Анализ работы сетевого сообщества.


Шығыс Қазақстан облысы
Көкпекті ауданы
Көкпекті ауылы
«Көкпекті орта мектебі» КММ
Искакова З.Н сертифицированный учитель первого уровня, высшей квалификационной категории.
«СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО – КАК ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
        В 2015-2016 учебном году в КГУ «Кокпектинская средняя школа» работает 15 сертифицированных учителей. Из учителей, прошедших курсы первого (продвинутого) уровня – 2 человека, второго (основного) уровня – 2 человека, третьего (базового) – 11 человек.
Список сертифицированных учителей КГУ «Кокпектинская средняя школа»
ФИО учителя специальность год прохождения Уровень
1 Васильев Дмитрий Валерьевич Учитель информатики 2012 год 3 базовый уровень
2 Галиева Альфия Гусейновна Учитель математики 2012 год 3 базовый уровень
3 Тусупжанова Дарига Толеугазиновна Учитель биологии 2012 год 3 базовый уровень
4 Тоянкенева Айнур Болатбековна Учитель английского языка 2012 год 3 базовый уровень
5 Сарманов Биржан Аскарович Учитель истории 2012 год 3 базовый уровень
6 Ташубаева Асем Курманбековна Учитель истории 2012 год 3 базовый уровень
7 Аубакиров Нуржан Сайлаубекович Учитель Казахского языка 2012 год 3 базовый уровень
8 Шекенова Нургуль Шайбулловна Учитель английского языка 2013 год 3 базовый уровень
9 Галиева Надежда Леонидовна Учитель физики 2013 год 3 базовый уровень
10 Оспанова Нургуль Рамазановна Учитель начальных классов 2013 год 3 базовый уровень
11 Хасенова Гульнар Жуматовна Учитель Казахского 2013 год 2 основной уровень
12 Искакова Зухра Нурлыхаковна Учитель биологии и географии 2013 год 1 продвину-тый уровень
13 Мазыбаева Тоты Кудайбергеновна
Учитель казахского языка 2014 год 2 основной уровень
14 Оспанова Лилия Назымбековна Учитель истории 2014 год 1 продвину-тый уровень
15 Петренко Елена Владимировна Учитель начальных классов 2015 год 3 основной уровень
16 Габдуллина Шолпан Шакеновна Учитель русского языка и литературы. 2015 1 продвину- тый уровень.
1 уровень - 2 учителя (Искакова З.Н, Оспанова Л.Н, Габдуллина Ш.Ш),
2 уровень – 2 учителя (Хасенова Г.Ж, Мазыбаева Т.К);
3 уровень - 11 учителей
 
Для отслеживания и мониторинга реализации ключевых идей Программы повышения квалификации преподавателей в школе разработан План работы профессионального сообщества учителей, целью которого является обеспечение сотрудничества сертифицированных учителей и педагогических работников школы для преобразования практики преподавания.
         Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
 1.Организовать работу по оказанию коучинга и менторинга педагогам школы;
 2.Создать образовательную среду, способствующую формированию у учащихся готовности к активному и  успешному функционированию в 21 веке.
         Темой исследования сетевого профессионального сообщества педагогов является «Внедрение новых подходов в преподавание и обучение». Тема является актуальной, так как в настоящее время личность учителя играет решающую роль в реформировании системы образования. Для реализации поставленных цели и задач приказом по школе были созданы команда развития и группы по проведению уроков с подходом LS.  Определены менторы и менти, тематика коучингов. Составлена циклограмма работы уровневых педагогов.
        При проведении мероприятий отслеживалась эффективность использования идеи семи модулей Программы, инновационных подходов в преподавании и обучении. Проводился мониторинг успеваемости учащихся в процессе обучения. Осуществлялось наблюдение за практической деятельностью учителей в процессе исследования в действии. Координатор школы контролировала методическую обеспеченность обучения, работу фокус-групп, работу по оказанию коучинга и менторинга коллегам, процесс функционирования сетевого сообщества.
         В результате внедрения новых подходов в преподавание и обучение в работе сертифицированных педагогов и педагогического коллектива произошли следующие изменения:
1. Учителя вовлечены в процесс преобразования практики преподавания;
2. Знают основные идеи Программы повышения квалификации;
3. Учатся критически оценивать и рефлексировать собственную деятельность;
4. Оказывают помощь учащимся в осознании ими понимания и готовности взять на себя ответственность за собственное обучение;
5. Имеют представление о  сущности формативного и критериального оценивания;
6. Не сертифицированные учителя, принявшие участие в проведении уроков с подходом   LS освоили карту наблюдения за учеником.
