Организация воспитательной работы в школе, модель школьного сетевого сообщества


Ратайко Ирина Ивановна, учитель русского языка ГБОУ СОШ № 139 Калининского района Санкт-Петербурга
Модель школьного сетевого кросс-возрастного сообщества «Вектор»
Представленная нами модель помогает организовать школьное самоуправление как внутришкольное сетевое сообщество, основанное на кросс-возрастном взаимодействии. Каждый участник этого сообщества может выдвинуть свою инициативу и стать лидером.
Важным фактором общественного развития сегодня является активный рост информационных технологий. Он позволяет ускорить процесс общения между различными социальными и возрастными группами. Однако интернет-общение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Одной из задач современной школы является безопасность использования информационной среды, снижение рисков зависимости личности от Интернета и нахождение эффективной и разумной меры его применения.
Инновационный продукт «Модель школьного сетевого кросс-возрастного сообщества "Вектор"» сложился в рамках работы городской опытно-экспериментальной площадки по теме: "Формирование школьного кросс-возрастного сообщества на основе обеспечения равных прав и возможностей" на базе школы № 139. Накопленный опыт работы позволяет заявить о новых формах развития и взаимодействия субъектов образовательной среды.
Данная модель помогает: осуществить в новой форме сопровождение воспитательного процесса в школе, рационализировать и визуализировать его, гармонично сочетать виртуальноe и живоe кросс-возрастноe общениe, которое происходит в рамках сетевого и внесетевого школьного сообщества на основе открытого самоуправления. Модель сети обеспечивает синхронизацию процессов и коммуникаций. В ней главенствуют горизонтальные связи и принципы саморегуляции.
Основу сети как конструкции составляют:
1. Система отношений (включая управление/распределение ответственности, отношений).
2. Распределение работ по участникам сети.
3. Узлы сети (статические узлы как устойчивые структуры знания; динамические узлы как непрерывно изменяющиеся, основанные на новой информации и данных; значащие узлы, сильно связанные с первоначальным источником; эмоциональные элементы, влияющие на перспективу связи и формирование ее центра).
4. Нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение.
Для того чтобы выстроить такую систему отношений необходим Интернет-сервис. В данной модели выбран сервис RealtimeBoard, который помогает в игровой форме мотивировать школьников, оптимизировать, сделать прозрачными и наглядными (по вертикали и горизонтали) сетевые отношения всех субъектов образовательной организации, формировать активную социальную и позволяет каждому ребёнку почувствовать себя успешным и полезным.
Модель представляет собой определённую систему отношений между участниками образовательного процесса, которая выглядит следующим образом:
Структура сетевого сообщества
Руководящая группа - администраторы направляют, управляют, координируют общие действия по реализации изменений. Ответственны за разработку планов по усовершенствованию функционирования сообщества, контроль за распределением и использованием профессиональных фондов и привлечение заинтересованных лиц.
Координирующая группа – координаторы регулируют деятельность между структурными составляющими сетевого образовательного сообщества, принимают решения по проведению совместных мероприятий между школами и внутри сообщества. Координирующая группа может быть подвижного состава: с одной стороны, это Совет обучающихся, который действует на избираемой основе, с другой – это временные лидеры проектов, которые могут быть как из числа обучающихся, так и из числа педагогов-предметников или классных руководителей.
Группы развития – коучинг и тьюторство. Лидер (коуч - им может быть ученик, учитель, социальный партнёр) помогает обучающемуся достичь некой образовательной цели. Тьютор - ровесник подтьюторных, который транслирует опыт деятельности в «живой» коммуникации в рамках малой (референтной) группы.
Основная роль в модели отводится Совету обучающихся, который имеет следующую структуру:В начале учебного года в каждом классе проходят выборы. От каждого класса в Совет обучающихся. Он избирается сроком на 2 года. Для этого проводятся выборы в каждом классном коллективе. Функции координации возлагаются на 5 Советов: Совет образования, Совет средств массовой информации, Совет здоровья и спорта, Совет культуры, Совет общественно-полезного труда. Каждый из Советов наделён определёнными функциями. Из числа кандидатов от классов избирается Председатель Совета обучающихся путём общего голосования всех членов образовательной организации. Кандидаты в Президенты проводят в школе свою предвыборную кампанию.
Координирующая группа каждого из Советов составляет план действий на месяц в соответствии с планом воспитательной работы ОУ. Все запланированные мероприятия размещаются в соответствии с лентой времени на полосах определённого цвета. У каждого Совета свой цвет. Таким образом видно, что и когда должна делать определённая группа (Совет). Этот вариант планирования имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Свою динамичность, гибкость и бесконечность он приобретает за счёт инструмента RealTimeBoard, который позволяет участвовать в планировании одновременно всем приглашённым пользователям. Все запланированные дела в соответствии с планом воспитательной работы школы размещаются при помощи инструмента «стикер» белого цвета, все остальные дела (проекты, предложения, конкурсы) могут возникать в процессе деятельности и размещаются в режиме реального времени в соответствии с направлением деятельности цветом группы, но только на своей полосе. Решение о таком размещении принимается на малом Совете. Таким образом, формируется умение распределять обязанности и планировать не только личные действия, но и действия группы. Визуально представлять общий фронт работ. Планер (Рис. 1) пишется координационной группой на месяц, затем он может копироваться, изменяться, наполняясь новыми стикерами.

