Сценарий внеклассного мероприятия Осенний калейдоскоп


Игра по станциям
«Осенний калейдоскоп»

Цели игры:
Обобщить знания детей об осенних явлениях в природе.
Развивать художественные способности, творческую активность детей, кругозор.
Воспитывать любознательность, доброжелательность, сплоченность.
Формировать чувство командной взаимовыручки.

Игра начинается с общего сбора, на котором каждый класс получает маршрутный лист, где указана схема маршрута и названия станций.
На каждую станцию отводится 5-7 минут.
Продолжительность игры – 1 час.

В зал сегодня вы пришли,
Чтобы конкурс провести.
Семь команд есть у нас,
Пусть покажут высший класс-
Навык, смелость и сноровку
Да свою физподготовку.

Мы начинаем нашу игру «Осень – чудная пора». Каждая команда пройдет испытания, побывав на разных станциях. Капитаны классов, получите маршрутные листы. Но сначала хочется послушать детей, которые подготовили стихи про осень.

Чтение стихов про осень.

Станции:
Лесные загадки
Кляксография
Узелки
Осенняя мозаика
Шифровальщики
Запоминайка
Игровая


Лесные загадки
Отгадайте загадки:

Стоит Антошка на одной ножке.
Его ищут, а он не откликается. (гриб)

Воду пьет – себя торопит,
И растет, и листья копит,
Набирает вес кубышка,
В середине – кочерыжка. (капуста)

Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (лук)

Хотя я сахарной зовусь.
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы меня? Я - (свекла)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен. (морковь)

Что копали из земли,
Жарили, варили
Что в жаре мы испекли
Ели да хвалили. (картофель)

На грядке длинный, зеленый
А в кадке желтый, соленый. (огурец).

Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется (горох)

На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый (кабачок)

Он круглый и красный,
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней (помидора)

Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы.
1. И на горке, и под горкой Под березкой и под елкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят? (грибы)

2. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых Меня узнаешь за версту Зовусь я   (подосиновик)

3. На пенечке, ровно вряд В шапках молодцы стоят. (опята)

4. Стоят желтые сестрички А зовут все их (лисички).

5. С белой юбочкой на ножке В красной шляпе, весь в сережках. Но красе его не верь Страшен этот гриб, поверь.(мухомор)

6. Он большой, красивый, статный, С белой ножкой аккуратной В боровом растет лесу Осень вкусен он в супу.(боровик)


Удивительный портной:
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет
И утюг не разогрет
Но зато иголки есть.
Сколько? Их не перечесть! (ежик)

Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пусть мухам на гибель
В лесу остается! (мухомор)

Может быть, вы поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут
Надеты на ветки маслята, опята
Кто же их на зиму сушит, ребята? (белка)

Не удержались в сите
Сверкающие нити
И, выскочив на волю,
Пришили тучу к полю. (дождь)


Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда:
Она их главная еда. (трава)

Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (лист)

Над рекой и над долиной Повисла белая холстина. (туман)

Летит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь его. (ветер)

Средь темна леса Красна девица стоит.(рябина)


Кляксография

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. Кто это? (осень)

Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла она лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню.
Но осенью часто идет дождь, появляются лужи.
Эти лужи надо высушить. Для этого к данным фигурам нужно
за 1 минуту пририсовать что-то так, чтобы получился другой предмет. А затем рассказать о чем вы нарисовали.


Узелки

1. Какие приметы осени вы знаете? Как мы узнаем, что осень наступила? (похолодало, день становится короче, желтеют и опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.)

2. Чем осень отличается от весны?( весной день длиннее становится, почки на деревьях, прилетают птпцы, зеленеет трава, теплеет, тает снег и пр.)

3.. Какое время года идет следом за осенью?(зима)

4.Какие птицы улетают от нас на юг?( журавли, соловьи, гуси, ласточки, дрозды, лебеди +)

5. Какие птицы остаются зимовать с нами?(снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны, клесты- даже выводят зимой птенцов)

6. Какие животные впадают в спячку?( медведи, ежи, лягушки,...)

7. Какие животные меняют цвет шубки , готовясь к зиме?(белки, зайцы, песцы)

8.А кто из животных запасается на зиму продовольствием и что заготовляет? . (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки)

9. Назовите съедобные грибы.(опята, сыроежки, маслята, моховики, горькушки, грузди и пр.)

