сокола. (Действие.)
10. Шла, шла пару башмаков истоптала; приходит к избушке и стучится: "Хозяин с хозяюшкой! Укройте от темной ночи". Отвечает старушка: "Милости просим, красна девица!" (Действие.)
11. А на утро одела девушка следующие (Б=Б+1) башмаки и пошла дальше.(Действие.)
12. Если это была третья пара башмаков (Б=3) , то красна девица нашла Финиста ясна сокола, иначе придётся вернуться к шагу N10 .(Условие.)
13.Обрадывался Финист приходу девицы и пошли они вместе домой и сыграли свадьбу. (Действие.)
14.Конец сказки. (Конец.)




ПОЛУЧИЛИ ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ.
6. ИТОГ УРОКА.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
Построить блок – схему к сказке-программе "Репка".
Глава 1. Жили-были: жилец N1=Дедка,
жилец N2=Бабка,
жилец N3=Внучка,
жилец N4=Жучка,
жилец N5=Кошка,
жилец N6=Мышка;
Глава 2. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед ее тянуть. Тянет - потянет, а вытянуть не может.
Глава 3. Сейчас номер жильца N=1, а потом он будет меняться.
Глава 4. Вспомните, чему равняется N, и к этой цифре прибавьте 1.
Глава 5. Позвал жилец N-1 жильца N(предыдущий жилец следующего жильца).
Глава 6. Тянут - потянут.
Глава 7. Если N=6, то переходите к главе N10, иначе читайте
дальше.
Глава 8. А вытянуть не могут.
Глава 9. Возвращайтесь к главе N4 и читайте следующие за ней
главы.
Глава 10. Вытянули репку!
Глава 11. Конец сказки.
----------------------------------------------------------------
Построить блок-схему по сказке - программе "Царевич и кухарка."Сказка-программа "Царевич и кухарка".
Жили-были царь с царицей, и был у них сын - красивый да разумный, одна беда - робкий слишком: никак невесту себе не мог найти. И вот позвали его царь с царицей в тронную залу и говорят: "Хватит тебе Иванушка, холостым гулять, пора и жениться. Найди себе жену красивую, умную да работящую." Пошел царевич прочь, закручинился : как самую лучшую отыскать? Найдешь самую умную, а вдруг она уродлива? Выберешь самую красивую - лентяйка окажется. А самую работящую отыщешь, чего доброго и дурочка, и уродина.
Идет - бредет он по дворцу и заходит в кухню. А там Ксюша-кухарка царскую посуду моет, песенку напевает." Что, - говорит, -Иванушка, невесел, аль беда какая?" Говорит, как поет, а сама тарелки так и трет, зубки белые так и сверкают, глазки синие так и светятся.
" Эх, Ксюша, беда-то беда, да не бабьего это ума дело. А впрочем, послушай, может ,что и посоветуешь". Выслушала Ксюша царевича, подумала немного и говорит( а сама тарелки перемыла , за чашки принялась, руки белые так и мелькают): "Можно беде твоей помочь ,Иванушка. Вот тебе программа выбора невесты:
----------------------------------------------------------------
Шаг N1. Отобрать по всему царству 512 самых красивых девушек;
Шаг N2. Из них отобрать половину самых умных;
Шаг N3. Из них половину самых работящих;
Шаг N4. Из них отобрать половину самых красивых;
Шаг N5. Если невест две или больше, вернуться к шагу N2;
Шаг N6. Если осталась одна невеста, то сыграть свадьбу;
Шаг N7. Если осталось полневесты , значит их было не 512, а,
может в суматохе кого-то потеряли. В этом случае
вернуться к шагу N1;
Шаг N8. Конец программы!
----------------------------------------------------------------
" А за три дня успею?" - спрашивает Иванушка и все на Ксюшу смотрит не насмотрится. " Успеешь, а как же, - отвечает Ксюша, а сама, как маков цвет разрумянилась, косой закрывается от царевича, глаз от него поднять не может .- Успеешь, говорит, сердешный, я все рассчитала. За первый день 64 невесты останется, за второй - 8 , а к третьему вечеру найдешь ты свою суженую : самую умную из красавиц, самую работящую из умниц и самую красивую из работящих."
Тут берет Иван-царевич Ксюшу-кухарку за белы руки и говорит ласково: "Спасибо, Ксюшенька, хорошо придумала, только не стану я три дня по всему царству искать, когда я уже свое счастье нашел. Никого мне, кроме тебя, не надо - на тебе женюсь!"
На том и порешили. Правда, царства им не досталось - крепко осерчали царь с царицей. Зато уж угощение на свадьбу Ксюша сготовила - гостей за уши не оттащишь!
КОНЕЦ СКАЗКИ .-----------------------------------------------------------------
Для составления блок-схемы вводятся величины:
Д(к)- девушки красивые;
Д(у)- девушки умные;
Д(р)- девушки работящие;
Д - девушки.