Средства формирования мотивации к изучению иностранного языка


Роль мотивации в обучении иностранному языку
Средства формирования мотивации к изучению иностранного языка
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Поэтому мотивация является «запускным механизмом» всяческой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, а это отрицательно сказывается на всей деятельности.
Ещё совсем недавно для многих учащихся единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки. Изменилась жизнь - изменилось отношение к предмету. Стала понятна необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествий без переводчика, также как и целесообразность ведения совместного международного бизнеса и пользования Интернетом. Знание иностранного языка становится обязательным компонентом профессиональной деятельности и обеспечивает более полноценное и интересное проведение досуга. Есть много случаев, когда иностранный язык помог человеку не упустить возможностей, которые даёт ему судьба. Авраам Линкольн сказал когда-то: “Каждому человеку в жизни даётся свой шанс, и к нему надо быть готовым”. Стивен Клайд заметил, что “знание иностранного языка удваивает и утраивает знание человека на творческую самореализацию и наслаждение полнотой жизни в путешествиях, общении и труде”. Отсюда и более пристальное внимание к обучению языку в школе, как со стороны учащихся, так и со стороны их родителей. Отсюда и повышение ответственности учителя за уровень даваемых знаний.
Но то, что является бесспорным стимулом изучения иностранного языка для взрослого человека, не всегда работает для ребёнка. Мотивы возможного применения знаний в будущем не достаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Но уже на втором году обучения интерес значительно ослабевает. Отсюда вытекает проблема важности ежеурочных и даже ежеэтапных мотивов работы учащихся.
Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику минуя собственную деятельность ученика по овладению знаниями, не представляется возможной, доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы на первом месте были мотивы их самоосуществления себя как личности. Поэтому необходимо говорить о мотивации, как результате внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличии мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении английскому языку, учителю необходимо представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы. При рассмотрении проблемы мотивации и поиске путей её формирования, не допустимо упрощение её понимания. Формирование мотивации - это не перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Между тем при овладении иноязычной культурой вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. Существует множество современных подходов к проблеме мотивации с выведением культуры на первое место. Один из аспектов - умение ориентироваться в социо-культурной сфере страны изучаемого языка. Наиболее интересны в этом плане работы Сафоновой В.В., Пассова Е.И., Кузовлева В.П., Тучковой Т.У., Монка Б., Клементьевой Т.Б., Шехтера И.А., Китайгородской Г.А.и др.
Каждый подход имеет свои принципы и во всех присутствует необходимость мотивационного обеспечения обучения. Но реальность включения механизмов действия мотивов у учащихся недостаточно отработана практически.
Поэтому преподавателям необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены, и вместе с учителем «творили» урок.
Также комфортность общения зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Каждому ученику нужна вера в его способности и радость за его успехи. Он нуждается в помощи учителя и его положительной оценке. Исправлять ошибки нужно очень деликатно, не обидно для ребенка, например вежливым переспросом, уточнением, подсказкой (И.Л. Бим). Следует помнить, что исправление ошибок нарушает коммуникацию. Устные ответы школьников должны в первую очередь быть нацелены на взаимопонимание с окружающими и не являться объектом преимущественного контроля сформированности их языковой компетенции.
Главное, чтобы ученик, вступая в общение на иностранном языке, не испытывал страха сделать ошибку и стремился всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать то или иное коммуникативное намерение. «Считается, что ошибки — это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией. Их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот, они доказывают, что учебный процесс проходит нормально, учащиеся принимают в нем активное участие» (М. Н. Вятютнев).
Таким образом, в центре обучения ребенок, который является главным субъектом учебного процесса. Организуя общение и взаимодействие детей, необходимо создавать благоприятную атмосферу в классе и чувство комфортности у каждого ученика.
Овладение английским языком предполагает постоянную мотивацию школьников к самому процессу овладения английским языком.