В течении года были проведена следующая работа:
Методическая декада сертифицированных учителей.
Методическая декада учителей прошедших уровневые курсы повышения квалификации по III (основному), II (базового), и I (продвинутому) уров-ням , проходила в период с 6 – 16 октября.
В рамках декады были проведены :
- Открытые показательные уроки учителями I, II, III уровня;
- Коучинги учителями II (базового) уровня.
- Координация и контроль за проведением , консультации, оказание методической помощи в проведении декады, а также проведение круглого стола учителями I уровня.
Самым первым мероприятием в рамках декады было проведение круглого стола с учителями прошедших уровневые курсы повышение квалификации на тему «Перспективы внедрения технологии критического мышления в учебно – воспитательный процесс». На котором учителя обсудили вопросы внедрения технологии критического мышления, с какими проблемами они сталкиваются, и что необходимо предпринять для улучшения прохождения опытно – экспериментальной работы в учебном заведении. В ходе работы круглого стола , практически все учителя смогли высказать свое мнение о работе по внедрению идеи семи модулей. Отметили плюсы и минусы в своей работе, смогли объективно оценить картину личного опыта внедрения , состояния всех этапов своей работы по внедрению данной технологии.
В рамках декады большое внимание было уделено теоретической подготовке учителей. Было проведено три коучинга:
- Коучинг «Новые подходы в образовании. Реализация идеи семи модулей. Метод шести шляп Эдварда Де Боно для развития навыков работы с информацией. Анализ урока с позиции 6 шляп» - Искакова З.Н , Галиева Н.Л ;
- «Новые подходы в образовании. Организация групповой работы на уроках» - Хасенова Г.Ж
- «Новые подходы в образовании. Диалоговое обучение» . – Искакова З.Н
Проведенные коучинги способствуют повышению методического уровня учителей, которые еще не прошли обучение на уровневых курсах. Обучение и сопровождение коллектива учителей в повышение педагогического мастерства осуществляется следующим образом: созданы две группы учителей. С русским языком обучения – руководитель Искакова З.Н учитель 1 уровня, и вторая группа учителей с казахским языком обучения- руководитель – Хасенова Г.Ж. Регулярно , согласно плана работы каждого руководителя групп, проводились коучинги , менторинг по запросу учителей, а также исследование в действии.
- В рамках декады было запланировано проведение открытых уроков :
Дни недели Мероприятия и открытые уроки Время проведения Ответст-венные Место проведения
Вторник
07.10.14 Планирование открытых уроков и Lesson study
15.00 Искакова З.Н 44 кабинет
Среда
08.10.14 Открытые уроки : урок на тему: Эпоха бронзового века . История 5 «А» класс 5 урок
Ташубаева А.К
Искакова З.Н Четверг
09.10.14 2. Открытый интегрированный урок по математике в 5 «Б»: - Уравнения. Планеты. 8.45
Галиева А.Г
Мукашева Ж.А 25 кабинет
Пятница
10.10.14
Понедельник
13.10.14
Открытые уроки:
1.Открытый урок казахского языка : «Кос создер. Кайталама кос создер». В 6 «Б»
2. 1. Открытый урок английского языка в 10 классе .
5 урок
2 урок Аубакиров Н.С
Тоянкенева А.Б 42 кабинет
50 кабинет
Вторник
1.Открытый урок английского языка в 5 «А» классе «Одежда» Шекенова Н.Ш 50 кабинет
Среда
15.10.14 1. Открытый урок по истории в 8 «А» классе Сарманов Б.А 45 кабинет
Проведенные уроки показали, что практически все учителя активно внедряют в учебный процесс идею семи модулей. Особенно хорошо у всех учителей получается организация групповой работы, диалогового обучения. Все учителя прошедшие уровневые курсы написали рефлексивный отчет о проведенном уроке, в котором смогли сами показать сильные и слабые стороны. Главной целью проведения открытых уроков была обмен опытом, повышение педагогического мастерства учителя.
С 16.02 – 21.02 Проведена единая неделя сертифицированных учителей КГУ «Кокпектинской средней школы» и магнитных школ.
Единая неделя предусматривала проведение открытых уроков , коучингов , осуществление менторинга и исследования в действии, а также работу сетевого сообщества учителей ресурсного центра и магнитных школ.
