Статья Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья


Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Т.А. МартехинаВ настоящее время большое внимание уделяется психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с данным направлением реформирования системы образования в нашей области на базе нашего Центра создана Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Организация работы с такой категорией детей решается путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий по созданию условий для развития, обучения и социализации личности каждого ребенка через следующие задачи:
квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;
организация коррекционной работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности;
включение инновационных педагогических и здоровьесберегающих технологий в организацию ППМС сопровождения специального (коррекционного) образовательного процесса
создание максимально благоприятных условий для активизации адаптационных механизмов детей с ОВЗ и их успешной социализации
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
совершенствование системы оказания коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.
В Службе работают высококвалифицированные специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, инструктор по адаптивной физической культуре, социальные педагоги, медицинская сестра по массажу, врач-педиатр, педагог дополнительного образования, юрисконсульт.
Первой ступенью ознакомления детей и родителей с центром является отделение первичной диагностики. Здесь специалисты осуществляют сбор данных, внесение в электронную базу данных, выявляют причины обращения. Родители заполняют анкеты и получают направление к специалистам, маршрутную книжку. За последний учебный год в отделении первичной диагностики принято 323 ребенка, из них 205 детей-инвалидов, 118 детей с ОВЗ .Специалист проводит обследование, дает заключение и заполняет необходимую документацию, составляет план реабилитации ребенка, семьи.
В случае необходимости проводятся коррекционно-развивающие занятия, родителям для занятий с ребенком выдаются рекомендации.
Специалисты работают не только с детьми, но и с их родителями.
В Центре оказываются такие услуги, как:
«Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья»;
«Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
«Лечебно-профилактическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»;
«Реабилитационная досуговая деятельность ребенка в образовательном пространстве»;
«Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с целью профилактики зависимости от психоактивных веществ»;
«Школа для родителей»;
«Консультирование родителей по психолого-педагогическим и медико-социальным проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья»;
«Информационно-методическое обеспечение деятельности специалистов и педагогов по выявлению и сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья»;
«Профессиональная поддержка деятельности специалистов, работающих по CBR- технологии».
Для коррекционно-развивающей работы с детьми оборудована сенсорная комната. Работая в сенсорной комнате с детьми, специалисты помогают снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды, которая создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Используются приемы арттерапии, музыкатерапии, ароматерапии, дыхательной гимнастики. В кабинетах психологов и дефектологов для занятий используется оборудование с элементами Монтессори. Занятия направлены на развитие познавательной сферы и формирование учебных навыков. Благодаря материалу Монтессори достаточно быстро удается достичь положительных результатов, которые являются основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. В результате проведенной работы у детей появились изменения в развитии познавательных способностей: улучшились память, внимание, мышление, речь и воображение, снизился уровень повышенной тревожности
Физкультурная работа и занятия по адаптивной физкультуре осуществляются под медико-педагогическим контролем. Специалисты используют общеразвивающие и корригирующие упражнения, подвижные игры, элементы ЛФК, ритмики. Особое место отводится упражнениям на развитие координации движений и двигательной активности, коррекцию физических отклонений у детей.
Таким образом, Служба ППМС сопровождения оказывает детям и подросткам разнообразную квалифицированную помощь, рассчитанную на детей разного возраста, с различными нарушениями развития, поведенческими и личностными проблемами.