Любое общение (непосредственное и опосредованное) начинается с мотива и цели, то есть того, ради чего что-то говорится, воспринимается на слух, читается, пишется и с какой целью. Ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат: что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст и др.
В основе обучения детей устному общению на начальной этапе лежит игра, которая, по меткому выражению И. А. Зимней, является «психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения». «Использование игры как способа обучения устной речи позволяет формировать такие речевые задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения» (Е.И. Негневицкая). Игра исключает монотонность тренировки и обеспечивает активность каждого ученика, т.к. ребенок пытается выразить свою мысль, свое мнение, а это всегда интересно и говорящему и слушающему.
Использование различных игр (включая разгадывание загадок, кроссвордов; инсценирование песен, стихов, сказок и др.) обеспечивает постоянный интерес к предмету и позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязыковых задач общения. При этом важно не только, как говорит ученик на английском языке, но и что он говорит, имеет ли высказываемая или воспринимаемая на слух им информация для него личную значимость.
Примером общих мотивов, которые в ходе подготовки серии уроков по определённой теме старается создать учитель на логическом и эмоциональном уровне, могут быть такие, как стремление поехать заграничную поездку, желание переписываться со сверстниками – иностранцами, возможность использования компьютера и использования сети Интернет и другие. Примером мотива на эмоциональном уровне может быть боязнь выглядеть смешным перед одноклассниками из-за незнания.
Индивидуальные мотивы преподаватели стараются создавать и поддерживать прямо на уроке во время объяснения материала, беседы и даже ответа учащегося. Очень велика мотивирующая роль оценки ученика. Мы имеем ввиду не отметку, а именно оценку учителя - оценку взглядом, жестом, словом. Учитель создаёт мотивацию у учащихся своим примером, своей заинтересованностью, своей яркостью. Серость и посредственность вряд ли заинтересует школьников, а отношение к учителю автоматически переходит в отношение к предмету. Поэтому, на наш взгляд, пришло время учителей, которые близки со своими учениками, если надо, говорят на их языке, имеют сходные с ними интересы, современны, открыты душой для детей, но в то же время честные и справедливые, но держащие дистанцию. Учитель должен быть лидером в процессе познания, а для этого он должен стать авторитетом во всех сферах общения со своими учениками. Не менее важно формирование понимания, что учитель “тоже человек”, ему свойственно ошибаться, но он умеет признать свои ошибки и не претендует на право вещания истины в последней инстанции. Нет более сильного мотивирующего средства, чем собственный положительный пример, интерес учителя к иностранному языку и культуре страны изучаемого языка, но и этим средством надо пользоваться умело, даже капля неискренности может привести к противоположному результату.
Одним из самых сильных общих мотивов, на наш взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках необходимо создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. Практика показала жизненную актуальность данного метода, хотя очень часто звучат обвинения в неклассичности результата. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации. Подобный способ изучения языка широко применяется в различных городах Соединённых Штатов Америки. Им, конечно на интуитивном уровне, пользуются новоиспечённые иммигранты. Погруженные в языковую среду, они достаточно быстро овладевают необходимым им уровнем. Создать в наших условиях среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен, это может быть встреча в аэропорту, а может даже и экологическая конференция.
На наш взгляд, самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной данный приём имеет огромную мотивационную роль.
Часто преподаватели используют наглядность, особенно на начальном этапе обучения, т.к. она выполняет стимулирующую функцию, причем в двух планах: в первом случае когда речь идет о внутренней (или языковой) наглядности, стимулирующей восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью, когда обучаемый ощущает собеседника: «не только слышу, но и вижу». Во втором случае наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям данного языка. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, а также жесты, которые использует учитель) создают эффект «присутствия» в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти учащихся тот смысл, который нужно им передать или воспринять.
