Методическая разработка по иностранному языку на тему Методические средства, направленные на формирование мотивации к изучению иностранного языка


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методические средства,направленные на формирование мотивации к изучению иностранного языка»
Работу выполнила:
Иванова С.Д. – преподаватель английского языка
2016 год
Содержание
Теоретическая часть
Понятие мотивации3
Классификация педагогических технологий 5
Методы обучения и методические приемы8
Этапы формирования мотивации в ходе урока11
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Элементы ИКТ, направленные на повышение мотивации12
Литература18

Понятие мотивации
«Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить»
Франсуа Рабле
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к активной и продуктивной познавательной деятельности. Мотивация основывается на мотивах (от лат. moveo – двигаю), под которыми понимаются конкретные побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности обучающегося в знаниях или в самом приобретении знаний. Мотив определяет направление деятельности обучающегося. Для успешного освоения обучающимися содержания образования первостепенное значение имеет мотивация. Именно поэтому усилия преподавателей должны быть направлены на формирование потребности в учении, которая должна осознаваться как необходимое условие развития личности.
Мотивы, действующие в системе обучения, классифицируются по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы. По уровням эти мотивы подразделяются на:
- широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества);
- узкие социальные (позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, иметь достойную заработную плату, получить признание окружающих);
- мотивы социального сотрудничества (утверждение своей роли и позиции в классе, учебной группе);
- широкие познавательные мотивы (ориентация на удовлетворение от самого процесса обучения и его результатов);
- учебно-познавательные мотивы (ориентация на освоение конкретных учебных предметов);
- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
На практике все эти мотивы объединяются в группы по направленности и содержанию:
- социально-ценностные (то же, что широкие социальные мотивы);
- познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным);
- профессионально - ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
- эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются скрытые способности и таланты);
- коммуникативные (возможность расширения своего круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);
- статусно - позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе);
- традиционно - исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
- утилитарно - практические (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.
Отношение обучающегося к обучению определяется как мотивированность учения (мотивировка – рациональное объяснение причин своих действий и поступков). Мотивированность учения характеризуется активностью, которая основана на интересе обучающихся к приобретению знаний, умений и навыков и включает следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной работе;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения.
Активизация, или управление активностью обучающихся, является одной из важнейших задач преподавателей общеобразовательных дисциплин. Пути активизации различны, но основной среди них – это разнообразие форм, методов, средств обучения, педагогических технологий, выбор таких их сочетаний, которые в конкретных условиях наиболее успешно стимулируют активность обучающихся.
Мотивация учения может быть ситуационной (или внешней) и личностной (или внутренней). В первом случае в качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определенные знания, умения и навыки в какой-либо конкретной ситуации, например, при сдаче экзаменов. Такая мотивация не затрагивает глубинных основ личности, не рассчитана на его самосовершенствование.
Другой вид мотивации – личностная. Такая мотивация непосредственно связана с потребностью самосовершенствования человека и направлена на развитие его личности, моральный и интеллектуальный рост.
Мотивация учения начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Однако на протяжении всего процесса обучения обучение может оказывать влияние на мотивацию, либо усиливая, либо ослабляя интерес к учению. Таким образом, успехи в обучении прямо зависят от мотивации, то есть от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
  Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
  С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Если сказать несколько проще, педтехнологии – это такое построение, в котором представлены действия учителя в определённой последовательности, предполагающие достижения прогнозируемого результата. Педтехнологии отвечают на вопрос: как учить правильно.
Педагогические технологии ориентированы на:
- формирование мотивации к учёбе;
- интенсификацию коммуникативной среды;
- развитие личности способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору.
Классифицируются современные педтехнологии по многим принципам, мы рассмотрим некоторые из них.
На основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения;
- технологии проектного обучения.
2. На основе эффективности и организации учебного процесса:
- технологии программированного обучения;
- технологии уровневой дифференциации;
- технологии индивидуализации обучения;
- технологии групповой деятельности.
3. Технологии развивающего образования:
- личностно ориентированное развивающее обучение;
- технологии саморазвития личности.
Игровые педтехнологии - в их основе лежит следующее: во мнимых игровых условиях разворачивается деятельность учащихся, назначение которой - развитие реальных личных характеристик. Серьёзная деятельность по развитию этих характеристик реализуется в «несерьёзной» игровой форме, что позволяет ученику интеллектуально раскрепоститься, проявить творчество, не бояться ошибиться.
Технологии проблемного обучения - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счёт создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Проектное обучение используется в педагогической деятельности в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская или творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а так же применение исследовательских методик. Учёные называют этот метод «от души выполняемым замыслом» и считают, что самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта.
Технология программного обучения - для неё характерно расчленение учебного материала на небольшие части, включение системы предписаний по последовательному выполнению определённых действий, направленных на усвоение каждой части. Программному освоению «поддаются» только те дисциплины, содержание которых можно представить в виде алгоритма.
Технология уровневой дифференциации - это технология обучения в одном классе детей разных способностей. Технология очень трудоёмкая и даёт результаты при условии превращения её в систему.
Технология индивидуализации обучения. Её достоинство - индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения. Цель технологии - сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, развитие его потенциальных возможностей, содействие индивидуальными средствами выполнению учебных программ, предупреждение неуспеваемости, улучшение учебной мотивации. Эта технология-фактор формирования индивидуальности каждого ученика.
Технология групповой деятельности предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения - в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто помогать друг другу. В основе должна лежать общность целей и задач, но обязательно индивидуальная ответственность, а также равные возможности успеха.
Технология личностно ориентированного развивающего обучения - это специфическая деятельность (авторская) педагога по проектированию учебной деятельности и её практической организации в каком-либо предмете с ориентацией на тип психического развития учащегося и учёт личных возможностей педагога.
Технология саморазвития личности предполагает создание эмоционально-психологических установок, фона, на котором развёртывается основное содержание урока. В ряде точек технология пересекается с известными психологическими методиками внушения, погружения, мозговой атаки и т.д. В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций: интеллектуальные и нравственные эмоции.
Для применения двух последних технологий нужна специальная подготовка учителя, готовность работать в постоянном эксперименте.

