Конспект урока по русской литературе на тему Образ Петербурга по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание

Тема: Образ Петербурга (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").
Цели: показать, как создан в романе образ города, как изображает писатель жизнь «униженных и оскорбленных»; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Задачи: «погрузить» учащихся в созданный автором мир романа; развивать навыки анализа литературного материала; закрепить умение учащихся анализировать эпизод художественного произведения; закрепить знание учащимися литературоведческих терминов; активизировать мыслительную деятельность учащихся; показать связь между различными видами искусства (литература и кино); создать на уроке атмосферу человеческого общения, воспитывающую гуманизм, доброту, сочувствие посредством литературы как искусства слова.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Технология: традиционная технология коллективного обучения, работа в группах, использование ИКТ (просмотр фрагментов видеофильма).
Оборудование: текст романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», тетрадь, наглядный материал (альбом с иллюстрациями жизни и творчества писателя), компьютер, телевизор, видеоплеер, художественный фильм «Преступление и наказание», экранизация романа Ф. М. Достоевского, 2 серии, режиссер-постановщик Л. Кулиджанов, Центральная киностудия имени М. Горького, 1969.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чтение записанного на доске эпиграфа
Это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования Редко найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
3. Вступительное слово учителя
– Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.
А.С. Пушкин сложил в «Медном всаднике» гимн великому городу, лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:
Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит
В.Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.
Петербург у Гоголя – оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.
Свой образ Петербурга, глубокий и значительный, существует и у Ф.М.Достоевского. Значительная часть жизни писателя протекла в северной столице. Различные уголки Петербурга были свидетелями её внешних и внутренних событий. Все впечатления петербургской жизни, порожденные пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой суетой северной столицы, – все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались в горниле бессознательного и нашли свое отражение в рожденном гением образе.
Из богатого литературного наследия Ф.М.Достоевского можно выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает не просто как фон развития сюжета, а как чрезвычайно сложный и духовно богатый мир.
Сегодня на уроке мы попробуем выяснить, каков же он, Петербург, в романе «Преступление и наказание».
4. Анализ текста романа в форме беседы, чтения отрывков, комментирования сцен
Вопрос: Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа? Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? Обратите внимание на общую атмосферу.
(ч. 1, гл.1 – улицы; гл.5 – Сенная площадь, зелень островов; гл. 6 – размышления героя об устройстве фонтанов.
Улицы грязные, очень душно, невероятная вонь, теснота. Ощущение такое, что человек задыхается то тесноты, вони, грязи.)
Просмотр фрагмента художественного фильма «В каморке Раскольникова. Разговор с Настасьей».
Вопрос: Как описывает Достоевский жилища своих героев? Какой цвет преобладает в описаниях и почему? Каково самое сильное впечатление?
(ч.1, гл. 1,3 – каморка Раскольникова; ч. 1, гл. 2– комната Мармеладовых; ч. 4, гл. 4– комната Сони.
Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, – все это темные, сырые «гробы». В описаниях преобладает желтый цвет – цвет болезни, нищеты, сумасшествия. Описание жилищ героев романа свидетельствует о страшной нищете этих людей, болезнях, о тех постоянных унижениях, которым они подвергаются, уродливости их жизни, а иногда уродливости их планов и замыслов. Каждый шаг человека видят другие, но он чувствует себя одиноким.).
Просмотр фрагментов художественного фильма: «Реакция посетителей распивочной на речь Мармеладова», «Мармеладов задавлен лошадьми», «Мармеладова приносят домой».
Вопрос: Что поражает в отношении людей друг к другу?
(ч.1, гл.1– Раскольников покидает каморку; гл.2– Раскольников в распивочной; ч.2, гл.7– трагедия с Мармеладовым.
Естественные человеческие отношения в обществе искажены, к горю людей здесь относятся не только равнодушно, но даже с усмешкой, со злорадством; никому нет дела до несчастий другого, поэтому кругом лишь любопытные лица.)
5. Чтение отрывков и анализ эпизода «Сон Раскольникова» (ч.1, гл.5)
Вопрос: Какую роль играет этот эпизод в раскрытии темы? Улицы, площади, мосты Петербурга становятся свидетелями гибели сотен человек, убитых такими условиями жизни, отчаявшихся, не верящих в какой-то просвет. Сон Раскольникова не случаен: он плод болезненного состояния, когда так ярко и выпукло запечатлевается действительность, то, что тебя окружает. Кроме того, сон героя пророческий. Как убивают старую клячу, так же по сути дела умирают герои романа.)
Задание: докажите это.
(ч.5, гл.5 – умирает Катерина Ивановна, заезженная жизнью; ч.1, гл.4 – погибает, раздавленный лошадью, Мармеладов; ч.1, гл.4 – морально гибнет девочка на бульваре.)
6. Сообщение учащегося «Дети в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
(Сообщение сопровождается компьютерной презентацией.)
7. Заключительное слово учителя:
– С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, людских мук, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов»– создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Изображая гнетущую атмосферу безысходности жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где так безмерно унижен и придавлен человек, автор показывает нам конфликт между ним и обществом.
8. Домашнее задание
Подготовиться к беседе по теме «В мире обездоленных людей» (Семьи Мармеладовых и Раскольниковых).
1) Семья Мармеладовых:
    – С.З.Мармеладов (ч.1, гл.2; ч.2, гл.7);     – Катерина Ивановна (ч.1, гл.2; ч.5, гл.2, 3, 5);     – Соня (ч.1, гл.2; ч.2, гл.7; ч.3, гл.4);
2) Семья Раскольниковы  – внешняя красота (ч.1, гл.1; ч.3, гл.1);     – письмо Пульхерии Александровны (ч.1, гл.3);     – гордость как основная черта характера (ч.3, гл.3);     – история с Лужиным







15