Разработка прогулки-фантазии Осенний калейдоскоп


КУ «Общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 13 г. Енакиево»
Прогулка-фантазия
«Осенний калейдоскоп»
Подготовила
Воспитатель ГПД
Лазуренко Е. В.
Прогулка-фантазия «Осенний калейдоскоп»
Цель:
Обобщить с детьми признаки Осени.
Способствовать закреплению знаний о деревьях, научить определять деревья по их признакам, научить различать листья разных деревьев. Учить выполнять начатое дело до конца; уточнить и расширить знания детей об осеннем времени года; продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Формировать целостную картину мира природы, обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
Развивать подвижность, эстетическое восприятие природы, связную речь, умение говорить четко, понятно, внимательно слушать и делиться знаниями и впечатлениями со сверстниками.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, чувство товарищества, уважения к партнёру и сопернику по игре, умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции воспитателя.
Оборудование: мультимедийное оборудование, осенние листочки, листочки берёзы, клёна, рябины, смородины, пластилин, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, аудиозапись для музыкального сопровождения.
Ход прогулки.
Воспитатель: Солнце раннее проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И прогулку начинать.
Ребята посмотрите, какой сегодня хороший день. Какое доброе солнышко нам светит. Давайте подарим солнышку наши улыбки.
Организованно идём с детьми на место прогулки, в парк.
Воспитатель: Посмотрите, как красиво вокруг. Как нарядились деревья!
Летают, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут.
Есть такая примета: если во время листопада листья ложатся лицом вверх - зима будет холодной, изнанкой вверх - теплой.
Посмотрите, листочки лежат на траве. Они опали с деревьев, почему. Какого они цвета? Какого они размера? Какой формы? (большие и маленькие, круглые и треугольные)
Этот листик овальный - это ива, а этот резной - это клен.
Поднимите головы вверх. Посмотрите на листочки, что они делают? (дрожат на ветках, опадают, летят, кружатся, ложатся на траву, плавают в луже)
- Возьмите 1 листок в левую руку. Сколько листочков у каждого из вас в левой руке?
- Возьмите 1 листок в правую руку. Сколько листочков в правой руке?
А на траве сколько листочков?
Летом было много листочков на деревьях, а теперь листочки пожелтели, покраснели и опадают. Много листочков лежит на траве, на дорожках, в лужах. Ветер кружит листочки над землей. Давайте и мы сделаем ветерок и у нас получится листопад. (дуют на листики с ладони)
Подвижные игры.
Ребята, а давайте, покажем осени, как мы умеем играть.
1.Подвижная игра «Листопад»
Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад».
 Всем детям раздаются листья из осеннего букета.
 Воспитатель: Дует легкий осенний ветерок: “У-у-у-у-у-у-у-у” (тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: “У-у-у-у-у-у-у-у!” (громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: “АУ!” (Сначала громко, потом тихо). Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки с нами говорят:“А-о-и-у”. (кружатся с листочками в руках.) Налетел ветер, и листочки стали опадать. Листопад, листопад, листья желтые летят. (Дети, у которых желтые листочки бросают их на землю и приседают). Листопад, листопад, листья красные летят. (Дети, у которых красные листочки бросают их на землю и приседают). 
2.Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий. Закрепить название деревьев ива и клён.
Ход игры:  Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к иве беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к клёну», дети бегут к дереву и ждут воспитателя.
3. Дидактическая Игра «Выложи фигуру»
Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах.
Ход игры: Педагог предлагает детям выложить из листиков геометрические фигурки на поляне.
4.Игра « Сдуй листок со скамьи»
Цель – развивать речевое дыхание. 
На скамье перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети садятся на корточки перед скамейками в парке так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз.
Какими стали листочки на деревьях? Дети отвечают: желтыми, коричневыми, красными!
Воспитатель: Разноцветный парк! (подберите ещё прилагательные для описания осеннего парка)
Разноцветный сад.
Листопад начался,
Начался листопад.
Под ногами у ребят,
Листья весело кружат!
Объектом исследования будут листья осенью,
А проблемный вопрос: Украшают ли осень разноцветные листья?
А что такое листопад? (Дети отвечают, если затрудняются с ответом, помогаю ответить правильно). Листопад - это когда листья с деревьев опадают. А в какое время года листья с деревьев опадают?
Дети: Осенью!
Воспитатель: Давайте вместе походим по осенним листьям. Что делают листья под ногами?
Дети: Шуршат!
Воспитатель: Правильно!
В качестве разминку соберём красивый, разноцветный букет из листьев.
Красивые у вас букеты
Игра «Интервью» Составление коротких описательных рассказов  «Букет осенних листьев».
Воспитатель предлагает детям понюхать осенние листочки. Чем пахнут осенние листочки?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Осенью не слышно в лесу весеннего щебетания птиц. Реже встречаются на тропинках звери. В лесу прохладно. В эту пору звери трудятся: утепляют себе норки, делают запасы, меняют шубки.
Динамическая пауза «Мишка и дети».
Мишка, мишка, попляши,
Ты по кругу походи
И потопай лапами,
Лапами мохнатыми.
Будешь ты зимою спать,
А пока давай играть.
Воспитатель раздаёт листочки. Вот листочек для Ани, а этот березовый для Алёши. (Дает каждому ребенку по листочку)
Воспитатель: Почему осенью листья опадают с деревьев?
Воспитатель: Видите сколько листьев на земле? Все деревья, которые есть в парке: береза, тополь, рябина, яблонька, - так готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, а снег зимой сильно не уплотниться. Весной, когда снег растает, под опавшими листьями земля дольше сохранит влагу.
Воспитатель: Давай поможем дереву зимовать.
Что вы сделаете? (Дети отвечают).
Воспитатель: Правильно, листья, с которыми, мы играли, положим, вокруг ствола нашей красавицы березы. Для чего мы березку укрываем листьями? (Дети отвечают). Вы совершенно правы, что бы она не замерзла, а зимой мы просипим листочки снегом, и когда наступит весна, снег растает и наша березка распустит свои красивые листья.
Ребята посмотрите какие красивые листья и на деревьях и опавшие. Давайте поймаем красивый необычный кадр, поработаем репортёрами для газеты. (дети фотографируют пейзажи)
Скажите, а вам жаль, что листочков на деревьях не увидим до весны?
Воспитатель: Мы с вами сейчас соберем много разных листочков, принесем их в класс, засушим, сделаем из них гербарий и будем любоваться листьями. (Собираем самые красивые листочки для гербария и маленькие для аппликаций)
А теперь мы поиграем:
Проводиться игра: Раз, два, три – листочек красивый от березки (клёна, дуба, липы) принеси!
Свободная деятельность детей под наблюдением воспитателя.
Подведение итогов прогулки:
- Какую новую информацию узнали на прогулке?
- Что больше всего понравилось?
Рефлексия:
Необходимо закончить предложения
« Я узнал….»
«Я смог….»
« Мне помог…..»
« Я помог…»
« Мне было трудно….»
Изготовление поделок.