Лекция на занятии с работниками образовательной организации по гражданской обороне: Основные угрозы национальным интересам и безопасности России


Управление по образованию и науке г. Астрахань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани
« Средняя общеобразовательная школа № 51»
Руководитель занятия : специально уполномоченный по ГО и ЧС
МБОУ г. Астрахани « СОШ № 51» Дегтярёв А.И.

Лекция : Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738.
В соответствии с указанным постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:
– население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
– руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
– работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
– население, не занятое в сферах производства и обслуживания.
Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются:
– обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
– обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций;
– выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;
– практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.
Защита населения в чрезвычайных ситуацияхпредставляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов.
Одним из важнейших принципов защиты населения в ЧС является накопление средств индивидуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности для использования, а также подготовка мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использование средств коллективной защиты населения (защитных сооружений).
Таким образом, обязательным является комплексность проведения защитных мероприятия, использование одновременно различных способов защиты. Это связано со значительным разнообразием опасных и вредных факторов и повышает эффективность имеющихся в настоящее время способов защиты.
К основным способам защиты населения в чрезвычайных ситуациях относятся:
– укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты);
– использование средств индивидуальной и медицинской защиты;
– рассредоточение и эвакуация населения из опасной зоны.
Организационные основы по защите населения страны ЧС
1. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)Цели и задачи РСЧСНа протяжении всей истории человечество подвергается воздействию стихийных бедствий, аварий и катастроф, которые уносят тысячи жизней, причиняют колоссальный экономический ущерб, за короткое время разрушают все, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.До начала 90-х годов устранение последствий крупных аварий и катастроф поручалось, как правило, силам гражданской обороны (ГО), ориентированным на чрезвычайные ситуации (ЧС) и защиту населения в военное время, в частности, от оружия массового поражения. В середине 80-х и начале 90-х годов на фоне мирной обстановки боевыми выглядели потери при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Так, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, печально известная авария на газопроводе в Башкортостане, взрыв в Арзамасе, увеличение числа железнодорожных и авиационных катастроф вскрыли серьезные недостатки этой системы. Нужны были кардинальные преобразования в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.С учетом этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 г, Указом Президента Российской Федерации он был объявлен Днем спасателя.Создание МЧС России стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.Цель создания системы - объединение усилий центральных органов федеральной исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и. районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи РСЧС:
разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
подготовка населения к действиям при ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
ликвидация ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
международное сотрудничество в области зашиты населения и территорий от ЧС.
Режимы функционирования РСЧСВ зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из режимов функционирования РСЧС:
режим повседневной деятельности - при обычной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмологической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий;режим повышенной готовности - при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС;
режим ЧС - при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Основные мероприятия проводимые в РФ по защите населения от ЧС
Защита населения от поражающих факторов — одна из главных задач гражданской обороны. Подготовка защитных мероприятий проводится заблаговременно на всей территории страны и в обязательном порядке. Объем и характер таких мероприятий определяется в каждом конкретном случае с учетом особенностей территорий и самого ОЭ, а также вероятности воздействия на них поражающих факторов и характеристик очага поражения. Обеспечение защиты населения достигается сочетанием индивидуальных и коллективных средств защиты, их исправностью и постоянной готовностью к использованию по назначению. При ЧС наиболее сильно страдают важные промышленные и административные центры, где сосредоточены крупные ОЭ, узлы связи и транспорта, многочисленное население, то есть основа производительных сил. Зашита населения осуществляется проведением комплекса мероприятий, включая следующие:• организация оповещения и информирования населения о ЧС• укрытие людей в защитных сооружениях;• рассредоточение рабочих и служащих ОЭ, продолжающих работу в городе, и эвакуация населения;• применение индивидуальных и медицинских средств защиты.
1.Организация оповещения и информирования населения о ЧС.Основным способом оповещения является передача речевой информации по сетям проводного, радио- и телевещания. А перед этим подается предупредительный сигнал «Внимание всем!» для привлечения внимания населения путем включения сирен, гудков и других сигнальных средств. По этому сигналу надо включить средства вещания и прослушать информацию о ЧС и правилах поведения в данном конкретном случае. Сигнал оповещения может быть подан штабом ГО или соответствующей диспетчерской службой по локальной системе оповещения.
2. Применение средств индивидуальной защиты. На многих ОЭ существуют такие виды работ, при которых персонал может получить опасное для здоровья воздействие. Опасные и вредные для людей воздействия могут неизмеримо вырасти при возникновении ЧС, а также при ликвидации их последствий. Во всех этих случаях для защиты человека необходимо применять СИЗ. В настоящее время многие работающие получают спецодежду, спецобувь и другие средства защиты. Их использование должно обеспечить достаточную безопасность, а связанные с их применением неудобства должны быть минимальными. При пользовании СИЗ необходимо строго выполнять требования, изложенные в их сопроводительной документации. Необходимо твердо знать, когда, почему и как следует применять данный конкретный вид СИЗ, каковы правила ухода за ними, их сбережения и эксплуатации. Номенклатура СИЗ обширна. Выбор определенных СИЗ для данной обстановки зависит от конкретных опасных факторов, что устанавливается разведкой.Часто при развитии ЧС (пожар, аварийный выброс АХОВ или РВ) приходится применять изолирующие СИЗ.При выборе применяемых СИЗ надо руководствоваться требованиями основных санитарных правил ОСП-72/80. Изолирующие СИЗ применяются, если фильтрующие средства защиты не обеспечивают достаточную защиту от попадания токсичных веществ через органы дыхания или кожу. Наибольшую опасность представляет первый период ЧС, когда уровни и концентрации наиболее велики, а меры защиты в достаточной мере не принимаются, прогноза и информации нет и могут наблюдаться элементы паники.СИЗ в определенной степени предохраняют от ожогов.
