Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в коррекционной школе 8 вида


План работы службы ППМС сопровождения на 2012-2013 учебный год
Цель деятельности службы ППМС сопровождения в 2012 – 2013 учебном году заключается в организации психолого-медико-социального сопровождения всех субъектов образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребёнка с ОВЗ в условиях введения ФГОС.
Основными задачами службы ППМС сопровождения являются:
 Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
 Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
 Участие специалистов службы ППМС сопровождения в разработке и составлении индивидуальных коррекционно-развивающих образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
 Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
 Повышение уровня компетенций всех участников коррекционно-образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
 Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
 Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
Деятельность службы ППМС сопровождения на 2012 – 2013 учебный год строится по следующим направлениям:
 диагностическое;
 коррекционно-развивающее;
 организационно – методическое; консультативно – просветительское.

п/п Направления и содержание работы Сроки выполнения Участники сопровождения
1. Диагностическая деятельность
1.1. Изучение медицинской, психолого-педагогической документации (сбор анамнеза) Август - сентябрь Врач
Медсестра
Педагоги Специалисты службы
1.2. Первичная диагностика для определения уровня исходного потенциала вновь прибывших учащихся с целью профилактики возникновения проблем развития и обучения. Сентябрь - октябрь Врач
Медсестра Педагоги Специалисты службы
1.3. Этапная диагностика для определения результативности коррекционного воздействия Ноябрь
Декабрь
Март
Май Врач
Медсестра Педагоги Специалисты службы
2. Коррекционно-развивающая деятельность
2.1. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, направленных на: В течение года Специалисты службы
2.1.1 Повышение уровня сенсорной готовности школьников с ОВЗ к обучению. В течение года Тифлопедагог
2.1.2. Совершенствование зрительно-моторной координации и активизации зрительного восприятия. В течение года Тифлопедагог
2.1.3. На формирование зрительных умений и навыков для установления логических и причинно-следственных связей в окружающем мире. В течение года Тифлопедагог
2.1.4. Коррекцию нарушений звукопроизношения и развитие фонетико-фонематических представлений. В течение года Учитель-логопед
2.1.5. Расширение словаря, формирование лексико-грамматических конструкций и развитие связной речи. В течение года Учитель-логопед
2.1.6. Формирование и коррекцию познавательной и эмоционально-волевой сфер. В течение года Педагог-психолог
2.1.7. Формирование приёмов умственной деятельности и способов учебной работы для усвоения учебного материала. В течение года Учитель-дефектолог
2.1.7. Коррекцию и развитие зрительного восприятия посредством специального медицинского оборудования. В течение года Медсестра-ортоптистка
3. Организационно-методическая деятельность
3.1. Оформление и ведение специальной документации В течение года 3.2. Составление индивидуальных маршрутов и карт индивидуального сопровождения Октябрь, декабрь, май Специалисты службы, учителя
3.3. Разработка и составление индивидуальных программ сопровождения школьников с ОВЗ Октябрь, январь Специалисты службы
3.4. Участие в работе МО КАО По плану МО КАО Специалисты службы
3.5. Участие в подготовке и проведении заседаний педагогических советов ОУ. В течение года Специалисты службы
3.6. Подготовка и проведение обучающих семинаров, лекций по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ. В течение года по плану школы, Специалисты службы
3.7. Составление методических рекомендаций по организации сопровождения школьников с ОВЗ для сайта школы Октябрь-апрель Специалисты службы
3.8. Оформление стенда службы ППМС сопровождения по всем направлениям деятельности. Август, январь, март Специалисты службы
4. Консультативно – просветительская деятельность
4.1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов по вопросам обучения детей с ОВЗ. В течение года
по запросам Специалисты службы
4.2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ. В течение года
по запросам Специалисты службы
4.3. Консультирование всех субъектов образовательного процесса в режиме онлайн и на форуме на сайте школы. В течение года Специалисты службы
Администрация
Положение о службе комплексного психолого-педагогического и медико- социального (ППМС) сопровождения в МБОУ «Основная общеобразовательная школа-интернат №1» г. Елизово
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет основу деятельности службы комплексного ППМС сопровождения (далее - Служба) в МБОУ «Основная общеобразовательная школа-интернат №1» г. Елизова (далее - МБОУ ООШИ №1)
1.2. Деятельность Службы сопровождения позволяет
реализовать особый вид помощи обучающимся в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты их прав в условиях образовательного процесса;
оказывать содействие в разработке, реализации и мониторинге эффективности программ образовательного учреждения (в том числе инновационных и программ развития) с учетом создания благоприятных условий для развития детей;
создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных проблем обучающихся.