В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом служит опорой в понимании на слух материала, в третьем создает условия для практического применения усваиваемого материала. Поэтому, в своей работе многие преподаватели часто используют показ игрушек, картинок, действий при ознакомлении учащихся с новым материалом и при организации тренировки в его употреблении.
Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителя используют уроки-общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки-игры, уроки-викториньт, уроки-конференции, уроки-тесты и т.п.. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.
Мотивирующее значение имеет и проведение различных мероприятий по предмету: вечера, посвящённые праздникам англоязычных стран, конкурсы песен на языке и другие. Здесь обычно раскрываются все таланты школьников. Внеклассная работа по английскому языку также имеет огромное мотивационное значение. Школьники, переписывающиеся с иностранцами, имеют повышенный интерес к языку. С этой целью, мы вот уже несколько лет, при изучении темы «Написание писем зарубежным друзьям по переписке», даем адрес Международной организации, где есть тинэйджеры, желающих переписываться с русскими сверстниками. Так завязываются знакомства, так познаётся культура другого народа, так вырабатывается дополнительный стимул к учёбе, и, может быть, формируются будущие хорошие политические отношения между нашими странами.
Основой успеха в достижении результата при обучении английскому языку, на наш взгляд является преемственность программ, методов и приёмов работы в классе по мере его взросления, а также адекватность программ уровню языкового развития учащихся. Недопустимой ошибкой является уменьшение учебного времени для иностранных языков в старших классах. По нашему глубокому убеждению, изучение иностранных языков на последней стадии школьного образования играет огромную, если не главную среди всех учебных предметов, развивающую роль в процессе совершенствования всего комплекса умственных способностей человека. Самая главная и самая трудная задача учителя - сохранить у учащихся интерес к поступательному совершенствованию своих индивидуальных языковых способностей. Общепринятые методические комплексы не всегда идеально подходят для решения этой цели, поэтому приходится обращаться к экспериментальным комплексам, к счастью, предлагаемым сейчас в широком спектре.
Весь процесс изучения языка в школе нам представляется так:
• 1ый - 2ой год обучения: изучение фонетических, морфологических и на начальной стадии ситуативных лексических языковых основ; формирование навыков реагирования на простейшие жизненные ситуации;
• 3ий - 4ый год обучения: изучение основной массы программного лексического материала и формирование грамматических основ; начало практического ситуативного приближения к жизненной действительности;
• 5ый – 6ой год обучения: более углубленное тематическое изучение лексики, грамматическое совершенствование, формирование навыков практического ситуативного применения языковых знаний;
• 7ой - 8ой год обучения: практическое применение знаний для пополнения словарного запаса при чтении литературных произведений на языке оригинала, совершенствование коммуникативных умений и навыков при общении с носителями изучаемого языка, как в письменной, так и в устной форме, совершенствование, путём постоянного теоретического повторения и выполнением практических упражнений, грамматических навыков.
Одним из самых необходимых в жизни умений является способность человека плодотворно общаться с другими людьми. Активизация коммуникативных возможностей ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - вот с нашей точки зрения, основная развивающая цель всех языковых школьных предметов. Но при изучении иностранного языка, кроме цели, это ещё и метод. Научить ученика общаться общением с ним, стараться ставить перед ним максимальное количество жизненных ситуаций ежеурочно и учить находить оптимальные решения - это задача учителя. Глобальность задачи во сто крат увеличивает ответственность учителя, поднимает планку требований к уровню его профессиональной подготовленности, требует от него постоянного самосовершенствования.
Сильный мотивирующий эффект дают также факультативные занятия по английскому языку. Дети с удовольствием ходят на дополнительные уроки, где много интересного, познавательного и занимательного материала. Как правило, эти дети легче и быстрее усваивают материал.
Таким образом, на наш взгляд учителю иностранного языка необходимо считать задачу построения мотивационной цепочки одной из главных. В ходе подготовки серии уроков по определенной теме нужно стараться создать систему как общих, так и индивидуальных мотивов, как на логическом, так и на эмоциональном уровне.