3. Укрытие населения в защитных сооружениях ГО. Защитные сооружения ГО — это инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторах при ЧС.Классификация защитных сооружений:* убежища, в том числе быстровозводимые (БВУ);* укрытия, в том числе противорадиационные (ПРУ);* укрытия простейшего типа (щели, траншеи, приспособленные помещения, подземные переходы, горные выработки).Убежища — это инженерные сооружения, обеспечивающие защиту от всех поражающих факторов. Классификация убежищ производится по нескольким признакам. 1. По назначению:— двойного назначения: в мирное время они используются как помещения хозяйственно-бытового назначения (гардероб, душ, помещения торговли или общественного питания), спортивные, зрелищные, подземные переходы, но в любом случае убежище должно быть готово к заполнению людьми через 12 ч;— специальные, постоянно готовые к приему людей и расчетов К П.2. По месту расположения:— встроенные убежища размещают под зданием с аварийным выходом за пределы зоны возможных завалов;— отдельно стоящие убежища (они автономны и строятся на удалении от зданий за пределами зоны вероятных завалов). Обычно строятся без аварийных выходов.3. По срокам строительства:— построенные заблаговременно;— быстровозводимые убежища (их строят из заготовленных или подручных материалов при угрозе ЧП по заранее подготовленным документам.4.По вместимости:— убежища малой вместимости (до 600 человек);— убежища средней вместимости (от 600 до 2000 человек);— убежища большой вместимости (более 2000 человек: они достаточно автономны, надежны, экономичны и удобны в эксплуатации).Убежище вместимостью менее чем на 150 человек и более чем на 5000 человек строить нецелесообразно.5. По степени защищенности от ударной воздушной волны:— специальные убежища для размещения ответственных пунктов управления и крупных узлов связи, которые строятся по особому указанию и выдерживают избыточное давление 500 кПа;— убежища 1-го класса выдерживают избыточное давление 300 кПа;— убежища 2-го класса выдерживают избыточное давление до 2кПа;— убежища 3-го класса выдерживают избыточное давление до 1 кПа.Убежища 1-го и 2-го класса строят в пределах застройки городов, а 3-го класса — в зоне возможных слабых разрушений. БВУ строят только 2-го и 3-го класса вместимостью до 150 человек.
Общие понятия о терроризме и экстремизме
В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить об «экстремизме», «политическом терроризме», трактуя это «как Бог пошлет», а чаще — как выгодно говорящему. Отчасти это вызвано беспокойством власти за свои (начавшиеся шататься) политические позиции, отчасти — желанием превентивно политически «уничтожить» возможных политических противников. Естественно, политика — не математика, и абсолютно точно выверенных определений тут ждать не приходится. И все же — попробуем хоть немного разобраться.
Филологически слово «экстремизм» происходит от латинского «extremus» — «крайний».То-есть в просторечии «экстремизм» — это система политических взглядов (и связанных с ними действий), находящихся «на краю», а чаще — вне пределов принятой в данном обществе «нормы» или (по утверждению использующего этот термин) — нарушающая принятые в обществе общие моральные стандарты.Отсюда ясно, что при таком «релятивистском» определении, скажем, в демократическом обществе, «экстремистами» будут называть тех, кто призывает к уничтожению этой политической демократии и замене ее на авторитарный или тоталитарный режим, авот в тоталитарном или авторитарном (FreedomHouse:«Авторитарная Россия…») — скорее всего наоборот, призывающих к установлению (или восстановлению) демократии. Российская Федерация провозгласила себя демократическим государством, соблюдающим базовые демократические принципы, зафиксированные в международном праве, так что в «быту» этот термин должен был бы использоваться в первом смысле. Практика, правда, нередко показывает обратное. Очень близкородственным «экстремизму» понятием является «терроризм» — недаром, именно «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность» (п.2 этого же закона) является одним из признаков «экстремизма».Слово «террор» происходит от одноименного латинского слова (в буквальном переводе – «страх», «ужас» и обычно расшифровывается как «применение силы или угроза её применения в политических целях».Соответственно, «государственный террор» — метод, используемый властями страны, чтобы манипулировать общественным мнением, продвигая свои интересы (нацистская Германия, Кампучия времен Пол-Пота, «большой террор 1937-1938 гг. в СССР»), и «терроризм» — «политика, основанная на систематическом применении террора».Естественно, в методе (применение силы или угроза ее применения) терроризм сродни обычному бандитизму, который широко применяется при переделе собственности и прочих «разборках» (многие помнят достаточное количество примеров из «смутных 90-х»), разница только в целях — в случае терроризма они носят политический характер, и, чаще всего, являются реализацией некоторой (экстремистской) системы политических взглядов. И тут опять нередко наблюдается подмена понятий — выражение гражданами своего мнения (иногда даже радикального) «подгоняется» под понятия «терроризма» и «экстремизма». Образно говоря, даже скинхед, вышедший на манифестацию с лозунгом «русские тоже нуждаются в защите своих прав» или требующий расследования воображаемого инцидента, где он был «побит группой кавказцев» — ничего экстремистского и террористического не совершает, а пользуется своим правом на несогласие, протест и выражение мнения.
Терроризм — любое действие, ведущее к устрашению людей, объединённых по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку.
Практически всегда терроризм является ответом на бездарные действия государства, глупость и безнравственность правителей.