Педагогический проект на тему:Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы
при переходе на основную ступень обучения»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 9 по 13 февраля 2015 года
2 сессия с 16 по 20 февраля 2015 года
Выполнила:
Овчаренко Любовь Петровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с.БелозёркиКрасноярского района
Самарской области
2015 г.
В условиях кардинальных изменений, происходящих в политической, социально-экономической, духовной жизни нашего общества, в ситуации быстро меняющихся научно-технических достижений особенно актуальным является переосмысление социальной роли и функции системы образования. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:
– учитывать психологические особенности детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
Адаптация младших подростков в новых условиях жизни и деятельности на 2-й ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в V класс.
Готовность школьника к переходу в основную школу зависит от целого ряда факторов, но прежде всего от правильно организованной работы в этом направлении.
Под психологической подготовкой учащихся подразумевается стойкая или временная активизация способностей личности к деятельности в определенных условиях. В широком смысле подготовка понимается как доведение чего-то до состояния готовности, соответствия определенным требованиям.
Психологическая готовность учащихся определяется той системой требований, которые школа 2-й ступени предъявляет к ним. Связаны они, как показывают исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), с изменением социальной позиции ученика, а также со спецификой учебной деятельности в основной школе.
Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников. Преемственность между начальной и основной школами осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.
Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на мой взгляд, несколько.
Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста и у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
В настоящее время психология рассматривает адаптацию не как пассивное приспособление к условиям жизни, а как активное взаимодействие человека с окружающей средой, которое обеспечивает ему возможность самосохранения и саморазвития. Актуальность этой проблемы отмечали в своих трудах Б.Г. Ананьев, Е.К. Завьялова, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.. Важным этапом формирования адаптивных способностей детей является переход из начальной в среднюю школу, который теснейшим образом связан с особенностями учебной мотивации младших подростков и теми эмоциональными переживаниями, которые характерны для детей на данном этапе развития. Переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал учебных программ, требующих новых уровней учебной работы; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется система взаимоотношений с миром, людьми, самим собой, меняется социальный статус детей; актуализируются процессы формирования личности.
Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на основную ступень обучения. Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учёбе у учащихся. С этажа начальной школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи основной школы, где они оказываются самыми маленькими. Ещё более однозначно резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей. И дело не в том, что к новым учителям, к их ожидания, стилям, требованиям надо привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих учеников, узнать их индивидуальные особенности. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода на основную ступень, прожил с этими детьми 4 года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, учитель начальных классов любуется окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.
Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией, включает в себя ещё два аспекта :а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Интерес к проблемам адаптации представлен также и в работах отечественных авторов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В. В. Давыдова, Т. В. Драгуновой, И.В.Дубровиной, А.К. Марковой, К.Н. Поливановой.) Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю, ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца в своем единстве и взаимообусловленности. В частности, необходимо подготовить выпускников начальной школы к переходу в среднюю школу. Это и определило тему моего проекта: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы при переходе на основную ступень обучения». Решение обозначенной проблемы позволит обучающимся более легко пройти период адаптации при переходе в среднее звено обучения.
Цель: Обеспечение успешной адаптации учащихся к обучению в общеобразовательной школе при переходе на основную ступень общего образования.
Задачи:
Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам учебной мотивации и эмоциональных переживаний в младшем подростковом возрасте.
Изучить особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний выпускников начальной школы и пятиклассников в условиях адаптации ко ступени обучения.
Создать модель психолого - педагогического сопровождения учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено обучения в рамках внедрения ФГОС.
Провести психолого-педагогическое диагностирование личностных качеств учеников.
Разработать и организовать развивающие психологические занятия для выпускников начальной школы.
Исследовать психологическую готовность выпускников начальной школы к переходу в среднее звено.
Разработать комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике дезадаптации.
Вид проекта: педагогический не завершенный.