Рис. 1 Планер Совета школы
Помимо этого виртуальная доска имеет возможность размещения документов в форматах *.pdf, *.jpg, *.doc и других. Это позволяет не только сообщить о проведении мероприятия, но и своевременно ознакомить всех участником с его Положением. Здесь можно размещать видео, аудиозаписи, устраивать видеоконференции и чаты. Данные инструменты позволяют участвовать в воспитательном процессе школы даже удалённо. Модератору сети достаточно выслать приглашение пользователям, наделив их различными правами доступа. Если же просто открыть страницу вирутальной доски для всех пользователей, но ничего изменить без определённых прав они не смогут, но смогут быть в курсе происходящих событий. Это даёт возможность сделать воспитательный процесс в школе максимально открытым.
66040320484500Для большего охвата обучающихся в воспитательную работу в режиме онлайн и офлайн работает «Мастерская добрых дел». (Рис. 2) В большой таблице размещаются наименования всех классов школы. Классным руководителям и старостам класса предоставляется расширенный доступ к виртуальной доске. Если класс испытывает затруднение в какой-либо деятельности, то он может разметить у себя в сети значок «мегафончик» определённого цвета в зависимости от того, какую помощь он хочет получить. Например, если к спортивным соревнованиям нужно привлечь в качестве судей старшеклассников, то необходимо разместить в квадратике мегафончик на голубом фоне. Этот символ даст понять Совету здоровья и спорта, что им надо подойти в класс и уточнить, в какой именно помощи нуждаются обучающиеся начальной школы.
Рис 2. «Мастерская добрых дел»
Запросы от классов могут быть различного характера. Они могут быть получены пользователями сети в режиме онлайн в качестве рассылки на e-mail c СМС оповещением. Для того чтобы полностью не быть зависимым от Интернета, классный руководитель или староста класса могут вывешивать на дверь кабинета такой же значок. На перемене дежурные оповещают Совет обучающихся о желании определённого класса получить помощь. Если помощь была оказана качественно и вовремя. То классный руководитель размещает в графе отметки значок о выполнении такого же цвета, каков был запрос. Кроме того, к мегафончикам можно добавлять текст, размещая его на стикере рядом.
При такой организации воспитательного процесса возникают тесные связи в разновозрастных сообществах. Младшие могут не только просить о помощи, но и приглашать к себе в гости старших, размещая в своём квадрате пометку о событии. Например, обучающиеся начальной школы проводят мастер-класс по рисованию, им нужны благодарные зрители. Тогда они размещают значок и стикер либо у себя на кабинете, либо в определённом поле виртуальной доски. Предлагаем в этой же сети вести дневник отчётов всех школьных мероприятий. Это обеспечивает открытость воспитательной работы школы и облегчает создание отчётов за год. Предлагаемый вариант дневника мероприятий выглядит как интерактивная таблица, которая содержит основную информацию на Google диске или любом удалённом хранилище и не занимает свободного пространства на виртуальной доске. Перейти к ней можно по щелчку мыши.
Немаловажным фактором является вопрос информационной безопасности сетевого сообщества. Благодаря специальным возможностям доступа сеть школьного сообщества может быть открыта для общего просмотра по ссылке, но закрыта для общего редактирования, в то же время при наличии доступа к редактированию, который получают классные руководители, старосты классов и члены Совета обучающихся, сеть остаётся мобильной и постоянно востребованной. Приложением также можно пользоваться со всех мобильных устройств, что обеспечивает возможность быть всегда на связи.
Модель школьного сетевого кросс-возрастного сообщества "Вектор" создана в соответствии со стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020», рассматриваемой в качестве инновационного потенциала общества.
Сетевое сообщество способствует становлению открытой образовательной культуры в соответствии с реализацией новой государственной образовательной политики. Повышает рост качества социальной среды; обеспечивает растущему человеку социокультурные компетенции, включающие в себя умения выбирать для себя целевые и смысловые установки своих действий и поступков, готовность самостоятельно работать с информацией различных источников, организовывать, преобразовывать и передавать ее, активно включаться в процессы коммуникации с другими людьми.
При проведении мониторинга эффективности воспитательной системы нами были использованы следующие критерии:
1.Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.
2.Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника.
3.Сформированность физического потенциала выпускника и отношения к здоровому образу жизни.
4.Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.
5.Сформированность общешкольного коллектива.
Анализ работы школы в условиях опытно-экспериментальной площадки показал, что одним из достижений у учеников стали сформированные на достаточно хорошем уровне навыки взаимодействия и сотрудничества в образовательной деятельности. Появление таких навыков потребовало новой организации внеурочной деятельности, которая способствовала дальнейшему развитию сформированных компетенций (способность к исследованию, к эффективной коммуникации и организации взаимодействия; способность постоянно осваивать новые виды деятельности и др.).
Модель дает широкий спектр возможностей для общения в малых разновозрастных группах, а также способствует развитию социальных навыков и обеспечивает детям возможность пробы себя и своих возможностей, позволяет комплексно решать задачи развития образования в направлении социализации детей и имеет как личную значимость для ребёнка, так и социальную значимость.
При использовании модели «Вектор» достигаются ценные воспитательные результаты: преодолевается замкнутость одновозрастного коллектива, накапливаются организаторские навыки, тесно связанные с развитием гуманной требовательности и заботы к сверстникам, к младшим и старшим. Реализация принципа возрастного подхода при этом означает не только учёт особенностей детей разного возраста, а предполагает включение перспективы развития ребёнка, т.е. учёт особенностей детского развития как целостного процесса.