Выступление на пед.совете на тему Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в общеобразовательной школе


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПС 13.04.2015г.
«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях общеобразовательной школы»
Подготовила Скорнякова Наталья Сергеевна,
зам.директора по ВР, учитель русского языка и литературы
В 2014-2015 уч.г. воспитательная работа школы ведётся по Программе духовно-нравственного и патриотического развития, воспитания и социализации учащихся школы, которая построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество.
Данная программа в настоящее время актуальна, т.к. Россия – страна многонациональная. Коренными ее жителями являются свыше 100 этносов. Многонациональна Астрахань. Многонационален состав учащихся нашей школы. Проблема толерантности становится все актуальнее
К тому же духовно-нравственное и патриотическое воспитание стало сегодня одной из важнейших составляющих новых Федеральных Государственных образовательных стандартов. Поэтому обращение к межнациональной, этнокультурной теме отражает назревшую в обществе необходимость возвращения к традициям культуры народов России в процессе решения задачи историко-патриотического воспитания, преемственности поколений, развития толерантности, потому что только традиционная культура знает, как сохранить и возобновить жизненные силы страны, народа и отдельного человека.
Цель программы
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Воспитание в учащихся терпимости в религиозном и национальном вопросах, осознание процесса взаимодействия культур.
Задачи программы
Для достижения поставленных целей в процессе обучения мы:
формируем у школьников гражданскую ответственность и правового самосознание (бесды, классые чкасы), духовность и культуру (классные и общешкольные мнроприятия), инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе (постоянно в процессе общения с учениками и разрешения конфликтов).
Стремимся к сохранению и укреплению здоровья (следим за соблюдением норм САНПИНа, устраиваем спортивные праздники и соревнования, проводим беседы о здоровом образе жизни).
Работаем над развитием взаимодействия семьи и школы
Создаём благоприятные условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную деятельность в условиях формирования толерантности, доверия, психологического комфорта и уменьшения риска конфликтов;
Програма полностью обеспечена соответствующей документацией. Мы внимательно следим за динамика участия школьников в долгосрочных проектах:
1. Общешкольные научно-практические конференции.
2. Ежегодная общешкольная акция ко Дню пожилого человека
3. Ежегодные мероприятия по проведению Дня матери «Самый дорогой мой человек»
4. концертная программа «Спасибо вам, учителя» посещение ветеранов труда – работников школы
5. Ежегодная новогодняя программа – творчество учащихся разных классов
6. Экологическая акция «Помоги птицам»
7. ежегодное общешкольное мероприятие «Масленица»
8. Ежегодная акция «Бессмертный полк»
9. Ежегодная экологическая акция «Волга – великое наследие России»
Ведётся учёт контингента учащихся в динамике:
- изменения списков детей «группы риска»
- детей состоящих на внутришкольном учёте и учёте в КДН
(количество детей на учёте сократилось по сравнениюс прошлым годом)
В школьную практику программа внедряется через организацию общешкольных мероприятий, работу кружков, организацию предметных и тематических недель, дежурств по школе, оформительскую и трудовую деятельность, проведение спортивных соревнований, работу ученического самоуправления и т.д.
Исходя из целей и задач воспитательной работы, были определены следующие направления ВИДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ:
интеллектуально-познавательная деятельность
(реализуется через классные часы, внеклассные мероприятия, школьные конференции, олимпиады, рефераты, научно-исследовательские и проектные работы, предметные недели, школьная научно-практическая конференция);
эколого-трудовая деятельность
(реализуется через уборку, территории, летняя трудовая практика, трудовые десанты по благоустройству и озеленению школьного двора);
нравственно - эстетическая деятельность
(реализуется через мероприятия военно-патриотического направления, беседы на классных часах, экскурсии, встречи с ветеранами, тематические линейки, конкурсы чтецов, рисунков, плакатов, тематические уроки);
спортивно-оздоровительная деятельность
(реализуется через день здоровья, профилактика вредных привычек, беседы, анкетирование, выпуск листовок и буклетов, конкурсы плакатов и стенгазет, горячее питание, беседы с мед.работником, спортивные соревнования, тематические классные часы);
работа с семьёй
(реализуется через общешкольные и классные родительские собрания, заседание Совета школы, рейды по неблагополучным семьям, индивидуальные беседы с родителями, классные и общешкольные родительские комитеты);
профилактика правонарушений
(реализуется через организацию досуга учащихся, совет по профилактике, сотрудничество с КДН, беседы с родителями о ЗОЖ и ответственности за воспитание детей, обследование жилищных условий несовершеннолетних, беседы с детьми, оказание пед.помощи);
развитие системы дополнительного образования (реализуется через работу кружков, посещение занятий, открытых мероприятий)
В школе успешно осуществляется кружковая деятельность по различным направлениям (программы есть):
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Карате-до «Шотокан»
Футбол
ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Цветоводы
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
«Зарничник»
ЮИД
ЮДПД
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Сольфеджио
Фортепиано
Синтез-группа «Фламинго»
Бисероплетение
Юный художник
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Юный корреспондент
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
НОУ «Логос»
ТРАДИЦИОННО В ШКОЛЕ ПРОХОДИТ РЯД МЕРОПРИЯТИЯ, на ряду с этим школа:
Выявлеет социальный заказ общества, родителей, детей на определение характера и качества педагогических услуг
Разрабатывает Программы развития школы Приведение в соответствие социальному заказу всех программ и подпрограмм, реализуемых школой
Увеличивает число долгосрочных программ
Обеспечение реализации образовательных программ диагностическими методиками
Обеспечивает взаимосвязь школы с другими образовательными учреждениями
Обеспечивает постоянное повышение уровня квалификации педагогических работников
Обеспечивает эффективное использованиея площади школы для проведения мероприятий (представления, спектакли, концерты артистов) за родительскую плату
Формы организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:
ДДТ «Успех»;
ДЮСШ №3;
Библиотека им. Н.К. Крупской;
Эколого-биологический центр;
Пограничный дивизион береговой охраны
Музей Боевой Славы и др.