Методы обучения и методические приемы
Методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности учащегося с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактической цели.
Классификация по уровню активности учащихся (Е.Я.Голант)
Активные (работа с книгой, лабораторный метод, решение задач и т.д.)
Пассивные (рассказ, объяснение, лекция, экскурсия, демонстрация и т.д.)
Классификация по уровню включения в продуктивную творческую деятельность (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер)
Исследовательские
Частично-поисковые (эвристические)
Проблемное изложение
Репродуктивный
Объяснительно-иллюстративный
Классификация по источникам получения знаний
СловесныеНаглядные
Практические
Классификация по дидактическим целям (М.А.Данилов, Б.П.Есипов)
Приобретения знаний
Формирования умений и навыков применения знаний на практике
Оценки и проверки ЗУН
Организационная классификация (Ю.К.Бабанский)
Организации учебно-познавательной деятельности:
получение знаний (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой, наблюдение, иллюстрация, демонстрация), выработка умений и накопление опыта (упражнения, лабораторные и практические работы),
закрепление материала (беседа, повторение, упражнение, практическая и лабораторная работа).
2. Стимулирования учебно-познавательной деятельности:
эмоциональная стимуляция (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игровых форм, постановка системы перспектив),
развитие познавательного интереса (формирование готовности восприятии учебного материала, выстраивание вокруг материала игрового сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуации творческого поиска),
формирования ответственности и обязательности (формирование понимания личности значимости успеха, приучение к выполнению требований).
3. Организации социального взаимодействия:
освоение норм ведения разговора,
метод взаимной проверки,
метод взаимных заданий,
временная работа в группах,
создание ситуации совместных переживаний,
организация работы учащихся-консультантов.
4. Развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств:
творческое задание,
постановка проблемы и создание проблемных ситуаций,
дискуссия.
5. Контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности:
повседневное наблюдение,
устный опрос,
письменный опрос,
контрольная работа,
тестирование.
Ю. К. Бабанский выделяет методы стимулирования и мотивации обучающихся в учебной деятельности в самостоятельную группу методов обучения, на следующих основаниях. Во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.
В структуре метода выделяют методический прием – элемент метода, отдельный шаг в его реализации. Прием придает методу гибкость и индивидуальность, повышает его эффективность.
Для повышения мотивации обучающихся к изучению дисциплин существуют различные приёмы, которые преподаватель может применять на уроках. Некоторые из них:
Содержательное, интересное, яркое изложение материала преподавателем;
Проблемное изложение материала, поисковая деятельность и исследовательская атмосфера на уроке;
Разнообразие форм самостоятельной работы;
Раскрытие практической значимости предмета в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
Использование занимательного и исследовательского эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает повышенный интерес к предмету;
Ознакомление обучающихся с достижениями современной науки. Оно интересно, побуждает желание глубже изучать предмет;
Исторические сведения, яркие рассказы о жизни и деятельности учёных, их работах и открытиях также благотворно воздействуют на учащихся и возбуждают у них интерес;
Использование дифференцированных контролирующих материалов, положительная оценка и поощрение их работы;
Приобщение обучающихся к творческой деятельности;
Использование на уроках игр, занимательных задач и вопросов всегда вызывает глубокий интерес учащихся.