11.Какие цветы цветут осенью? (хризантемы, астры, гладиолусы, георгины)

12. Какие ягоды поспевают осенью? (рябина, клюква, брусника, калина, облепиха)

13.Почему деревья сбрасывают на зиму листья? (испарения уменьшить, сохранить пит. в-ва, избавиться от ядовитых в-в накопившихся на листьях, )

14. -А знаете ли вы: Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают? (хвойные: сосны ,кедры, ели)

Приметы сентября:
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
Если журавли осенью летят высоко – осень будет продолжительной.

Приметы октября:
Гром в октябре сулит бесснежную зиму.
Появление комаров – к мягкой зиме.
Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Поздний грибок – поздний снежок.

Приметы ноября:
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрь – месяц слякоти и пороши.
У дуба и осины самый поздний листопад.
В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречается.


Осенняя мозаика
Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде.
(Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы и объясняют значение)
1.  Кто не работает     (тот не ест.) 2.  Землю красит солнце, а    (человека – труд.) 3.  Где труд, там и    (счастье.) 4.  Делу время, а     (потехе час). 5.  Откладывай безделье, да    (не откладывай дела.) 6.  Не поклонясь до земли и    (грибка не поднимешь.) 7.  Без труда    (не вытащишь и рыбки из пруда.) 8.  Труд кормит, а    (лень портит.)

Первый месяц осени – сентябрь. Название месяца происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осенью называются бабьим летом.
Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его ещё и вечером года. В это время природа начинает готовиться ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву. Насекомым схорониться в лесную подстилку или забиться в щели. Поспешить с отлетом последним птицам.
Последний месяц осени – ноябрь. Его древнерусское название – грудень, что значило – разъезженный, плохой и замёрзший путь. Небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём. Уже все перелётные птицы покинули свои места.

 
Шифровальщики

С
·помощью алфавита прочитайте строчки из стихотворения Ивана Бунина.

2,6,18,7,9,29 8,7,13,20,16,32 18,6,9,30,2,16,11
БЕРЁЗЫ ЖЁЛТОЮ РЕЗЬБОЙ

2,13,6,19,20,33,20 3 13,1,9,21,18,10 4,16,13,21,2,16,11.
БЛЕСТЯТ В ЛАЗУРИ ГОЛУБОЙ.

А теперь зашифруйте последнюю строку.
КАК ВЫШКИ, ЁЛОЧКИ ТЕМНЕЮТ.
(12,1,12 3,29,26,12,10, 7,13,16,25,12.10 20,6,14,15,6,32,20)




Запоминайка

Вопросы вы найдёте на обратной стороне листьев, прикрепленных к доске. Прошу подойти к доске и прочитать вопросы.

1. Осенью в щель забирается, а весной проснётся. (муха)
2.На лугу живёт скрипач, носит фрак и ходит вскачь. (кузнечик)
3. Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет. (бабочка)
4. Кто за печкою живёт, спать мне ночью не даёт?(сверчок)
5.То погаснет, то зажжется, ночью в роще огонёк? (светлячок)
6. Голубой аэропланчик – сел на белый одуванчик. (стрекоза)
7.Нос долог, голос тонок, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт.(комар)
8.В лесу у пня суета, беготня: народ рабочий весь день хлопочет. (муравьи)
9.Не моторы, а шумят, не пилоты а летят, не змеи, а жалят.(осы)
10. Сок из цветов она берёт, и в сотах копит сладкий мёд. (пчела)      
11. А какого цвета осенние листья?

Хитрые вопросы:

1. Какие овощи усатые?( фасоль, горох)
2. У какого овоща есть глазки?(картофель)
3. Какой овощь мешал спать принцессе?(горох)
4. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю(лук)
5. Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста)
6. Кругла да гладка, откусишь- сладка,засела на грядке крепко. Я+.(репка)
7. И зелен и густ на грядке куст. Покопай немножко, под кустом- (картошка)
8. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор)
9. Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (подсолнух)
10. Круглое, румяное, я росту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
11. Я в красной шапочке росту среди корней осиновых, меня увидишь за версту,- зовусь я +( подосиновик)
12. Он в лесу стоял, никто его не брал, В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор).
13. В каком овоще 2 ноты. (фа-соль) 14. У каких зверей детёныши рождаются в листопад (зайцы) 15. У каких деревьев листья краснеют ( клён ,осина, рябина) 16. Кто собирает яблоки спиной (ёж)


Игровая

Игра на внимание «Копёшка, тропинка, картошка.»
Копёшка-стоя, поднять руки вверх.
Тропинка- приседаем.
Картошка- приседаем и прячем голову в колени.
Когда дети движения запомнили, ведущий начинает путать детей.
Те, кто ошибся выбывают

Фруктовая дорожка
Игроки шагают по «фруктовой дорожке» на каждый шаг надо назвать фрукт. Кто больше назовет, тот дальше по дорожке прошагает, а чтоб шаги были равные, каждый шаг делается вместе с ведущим.