Важнейшей составляющей программы духовно-нравственного и патриотического воспитания и социализации учащихся школы является внеурочная образовательно-воспитательная деятельность по ФГОС:
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«В здоровом теле - здоровый дух», «Здоровейка»
Спортивные состязания, соревнования
Тематические классные часы, беседы
Деятельность ГПД
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Кружки «Познай себя», «Школа этикета»
Тематические классные часы, беседы
Посещение спектаклей, выставок, музеев, кино

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«В мире профессий», «Азбука добра»
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории», озеленение класса, школы, организация дежурства в классе
Выставки поделок
Субботники
Сюжетно-ролевые игры
Встречи с людьми разных профессий
ОБЩЕИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«Занимательный русский язык», «Математика и конструирование», «Я исследователь», «Весёлая грамматика», «Занимательная математика», «Изучаем мир сами»
Олимпиады
Участие в интеллектуальных конкурсах
Детские исследовательские проекты
Познавательные беседы
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«Кисточка», «Вокал», «Бусинка»
Посещение выставок, музеев, театров
Участие в творческих конкурсах, выставках
Проведение мероприятий
Ожидаемые результаты реализации программы духовно-нравственного и патриотического воспитания и социализации учащихся школы
Совершенствование статуса конкурентоспособного образовательного учреждения, обеспечивающего становление личности выпускника, способной при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях русской православной культуры через расширение содержания, форм организации воспитательной системы школы посредством интеграции с социальными партнерами, системой дополнительного образования.
Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного воспитания.
Совершенствование системы социально–педагогической поддержки, обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения через внедрение современных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации, формирования здорового образа жизни на основе духовно-нравственных принципов воспитания.
Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях культур народов России.
Таким образом, эффективность воспитательной системы должна будет определяется сформированностью у выпускников учебно-познавательных, коммуникативных и социальных компетентностей, в соответствии с прогностической моделью выпускника школы, как интегральных качеств успешной духовно-нравственной личности, чувствующей себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу.
Важнейшим результатом реализации программы духовно-нравственного воспитания является построение «портрета» выпускника школы.
2.6. Портрет выпускника школы
Выпускник школы представляется духовно-нравственным, конкурентоспособным человеком, владеющим ключевыми компетентности ценностного самоопределения и социализации, позволяющие чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических изменений, присущих современному обществу.
Учебно-познавательные компетентности конкурентоспособной личности выпускника:
конструктивный интеллект;
принятие знания как ценности;
способность к непрерывному образованию;
овладение знаниями на надпредметном уровне;
языковая культура
критическое мышление
креативность
умение отвечать на вызовы времени.
Коммуникативные компетентности конкурентоспособной личности выпусника:
способность к коммуникации на межкультурном уровне;
способность включаться в социально-значимую деятельность;
ориентироваться на общественную значимость труда;
владение информационно-коммуникативными технологиями;
профессиональное
самоопределение и мобильность
Социально-культурные компетентности духовно-нравственной личности выпускника:
гражданственность и патриотизм;
осознание себя членом общества;
социальная ответственность;
социальная адаптация, социальный оптимизм,
безопасное социальное поведение;
компетентность в решении проблем;
выбор социального и профессионально-личностного статуса.
готовность к выбору как к философской и нравственной категории;
духовно-эстетическая культура;
ценностная ориентация: общечеловеческие ценности, здоровье как личная и общественная ценность, семья как ценность;
социальная толерантность: позитивная коммуникативность;
осознание и соотнесение целей и жизненных планов в соответствии с нравственными ценностями общества;
выбор социального и профессионально-личностного статуса.