Методы проекта:
теоретический: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме;
экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; формирующий эксперимент; оценка деятельности;
методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных (статистический): обработка, интерпретация результатов.
Участники педагогического проекта: школьники ГБОУ СОШ с.Белозёрки заканчивающие начальную школу (4- класс), и начинающие обучение в средней (5 класс).
Планируемые результаты: Создание модели психолого-педагогического сопровождения позволит:
-подготовить выпускников начальной школы к переходу в среднее звено и адаптации в новых условиях образования
-сократить адаптационный период при переходе в 5 класс
- участвовать психологу в создании единого образовательного пространства, в котором обеспечивается развитие в каждом ребенке его возможных способностей;
- определить основные трудности при обучении;
- изучить психологические особенности учащихся;
-осуществить эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам и родителям.
Средства реализации образовательного проекта:
•мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию обучающихся и их родителей;•информационно-образовательные, направленные на повышение информированности потенциальных участников проекта;
•организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта, распределении работ для решения проектных задач;
•рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.
Современные образовательные технологии:
педагогическое общение
педагогическая диагностика (социометрия)
современные технологии (ИКТ)
Срок реализации проекта: проект реализуется в течение с ноября 2014г. по октябрь 2015 года
Этапы реализации педагогического проекта:
Организационный (ноябрь – декабрь 2014 года)
На данном этапе планирую работу на весь период по сопровождению обучающихся, которые готовятся к переходу на основную ступень образования. Мною изучаются методические пособия, разрабатываюся психокоррекционно и развивающие занятия. Для диагностической цели продумываю пакет методик и тестов, которые будут использоваться в диагностики в течение срока реализации проекта. На подготовительном этапе работаю над организационной структурой и наполнением ее содержанием. Считаю, что наибольший эффект предложенная мною модель, будет иметь если я ее реализую как целостную систему совместной деятельности педагогов и психолога, которая направлена на активное приспособление ребенка к новой школьной среде, включающее в себя успешное функционирование и перспективное психологическое развитие.
Исполнительский (январь – март 2015 года; апрель – сентябрь 2015 года)
Данный этап разбивается на два этапа:
Диагностическая работа (мониторинговые исследования и диагностики личностных качеств выпускников начальной школы)
Психолого – педагогическая работа (коррекционно-развивающих занятий, направленные на подготовку детей к успешному школьному обучению, работа по сплочению коллектива, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации при переходе на среднюю ступень обучения)
План-график выполнения запланированных мероприятий исполнительского этапа:
Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
Диагностическая работа январь – март 2015 года
январь
2015 года Учебный кабинет Опросник Кеттелла4 класс Овчаренко Л.П.
февраль
2015 года Учебный кабинет Тест школьной тревожности ФиллипсаОвчаренко Л.П.
Дубкова Н.Н.
февраль 2015 г. Учебный кабинет Социометрия Овчаренко Л.П.
март 2015 года Учебный кабинет Обработка и интерпретация результатов диагностик Овчаренко Л.П.
Психолого – педагогическая работа апрель – сентябрь 2015 года
апрель
а кабинет релаксации 1.беседа «Конфликты и способы их решения»
2.занятие «Сплочение коллектива и познание себя» Овчаренко Л.П.
апрель
2015 года учебный кабинет Психологическая диагностика готовности ребёнка к переходу в среднее звено Овчаренко Л.П.
Дубкова Н.Н.
май
2015 года кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием родительское собрание «Готовность выпускников начальной школы к обучению в среднем звене» Овчаренко Л.П.
Дубкова Н.Н.
май
2015 года кабинет релаксации сказкотерапия «Развитие терпимости и чувства сопереживания в отношениях к окружающим» Овчаренко Л.П.
май
2015 года кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием беседа «Что такое эмоции и зачем они нужны» Овчаренко Л.П.
сентябрь
2015 года учебный кабинет изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу;
тест «Насколько ты уверен в себе?» Овчаренко Л.П.