Молодцы! Вы прошли все станции. А пока жюри будет подводить итоги, давайте немного поиграем. Но игры не совсем обычные, а игры на внимание.

Игра «Летает, не летает».
Если тот, о ком идет речь в стихах, летает, то ребята машут руками, как крыльями. Если же не летает – топают ногами.
Грачи летят,                                   Пчелы летят,
На всю Русь кричат:                Гудят и бренчат:
- Курлы-курлы,                              -Жу-жу-жу,
 Расстаемся до весны.                   Медову несем сыту.
Журавли летят,                              Поросята летят,
 На всю Русь трубят:                     Полосатые визжат:
- Гу- гу-гу,                                      Хрю-хрю-хрю,
Не догнать никому.                        Надоело нам во хлеву.                                                                                                                                                                        
               Синицы летят,                                Комары летят,
               На всю Русь кричат:                      Кричат, пищат:
               -Дзу-дзу-дзу,                                   - Ду-ду-ду,
               Не поймать никому.                      Не уйти никому.
                                          Медведи летят,
                                          Толстопятые рычат:
                                          -Ру-ру-ру-ру,
                                           Надоело нам в бору.

Игра "Улетели птицы"
Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.
Улетели птицы: Голуби, куницы.
Улетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи.
Улетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки.
Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи Чибисы, ежи.
Улетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Лебеди и утки И спасибо шутке.

Подведение итогов. Награждение победителей.


Театр-экспромт. Сказка «Репка»
(Ведущий распределяет роли, которые будут играть ребята.)
Чтобы сказку здесь сыграть,
Нужно роли нам раздать.
Кто загадку отгадает,
Роль он тут же получает.
Работящий, хоть и сед,
Догадались, это (дед)
(Кто отгадает первым,
тот и будет играть роль деда.)
А у деда есть подружка,
Очень милая (старушка)
Раскрасавица, не злючка,
Проживает с ними (внучка)
А у внучки есть дружок,
Очень шустренький (щенок)
Растянулась на окошке
И мурлычет сладко (кошка)
И хвостатый шалунишка,
Это серенькая (мышка)
Растёт в огороде,
Хоть нынче не в моде,
Кругла да крепка,
Жёлтая (репка)




(Каждый участник выполняет какое-то движение и произносит свой текст, когда называют его имя:
Репка (разводя в стороны руки, перепрыгивая с ноги на ногу): А вот и я!
Дед (потирая ладоши): Так – с!
Бабка (кланяясь): Фу ты! Ну ты!
Внучка (машет рукой): Ой ля ля!
Жучка: О – го – го.
Кошка: Ё – моё.
Мышка: Так точно!
(Ведущий читает обычный текст сказки, а когда он называет имя героя, тот должен сыграть свою роль. И так на протяжении всей сказки)

ВАРИАНТ:
Репка Артистам выдаются не только роли, но и слова - по фразе на роль. После каждого упоминания персонаж произносит свою фразу.
Репка - "Оба на!"
Дед - "Ё моё!"
Бабка - "Я готова!"
Внучка - "Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля!"
Жучка - "Гав-гав"
Кошка - "А я ещё и на машинке вышивать умею!"
Мышка - "Пи! я сказала Пи!"
Сценарий - обычная детская сказка "Репка":
Посадил дед ("Ё-моё!") репку ("Оба на!"). Выросла репка ("Оба на!") большая пребольшая. Тянет дед ("Ё-моё") репку ("Оба на"), а вытащить не может. Позвал дед ("Ё-моё!") бабку ("Я готова!"). Бабка ("Я готова!!") за дедку ("Ё-моё"), дедка ("Ё-моё") за репку ("Оба на!"), тянут-потянут, вытащить не могут. Позвал дед ("Ё моё!") внучку ("Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля!"). Внучка ("Ля-ля-ля-ля ля-ля-ля!") за бабку ("Я готова!"), бабка ("Я готова!") за дедку ("Ё моё!"), дедка ("Ё моё") за репку ("Оба на!") тянут-потянут а вытащить не могут.... Ну и так далее в таком же ключе...












































·