этапы формирования мотивации в ходе урока
Ученые выделяют следующие этапы мотивации в ходе урока:
этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока педагог может учитывать несколько видов побуждений обучающихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений (“мы хорошо поработали над предыдущей темой”),
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности (“но не усвоили еще одну важную сторону этой темы”),
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу (“а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях”),
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь педагог ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).
этап завершения урока. Важно, чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с отметкой педагога.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание обучающихся овладевать знаниями.

Практическая часть
Элементы ИКТ, напрвленные на повышение мотивации
Одним из способов повышения мотивации обучения является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
В настоящее время внедрение ИКТ осуществляется по 5 направлениям:
Использование  готовых  мультимедийных  продуктов  и  компьютерных обучающих систем 
Создание собственных мультимедийных и обучающих программ  
Создание  собственных  мультимедийных  презентаций 
Использование  ИКТ  во  внеклассной  работе  
Использование  образовательных ресурсов  сети  Интернет. 
Данные направления сопровождаются применением различных элементов ИКТ и способствуют достижению определенных результатов, повышающих мотивацию учебной деятельности, что и отражает предложенная ниже таблица:
Способ повышения мотивации Элементы ИКТ Результат
Вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке. Готовая  мультимедийная продукция – диски, электронные  словари,  учебники и пособия, энциклопедии  и  справочники;   обучающие программы  Повышение интереса к учебной деятельности
Создание проблемных ситуаций Демонстрационный учительский материал – презентации, аудиотексты, видеоролики  Самостоятельное размышление, выдвижение своей точки зрения
Использование деловых игр Ресурсы Интернета: дистанционные конкурсы, конференции, олимпиады Автоматическое, неосознанное запоминание

Контроль ЗУН  Компьютерное тестирование (тестовые программы) в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками) Отслеживание своих успехов
Разнообразие видов деятельности Работа на интерактивной доске
Видео- и анимационные фрагменты 
Компьютерные лабораторные работы с использованием встроенных математических программ вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей
Логические схемы Преодоление страха и стеснения у доски
Снятие усталости

В своей практической деятельности мы используем различные элементы ИКТ.
На уроках английского языка с целью закрепления лексико-грамматического материала, обучения диалогической речи мы применяем учебники в электронном виде:

При изучении темы «Повседневная жизнь семьи» мы используем электронный учебник с аудиоприложением.
Lesson 6.About Yourself. The Family (О себе. Семья)VOCABULARY ЛЕКСИКА
Listen, repeat and memorize. Слушайте, повторяйте, запоминайте.
How old are you? Сколько вам лет?
I am 20 years old (I am 20). Мне 20 лет.
How old is he? Сколько ему лет?
Parents родителиfather (dad, daddy; pa, papa) отец (папа)
mother (ma, mama, mom) мать (мама)
Грамматический комментарий
Английские количественные числительные от 1 до 100
1. Слово any («какой-нибудь», «сколько-нибудь»), употреблённое в вопросительном предложении, может не переводиться на русский язык.
Например:
Do you have any sugar?
– У вас есть сахар?Do you have any children?
– У вас есть дети?
2. Английские слова also, too и either имеют значение «тоже», но при этом also и too употребляются в утвердительных предложениях, а eithe r – в отрицательных.
Например:
He’s also ten.
– Ему тоже десять лет.
DIALOGUES ДИАЛОГИ
Listen and read aloud the dialogues below.
Слушайте и читайте вслух приведённые ниже диалоги.
1
– Igor, how old are you? – Игорь, сколько тебе лет?
– I’m 18 years old. And you? – Мне 18 лет. А тебе?
– I’m 24 years old. – Мне 24 года.– Do you have a sister? – У тебя есть сестра?– Yes. – Есть.– And a brother? – А брат?– Yes. And you? – Тоже есть. А у тебя?
– I don’t have a brother, but I have a sister. – У меня нет брата, но есть сестра.6
– Let’s get acquainted. My name is Kate. I’m Canadian. I’m now living and working in Moscow.
– Давайте познакомимся. Меня зовут Кэйт. Я канадка. Сейчас я живу и работаю в Москве.
– Nice to meet you. My name is Victoria. I’m Swedish. I also work in Moscow.
– Очень приятно. А меня зовут Виктория. Я шведка. Я тоже работаю в Москве.
– And where do you work? – А где вы работаете?– I work in the embassy. And you? – Я работаю в посольстве. А вы?
– I work at the university. – А я – в университете.– Kate, are you married? – Кэйт, а вы замужем?– Yes, I’m married. – Да, я замужем.
– Do you have any children? – А у вас есть дети?– Yes, I have a daughter. She is 9 years old. Are you married?
– Да, у меня есть дочь. Ей 9 лет. А вы замужем?
– No, I’m not married and I have no children. Kate, is your husband also Canadian?
– Нет, я не замужем и у меня нет детей. Кэйт, а ваш муж тоже канадец?
– No, he’s American. He’s 30 years old. He’s an engineer and works in a factory.
– Нет, он американец. Ему 30 лет. Он инженер и работает на заводе.
Exercises Упражнения
1) Читайте следующие предложения, правильно произносите цифры.
I am 20 years old. He is 40 years old. She is 18 years old. You are 25 years old. Their son is 2 years old. Our daughter is 5 years old. My grandmother is 72 years old. Her grandfather is 81 years old. You are 53 years old.
2) Дайте положительные и отрицательные ответы на вопросы.
Образец:
– Do you have a brother?
– Yes, I do.
– No, I don’t.
Does Penny have a sister?
Does Joe have a grandmother?
Does Andrey have parents?
Does Mikhail have children?
Do you have a son?
Does she have a daughter?
3) Закончите предложения.
I am ____________________.
I have ____________________.
Irina is not ____________________.
She doesn’t have ____________________.
Alexey ____________________.He has ____________________.
He is ____________________.
His mother is ____________________.
Her father is ____________________.
My friend is ____________________.
4) Вместо точек вставьте нужные слова из Урока 6.
... a sister... a brother... 21 years old... married?... 30 years old... not married. My friend... a son and a daughter... don’t have parents.
5) Переведите на английский язык.
а) У нас большая семья. Это моя бабушка. Ей 75 лет. Её зовут Светлана Петровна. Сейчас она не работает. Раньше она работала на почте. Это мой дедушка. Его зовут Дмитрий Сергеевич. Ему 77 лет. Сейчас он тоже не работает. А раньше он работал в банке. Он юрист. Это моя мама. Ей 40 лет. Она работает в больнице. Моя мама врач. Это мой папа. Ему 42 года. Он бизнесмен, работает в фирме. А это я. Меня зовут Саша. Я студент. Я учусь в университете. Мне 18 лет. Я не женат.
6) Ask each other about your ages and families (Спросите друг друга, сколько вам лет и какая у вас семья).
QUIZ ТЕСТ
1. Fill in the answers (Вставьте ответные реплики).
1) – How old are you? _________________________
2) – Does she have a sister? _________________________
3) – Is he married? _________________________
4) – How old is George? _________________________
5) – Is he single? _________________________
6) – Do you have any children? _________________________
7) – How old is Carol? _________________________
8) – Does she have a family? _________________________
9) – Is she married? _________________________
10) – Does he have a brother? _________________________
2. Fill in the questions (Вставьте вопросительные реплики).
1) _________________________ – I am married.
2) _________________________ – She has a large family.
3) _________________________ – He is 25 years old.
4) _________________________ – Yes, I have a sister.
5) _________________________ – Sergey is single.
6) _________________________ – I have no children.
7) _________________________ – I don’t have a brother.
8) _________________________ – I’m 30 years old.
Для обучающихся, пропустивших занятия или имеющих затруднения в усвоении грамматического материала, мы предлагаем воспользоваться видеокурсами в режиме он-лайн при помощи сайта www.englishonlinefree.ru:

Этот сайт дает возможность познакомиться с жизнью и культурой Англии и англоязычных стран, Германии и немецкоговорящих государств, например, 8-серийный видеокурс Window on Britain.
Для самостоятельной работы с текстами обучающиеся могут обратиться к автоматическим электронным словарям-переводчикам: Magic Gooddy, PROMT, Мультитран, Lingvo, Сократ Персональный, Переводчик онлайн и другим, а в рамках подготовки презентаций – к английской и немецкой версии Википедии:

Кроме этого, мы предлагаем для тренировки лексико-грамматического материала такой ресурс, как самоучитель английского языка на сайте http://gooddy.net/
В качестве контролирующих материалов мы пользуемся компьютерными тестовыми программами в режиме on-line на сайте www.study.ru:


Литература
Немов Р.С. Психология. М., 2005;
Подласый И.П. Педагогика. М., 2004.
Вербицкая А.А. Концепция занковско – контекстного обучения в вузе Вопросы психологии №5 1987
Г.М. Коджаспирова, И.В. Петров «ТСО и методика их использования» Академия М 2008
Маркова А.К. Орлова А.Б. Фридман Л. М. « Мотивация учения и воспитания у школьников» М. 1983
Педагогика / Под ред. Питкасистого П.И., М 1996