Конспект урока по теме «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока по теме «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
10 класс
Цели урока: показать средства создания в романе образа тупика, в котором оказались герои; изображения писателем в романе города и воздействия на жизнь героев; Развивать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять, работать с текстом художественного произведения; Воспитывать интерес к литературному наследию. Оборудование: портреты писателей: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского ; картины города Петербурга. Ход урока: Оформление тетрадей. Запись темы урока и эпиграфа. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в романе тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественностиНо - силен бес!А.Фадеев Беседа по первичному восприятию романа. Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься? Кто главные герои произведения? Современник Ф.М.Достоевского Н.К.Михайловский назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением? На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»? Создание проблемной ситуации. Узнайте город по описанию и автора произведения , где оно было использовано. (Чтение учителем описаний города Петербурга А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя) Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!..здесь единственное место, где Показываются люди не по необходимости , куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербургавсемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар , и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои!.. С самого раннего утра Невский проспект пуст По улицам плетется нужный народ В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций Но чем ближе к двум часамВсе, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия В три часа- новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он весь покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах Но как только сумерки упадут на дома и улицы,..тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект,.. (повесть «Невский проспект») и очутился вдруг в столице, которой, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни Вдруг какой-нибудь эдакий, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, безо всякого, то есть, соприкосновения ,- словом, Семирамида, да и полно!.. –Персия, сударь мой, такая («Повесть о капитане Копейкине») По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова,.. Люблю Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный («Медный всадник») Каков Петербург у каждого писателя? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений? Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа «Преступление и наказание»?- эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание». Работа с текстом романа. Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа? «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..» Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя? «Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.» С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты-«лохматники», женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети. Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия? Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение, а какое – мы узнаем, выполнив следующее задание. Вспомним схему анализа образа города: из каких частей она состоит? СХЕМА АНАЛИЗА ОБРАЗА ГОРОДА ОБРАЗ ГОРОДА: ПЕЙЗАЖИ СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ИНТЕРЬЕРЫ Чтобы полностью восстановить образ города, нам придется разделиться на три группы (по количеству рядов) Задания для групповой работы(10-15 минут): 1группа: Дать характеристику пейзажам в романе (часть1 гл.1;часть2 гл.2; часть2 гл.2;часть2 гл.6; часть4 гл.5-6.) 2 группа: Сопоставьте сцены уличной жизни (часть1 гл.1; часть2 гл.2; часть2 гл.6;часть 5 гл.5.) 3 группа: Составить описания интерьеров (часть1-каморка Раскольникова; часть1 глава 2-описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова;часть1 глава2 и часть2 глава 7-угол Мармеладовых; часть4 глава 2-трактир, где исповедуется Свидригайлов ; часть4 глава4- комната Сони.) САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ (таблица). № / Составляющие образа / Характерные признаки 1. Пейзаж Темно, душно, грязно, пыль, «грязь, вонь и всякая гадость», «грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади». Вызывает чувство омерзения, общее в описании - впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения. 2. Сцены уличной жизни -ребенок, распевающий «Хуторок»; -пьяная девочка на бульваре; -сцена с утопленницей; -пьяные солдаты и другие - у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни - мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. 3. Интерьеры Каморка Раскольникова- «шкаф», «гроб»; грязно, кругом – желтые обои. Комната Мармеладовых- «закопченная дверь», «дырявая простыня» в качестве перегородки. Комната Сони- «уродливый сарай». Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить- в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети. Выводы по теме урока. Какой же Петербург Достоевского? Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных. Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Петербург Достоевского- это город одиночества. Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть». Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа? Петербург- своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга- атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов- только в таком городе могла родиться теория Раскольникова. Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов»- создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления. Домашнее задание. Подготовиться к проверочной работе по теме урока; Подготовить ответы на вопросы: -история семьи Мармеладовых, -чтение письма матери Раскольниковым, -противоречия в теории Раскольникова и как вы их можете объяснить. Приложение к уроку. Мониторинг учебных достижений учащихся 10 класса по теме «Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Критерий оценивания знаний и умений учащихся –средний. 1.Кто из писателей не использовал образ Петербурга в своем творчестве? А. А.С.Пушкин Б. А.С.Грибоедов В. Н.В.Гоголь Г. Ф.М.Достоевский 2.Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» начинается: А. описанием города Б. описанием главного героя В. размышлением автора Г. описанием преступления 3. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга? А. серый Б. зеленый В. черный Г. желтый 4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье? 1. «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру» 2. «Небольшая комната,, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах Мебель, вся старая и из желтого дерева» 3. « Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке Через задний угол была протянута дырявая простыня» 4. «Это была большая комната, но чрезвычайно низкаякомната походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» А. Соне Б. Мармеладовым В. Старухе- процентщице Г. Раскольникову 5. Петербург в романе «Преступление и наказание» является: А. декоративным фоном Б. психологическим фоном В. соучастником преступления, героем романа Г. средством движения сюжета 6. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»? А. город, в котором невозможно быть Б. город- сказка В. город-призрак Г. город-«стройная громада» Критерий оценивания знаний и умений учащихся- высокий. Ответьте на вопрос кратко. Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского? Критерии оценивания проверочной работы. Часть 1. Вопросы 1-3 – по 1 баллу (всего 3 балла) Вопросы 4-6 – по 2 балла (всего 6 баллов) Часть 2. Ответ оценивается четырьмя баллами. Всего за работу учащийся может набрать -13 баллов. Отметка «5»-13 баллов «4»-9-12 баллов «3»- 5-8 баллов «2»- 0-4 балла.