«Доклад «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС.»


Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС. Внеурочная деятельность в начальной школе.
Щербина О.А
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 17 Майкопский район
Одним из основных направлений новых образовательных стандартов является осуществление развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится развития универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, ориентированное на развитие учащихся, учет их индивидуальных особенностей и раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Работа психолога, таким образом, становится необходима в системе управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения по ряду критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс совершенствования психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.Внеурочная деятельность в начальной школе - это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая, это ключевой этап в становлении характера и культуры поведения ученика начальных классов.
Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника, она очень многоаспектна, но есть самое главное условие: она должна быть интересна для школьников.
Таким образом, целью внеурочной деятельности является:
-Создание условий для достижения социального опыта и формирования системы ценностей в свободное от учёбы время.
-Создание воспитывающей среды для активизации интересов учащихся, развитие здоровой,  творческой личности, с ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизни в новых условиях, способной на практическую деятельность.
Внеурочная деятельность школы состоит из следующих направлений:
спортивно-оздоровительное:
духовно-нравственное:
социальное:
общеинтеллектуальное:
общекультурное:
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию.
В результате анализа данных с целью определения влияние занятий по внеурочной деятельности социального направления в 1 классе «Здравствуй школа» на развитие мотивации, получены следующие результаты.
Сводная таблица результатов диагностики уровня мотивации на начало и окончание курса внеурочной деятельности.

На гистограмме видно положительное влияние занятий по внеурочной деятельности социального направления в 1 классе «Здравствуй школа» на развитие мотивации.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей. Они должны привыкать к новому коллективу, требованиям и повседневным обязанностям. Данное обстоятельство во многом осложняется возрастными и психологическими особенностями младших школьников. Поэтому особенно актуально встает проблема формирования у ребенка коммуникативных навыков и умений, навыков саморегуляции. Чтобы школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить способы выхода из сложных ситуаций. Поэтому необходима организации психолого - педагогической работы с целью освоения детьми коммуникативных УУД.
На всех занятиях занятий по внеурочной деятельности социального направления в 1 классе «Здравствуй школа», использовалась задания для повышения уровня сформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД. Дети с удовольствием выполняли эти задания, активно принимали участие. Особым вниманием пользовались творческие задания. Уроки вызвали большой познавательный интерес. Учащиеся проявляли самостоятельность, стремясь сделать все сами. Они также учились договариваться друг с другом (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы).
Младшие школьники получили первоначальный опыт осуществления совместной продуктивной деятельности, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми формирование собственного мнения и позиции;
Исследование коммуникативных УУД в 1классе показывает их положительную динамику развития во внеурочной деятельности.
3120390586740Диаграммы определения коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

По результатам можно сделать вывод о том, что уровень сформированности коммуникативных УУД в данном классе повысился.
Анализ результатов исследования позволил выявить количество учащихся, обладающих коммуникативными универсальными учебными действиями, количество детей со средним и высоким уровнем увеличилось на 30%.
Также проводилось анкетирование учителей ведущих внеурочные занятия в 1 классе. На основании данных анкетирования учителей, можно сделать вывод, что коммуникативные УУД сформированы часто и достаточно полно у 60% учащихся первого класса, не всегда и не в полной мере – у 36,%, у 4% первоклассников коммуникативные УУД не сформированы.

Мониторинг УУД показал что, основные проблемы развития универсальных учебных действий лежат в плоскости формирования регулятивных универсальных учебных действий. Следовательно, перед педагогами и психологом стоят задачи:
- научить своих учеников правильно понимать «что могу – не могу»
- научить умению обратиться за помощью к тому источнику (учитель, интернет, книга, словарь), который поможет преодолеть возникшее препятствие.
- научить ставить такие цели, с которыми может справиться, т.е. научить быть самоэффективным.
Воспитательный результат внеурочной деятельность - духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности.
Список литературы:
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли (учебное пособие). - М – 2008.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли (учебное пособие). – М. – 2010/
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/