сентябрь
2015 года кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием родительское собрание «Ваш ребёнок пятиклассник» Овчаренко Л.П.,
классный руководитель
5 кл.
сентябрь
2015 года кабинет релаксации тренинг «Остров страха» Овчаренко Л.П.

Заключительный (октябрь 2015 года)
На данном этапе после диагностики адаптации учащихся, перешедших на среднюю ступень обучения (5 класс), выявляются дети группы риска и планируется проведения психологических занятий с ними.
Диагностический инструментарий: тест, опросник, диагностика, анкета, беседы.
Оценка эффективности:
По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа с целью изучения результатов работы по сопровождению обучающихся в адаптационный период при переходе из начальной школы на основную ступень обучения.
Критерии эффективности:
1.Востребованность проекта, его актуальность, привлечение родителей, педагогов, администрации, специалистов.
2.Повышение психологического уровня культуры и получение знаний психологии учащимися и их родителями.
3.Об эффективности модели сопровождения учащихся в адаптационный период при переходе в среднее звено можно судить в октябре – ноябре 2015 года, после психологического мониторинга результатов в динамике.
Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов:
кадровые (учитель начальных классов, педагог-психолог, классный руководитель 5 класса)
материально-технические (кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием; музыкальное оборудование; учебные кабинеты; кабинет релаксации)
финансовые (канцелярские принадлежности (бумага, фломастеры, карандаши, краски и т.д.))
Заключение:
Таким образом, педагог – психолог школы ищет пути и формы эффективного сопровождения учащихся в рамках введения ФГОС. В настоящее время происходит процесс глубокой психологизации и гуманизации всего учебного процесса. Для того чтобы создать новое образовательное пространство вводятся новые стандарты. Анализ работы проекта позволит рассмотреть вопрос о том, какого профессионального багажа было недостаточно для того, чтобы создать психологическую систему сопровождения для каждого ребенка и переориентировать процесс обучения с передачи знаний и навыков на всестороннее личностное развитие.
В модели определены содержание и формы дальнейшей совместной деятельности участников педагогического процесса, обеспечивающих развитие индивидуальности и воспитание личности ребенка.
Надеюсь, что данную модель, которую я реализую, можно использовать психологами школ для сопровождения учащихся в новых условиях, так как она отражает уже имеющийся опыт школы в организации психолого - педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся начальной школы.
Инновационный потенциал проекта обусловлен интерактивностью процесса адаптации обучающихся к среднему звену в школе, что соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении. В случае дезадаптации ученика, родители смогут воспользоваться рекомендациями педагога – психолога.
Разработанный проект имеет дальнейшее развитие.
Планирую продолжить работу над диагностическим инструментарием по сопровождению обучающихся в начальной школе.
Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки учащихся к переходу в основную школу. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.
Поэтому цель подготовки к переходу ученика в среднее звено школы - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача школы и родителей помочь ученику в этом.
Выводы:
Основываясь на своём опыте, считаю, что если один из предметов урочной или внеурочной деятельности 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на адаптации учащихся на основной ступени обучения.
Очень важен тандем «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений прошлого и будущего.
Список используемых источников:
Барылкина Л.П., Королёва Н.А. Завуч начальной школы. – М.: ВАКО, 2005. – 201 с.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия школьник. Учебно-методическое пособие. – Москва, 2000. – 94 с.
Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. – 4-10 с.
Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе.// Начальная школа До и После. 2004. № 5. – 3-8 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. – 258 с.
Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – 310 с.
Кичигина Т.В. Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – Новосибирск, 2004. - №41.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – Москва.: Академия, 2007 – 324 с.
Настольная книга завуча начальной школы. – Глобус, 2007 – 162 с.
Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную. Методическое письмо МО РФ.
Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной. – М, 2010. – 206 с.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. – М.: Академия, 2009. – 245 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – Москва, 2001. – 136 с.Чибисова М.Ю, Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. Москва, 2004. – 138 с.