Дни недели Мероприятие Время Место проведения Участники Ответственные
16.02.-Понедельник Круглый стол «Проблемы и перспективы внедрения идеи семи модулей в ученый процесс » 15 . 00 Зал республики Сертифицированные учителя Искакова З.Н
17.02. Вторник 1.Коучинг по теме «Обоснование необходимости новых подходов в преподавании и обучении».
2.Открытый урок казахского языка «Дауыссыз дыбыстар» 15.00
8. 55
Актовый зал
Кабинет 52 Педагогический коллектив опорной школы и магнитных школ
5 «В» Искакова З.Н
Хасенова Г.Ж
Мазыбаева Т.К сертифицированный учитель 2 уровня
18.02- Среда 1.Открытый урок биологии «Видообразование в природе»
2.Открытый урок казахского языка «Келер шак»
3.Открытое внеклассное мероприятие по английскому языку «Интеллектуальное казино» 3 урок
14.50
16.00
Кабинет 44
Актовый зал
9 «Б»
4 «А»
9 – 11 классы
Тусупжанова Д.Т
Сертифицированный учитель 3 уровня
Оспанова Н.Р сертифицированный учитель 3 уровня
Тоянкенева А.Б сертифицированный учитель 3 уровня
19.02 - Четверг 1.Открытый урок физики на тему «Химическое действие тока. Закон электролиза»
2.Открытый урок изобразительного искусства
3.Открытый урок черчения
4.Урок истории «Культура древнего Китая»
5. Открытый урок математики
5.Коучинг «Организация работы с одаренными детьми »
4 урок


3 урок
5 урок
5 урок
2 урок
15.00
Кабинет 30
Кабинет 44
Кабинет 30
Кабинет 44
Кабинет 26
Кабинет 52 8 «А»
6 «А»
9 «А»
6 «А»
5 А
Учителя опорной школы и магнитных школ
Галиева Н.Л сертифицированный учитель 3 уровня
Токтасынова Г.Н сертифицированный учитель 3 уровня основной школы имени Куйбышева
Сарманов Б.А сертифицированный учитель 3 уровня
Садиева Н.О сертифицированный учитель 2 уровня
Садиева Н.О
сертифицированный учитель 2 уровня
20.02 – пятница 1. Открытый урок биологии на тему «Приспособленность организма к изменяющимся условиям. Специфика онтогенеза»
2. Открытый урок казахского языка на тему «Табигат - анамыз»
3.Открытый урок математики «Сложение и вычитание десятичных дробей».
4.Коучинг «Багалау» 1 урок
3 урок
2 урок
15. 00 Кабинет 44
Кабинет 52
Кабинет 26
Кабинет 52
10 «А»

8 «А»
5 «Б» класс

Учителя опорной и магнитных школ с казахским языком обучения. Искакова З.Н
сертифицированный учитель 1 уровня
Хасенова Г.Ж сертифицированный учи-тель 2 уровня
Галиева Н.Л сертифицированный учитель 3 уровня
Хасенова Г.Ж
сертифицированный учитель 2 уровня
21. 00 – суббота Подведение итогов недели .

Вся работа сертифицированных учителей осуществляется согласно инди- видуальным планам работы, планирование работы осуществляется согласно исследуемой теме, над которой работает сертифицированный учитель.
Внедрение ключевых идей уровневых программ направлено у сертифи-цированных учителей, их коллег на :
- трансформации взглядов на философию образования;
- расширению методического и технологического арсенала;
- преобразованию стиля преподавания;
- переосмыслению значимости САМО-образования, САМО-совершенствова-ния, САМО-оценки;
- изменению характера взаимоотношений с учениками, способов оценивания их достижений.
Все сертифицированные учителя школы , осуществляют исследование в действии в определенных классах .
Эффективно осуществляется использование одного из модулей «Развитие одаренности учащихся» учащиеся школы принимали активное участие в различных интеллектуальных конкурсах районного, областного, республиканского, и международного уровня.
Искакова З.Н учитель первого уровня, подготовила трех учащихся с научно – исследовательскими проектами. Которые заняли призовые места.
Искаков Ришат – 2 место на международной научно – практической конфе-ренции г.Семей с темой «Эволюция человека».
Алдажуман Нурали - 1 место на районном конкурсе научно – исследова-тельских работ . Тема проекта «Развитие первобытной культуры на терри-тории Кокпектинского района. Исследование петроглифов г.Толагай и Убала».
Акижанова Аруна - 1 место в школьном и районном конкурсе научно – исследовательских работ. А так же участие в районной конференции. Тема научно – исследовательского проекта «Межэтнические браки , их особенности и влияние на развитие общества».
