Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса


Н.М. Шайсламова
г. Нижневартовск
МБОУ «Гимназия №2»
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса

Происходящие изменения в современном обществе требуют от человека новых качеств. Речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Для достижения этих целей главный акцент в обучении делается на перенос с увеличения объема знаний на формирование у каждого школьника собственного инструментария мыслительной деятельности. Работа с обучающимися, проявляющими повышенный интерес к процессу обучения, поиск одаренных детей, их выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка в различных сферах. При работе с обучающимися важное значение имеют проблемы развития у них способностей к произвольной регуляции эмоционального состояния, интеллектуальных действий, общения и поведения.
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса – это продолжительная работа, связанная с анализом развития конкретного ребенка. При организации данного процесса определяющее значение имеет выявление одаренных детей. Определение одаренности посредством какой-либо разовой процедуры тестирования невозможно. Необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Психологическая служба при работе с одаренными детьми способствует обеспечению психологического сопровождения ребенка в процессе его обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями, проблемами, целями и задачами, и включает следующие компоненты:
получение информации о ребенке (диагностика его мотивов, ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей и способностей, семейной ситуации и т.д.);
наблюдение за динамикой развития ребенка (мониторинг и исследовательская работа);
психологическое просвещение и индивидуальная консультация с обучающимися;
психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую работу с педагогами, целью которого является повышение психологической компетентности педагогов;
анализ школьной среды;
разработка и внедрение мероприятий, которые выступают как условия успешного обучения и развития обучающегося;
приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы.
Диагностика должна охватывать всех обучающихся, проводиться систематически и планово в рамках психологического мониторинга.
Обучение одаренных детей может осуществляться в образовательных учреждениях различных типов. Независимо от того, в каком образовательном учреждении обучается одаренный ребенок, образовательный процесс необходимо строить в соответствии с общими принципами обучения одаренных детей:
принцип развивающего и воспитывающего обучения-цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию и воспитанию личностных качеств обучающихся;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения- цели, содержание и процесс обучения должны учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся;
принцип учета возрастных возможностей- предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах.
Независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных детей, важным является то, чему и как учится ребенок. Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения, появляется необходимость в проектировании индивидуальной образовательной программы.
Индивидуальная образовательная программа-это нормативный документ, определяющий личностно-значимые цели обучения, содержание учебного материала, формы и сроки его изучения, а также критерии результативности.
Индивидуальная образовательная программа состоит из следующих структурных компонентов:
пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля);
учебно-тематический план;
график контроля;
список литературы;
диагностика и ее результаты;
методическое обеспечение с приложениями.
Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося, родителей и педагогов, предполагающее тесное сотрудничество и сотворчество.
Таким образом, психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса предполагает анализ развития конкретного ребенка, его психологическое сопровождение, соответствие основным принципам обучения на основе проектирования индивидуальной образовательной программы и тесного сотрудничества обучающегося, родителей и педагогов.
Литература
Ежов Д.И., Лебедева Е.И. Психологическое сопровождение развития интеллектуально одаренных подростков // Одаренный ребенок. - 2004. - № 6.
Криволапова Н.А., Войткевич Н.Н. Проектирование образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ. – Курган: ИПК и ПРО, 2014.
Сорокина Ю.В., Вольчик И.А. Система // Одаренный ребенок. - 2007. - № 6.
Строкова Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. - № 6.
Шубинская Т.Е. Программа развития системы выявления и психолого – педагогической поддержки одаренных детей // Экология одаренности. – 2007. - № 1.