1.3. Служба является структурным подразделением МБОУ ООШИ №1, создающаяся в его рамках и предназначенная для осуществления процесса психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в данном учреждении. В Службу входят специалисты разного профиля: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, медицинские работники, учитель физической культуры.
1.4 . Руководство Службой осуществляет ее руководитель, назначаемый приказом руководителя МБОУ ООШИ №1. Все специалисты Службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, где четко определены функции всех специалистов. К деятельности Службы могут привлекаться учителя, классные руководители, воспитатели, родители обучающихся, руководители кружков (секций) и другие заинтересованные лица.
1.5. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Камчатского края, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, муниципальных органов управления образования, настоящим Положением, Уставом образовательного учреждения.
1.6. Основными принципами работы Службы являются
приоритет интересов ребенка;
непрерывный и комплексный подход в организации сопровождения;
работа по методу междисциплинарной команды;
рекомендательный характер оказания помощи и услуг.
II.Цели и задачи Службы сопровождения
2.1. Цель деятельности Службы в образовательном учреждении заключается
в организации психолого-педагогического-медико-социального
сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
2.2. Задачи Службы сопровождения
- Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
- Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в
обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
- Участие специалистов Службы в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
- Развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей.
- Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально психологического климата образовательного учреждения.
- Психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
- Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
- Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
- Участие специалистов Службы в психолого-медико-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов; в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.
III.Организация деятельности Службы сопровождения
3.1. Состав специалистов Службы определяется особенностями МБОУ ООШИ №1.
3.2. Специалисты Службы организуют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями и принципами, перечисленными в п. 1.6. данного Положения.
3.3. Основными направлениями деятельности руководителя Службы сопровождения являются:
организация перспективного и текущего планирования деятельности Службы;
обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса.
Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции:
координирует работу специалистов Службы по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ; организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения;
снабжает специалистов Службы необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации;
организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;
осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
проводит проблемный анализ деятельности Службы;
в конце учебного года представляет отчет о работе Службы сопровождения директору и заместителю директора по ЭР МБОУ ООШИ №1.
3.4. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается всеми специалистами службы (совместно) на заседании службы.
3.5 Научно-методическое обеспечение деятельности службы сопровождения в образовательном учреждении осуществляется научными учреждениями, подразделениями высших учебных заведений, Центрами повышения квалификации педагогических работников образовательной системы.
3.6. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии обучающихся.
IV.Основные направления деятельности Службы
4.1. Психосоциальная диагностика - проведение исследований в целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной групп риска.
4.2. Психокоррекционная работа - совместная деятельность педагога- психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, (при необходимости детского психотерапевта, психиатра, невролога), учителя-логопеда по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания; планирование и проведение индивидуальной и групповой коррекционно развивающей работы.
4.3. Психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания необходимых условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
4.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование
участников образовательного процесса по различным психолого
педагогическим социальным и медицинским проблемам, вопросам самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование других работников образовательного
учреждения, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и других учреждений по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
4.5. Исследование социума образовательного учреждения с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
4.6. Социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни.
4.7. Организационно-методическая деятельность Службы
анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию;
участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации,
участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья;
организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками;
формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медикосоциальному сопровождению.
4.8. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в т. ч. приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
V.Пакет документов участников Службы сопровождения
5.1.
планы работы, утвержденные руководителем МБОУ ООШИ № 1;
графики работы специалистов, утвержденные руководителем учреждения;
социальный паспорт учебного заведения, который составляется социальным педагогом на основе данных социальных паспортов классов, групп;
план-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей;
карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, нуждающихся в комплексном сопровождении;
анализ работы Службы за учебный год.
5.1. Служебная документация согласно должностным инструкциям и положениям о кабинетах, утвержденных руководителем МБОУ ООШИ №1, ведется отдельными специалистами Службы сопровождения.
5.2. Должностные инструкции и Положение о кабинетах (находятся у специалистов и руководителя Службы).
VI.Ответственность специалистов Службы сопровождения
6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за:
неисполнение или ненадлежащее исполнение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений руководителя Службы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей (без уважительных причин);
жизнь и здоровье детей во время занятий;
необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего;
соблюдение прав и свобод личности ребенка;
конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
ведение документации и ее сохранность;
соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности;
сохранность рабочего места, материальные ценности, взятые под расписку у материально ответственного лица.
6.2. За применение, в том числе и однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка специалист службы сопровождения может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ "Об образовании".