Байбусинова Марал – 2 место в районной олимпиаде по биологии .
Базаев Никита – 1 место по географии в районной олимпиаде .
Галиева Н.Л – сертифицированный учитель третьего уровня . 2 место работа учащегося Байбусинова Жандоса на международной конференции в г.Семее.
Галиева А.Г – сертифицированный учитель третьего уровня – 3 место работа учащегося Раздоминой Анны на международной конференции в г.Семее.
Хасенова Г.Ж – сертифицированный учитель второго уровня . 3 место Ибрагимова Алсу , в районном конкурсе «Абайские чтения»
Мазыбаева Т.К – сертифицированный учитель второго уровня
         В результате проведенного исследования деятельности сертифицированных учителей в 2014-2015 учебном году были выявлены следующие проблемы: не все учителя активно участвуют в работе сетевого сообщества; среднесрочное планирование не соответствует требованиям; не хватает кадров, что затрудняет проведение уроков с подходом LS в школе с казахским языком обучения. Поэтому в этом учебном году акцент в работе будет сделан на устранение обозначенных проблем.
        Для этого в  фокус-группы были привлечены учителя не прошедшие уровневые курсы,  которые стали принимать активное участие в работе профессионального сетевого сообщества педагогов школы, активно внедрять в практику своей работы идеи Программы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Республики Казахстан. При поддержке своих менторов учителя школы не прошедшие курсовую подготовку, смогли грамотно и эффективно использовать модули Программы на открытых уроках, проведенных в рамках Декады молодых учителей.
         Среднесрочное планирование остается слабым звеном в работе педагогов, что требует дополнительных усилий от учителей прошедших курсы по Программе 1, 2 и 3 уровней. В связи с этим Искаковой З.Н , сертифицированным учителем 1 уровня, в августе месяце была проведена коучинг- сессия «Среднесрочное планирование. Планирование серии последовательных уроков». Рефлексия показала, что материал изложен в очень доступной форме и большая часть присутствующих на коучинге учителей более осмысленно поняли требования и структуру среднесрочного планирования. Так же учителем проводятся индивидуальные профессиональные консультации по среднесрочному планированию.
          С начала учебного года менторами являются 4 учителя 1 и 2 уровней. Процент вовлеченных педагогов в преобразование практики преподавания, по сравнению с прошлым годом , увеличился на 15 %. Наблюдение и анализ посещенных уроков показал, что 15% педагогов школы принимают участие в уроках с подходом Lesson Study, 11% педагогов повысили умение критически оценивать и рефлексировать собственную деятельность, планировать уроки с использованием модулей Программы,  при работе с классом создавать коллаборативную и творческую среду. Ключевыми идеями уроков становятся: активизация критического мышления учащихся, совместное определение темы и  постановка цели урока через стратегию «Кластер»,  выполнение критериев оценивания, комментирование критериального оценивания (сотрудничество учителя и учащихся), сотрудничество учащихся через кумулятивную беседу, развитие  у обучающихся навыков  групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группах, развитие аналитических способностей через стратегию «Ассоциативная карта», развитие высоких уровней мыслительных навыков учащихся по таксономии Блума.
         Увеличение количества педагогов владеющих навыками исследовательской культуры составляет 5%.
Положительные изменения в работе педагогического коллектива:
1. Рост качества знаний учащихся по сравнению с 2013-2014 годом .
2. Создана и функционирует система, способствующая профессиональному развитию педагогов школы;
3. Распределенное лидерство позволило вовлечь учителей-лидеров в процесс администрирования;
4. Повышение интереса учащихся к урокам, проводимым с учетом новых подходов в преподавании и обучении;
5. По результатам исследования 51% анкетируемых учителей изменили своё отношение в области доверия к администрации школы, а 57% отметили, что изменилось отношение руководства школы к учителям, готовым и приводящим в действие процессы по улучшению учебной деятельности.
       Оценка рисков:
1) 15% педагогов обладают низким уровнем компетентности использования ИКТ в обучении;
2) У 10% педагогов не сформирована компетентность  оценивания и анализа учебного процесса;
3) Слабо реализуется  модуль «Оценивание для обучения » при проведении уроков и внеклассных мероприятий;
4) Незначительный опыт вовлечения родителей в практику преобразования.
       Предполагаемые компенсации рисков:
1. Провести коучинг – сессию на тему «Критериальное оценивание»
2. Менторам провести индивидуальные профессиональные консультации с учителями по вопросу оценивания и анализа учебного процесса;
3. Провести родительские собрания с использованием 7-ми модулей Программы