Рабочая программа по литературе. УМК Меркина. 7 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования;
Программы основного общего образования по литературы МБОУ Школы № 107 г. о. Самара;
«Программа курса. Литература. 5 – 9 классы / авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Положения о рабочей программе МБОУ Школы № 107 г. о. Самара;
Учебного плана работы школы на 2016 – 2017 учебный год;
Календарного учебного графика работы школы на 2016 – 2017 учебный год.
Цели обучения:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный и деятельностный подходы.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты
Ученик научится Ученик получит возможность научиться
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
Личностные результаты
Ученик научитсяУченик получит возможность научиться• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,
• сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения. • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа.
Метапредметные результаты
Ученик научитсяУченик получит возможность научиться• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
Содержание учебного материала
Введение.
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма) и жанры. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Из устного народного творчества. Былины.
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». А.К.Толстой «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русские народные песни.
Обрядовые песни: «Девочки, колядки!», «Наша масленица дорогая», лирические песни: «Подушечка моя пуховая…», лиро-эпические «Солдатская». Своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа. Душевная красота, нравственные устои народной жизни.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре.
Из древнерусской литературы.
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы, мужрость, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.
Теория литературы: символ, жанры древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: иконопись.
Из литературы 18 века.
М. В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол…». Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория «о трёх штилях» (отрывки).Особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения.
Теория литературы: ода, риторическое восклицание, обращение, риторический вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями.
Г.Р.Державин. Биография. «Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Г.ДержавинаТема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение.
Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы, её проблематика, образы. Образование и образованность, воспитание и семья, отцы и дети; социальные вопросы в комедии. Позиция автора.
Теория литературы: юмор, сатира , сарказм; жанр комедии.
Связь с другими искусствами: театральное искусство.
Из литературы 19 века.
А. С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…». Человек и природа в стихотворении «Туча». Дружба и тема долга в стихотворении «Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.Пушкина. Образ Петра первого и тема России в поэме «Полтава». Гражданский пафос поэмы. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, баллада художественный образ, прототип.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Образ России. Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…», центральные персонажи и художественные приёмы их создания. Фольклорные элементы в произведении.
Теория литературы: рецензия; градация.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями
Н. В. Гоголь. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в рассказе «Шинель». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Основной конфликт. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатира и юмор.
И. С. Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» природный ум, трудолюбие, смекалка, талант главного героя. «Певцы». Основная тема рассказа. Отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий». Тематика, художественное своеобразие.
Теория литературы: стихотворение в прозе, портрет и характер.
Н. А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога». «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Доля народная -основная тема стихотворений. Своеобразие поэтической музы Н.Некрасова. Основная проблематика поэмы- судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, стойкость, покорность судьбе.
Теория литературы: развитие понятия о жанре поэмы, диалоговая речь.
Связь с другими искусствами: Н.Некрасов и художники – передвижники.
М. Е. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета, проблематика сказок. Приёмы создания образов помещика и генералов. Позиция автора.
Теория литературы: сатира, гипербола, аллегория.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Л. Н. Толстой. Творческая история создания «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества- основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
А. А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике: наблюдательность, чувства добрые, красота земли.
Теория литературы: тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
А. П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
«О русская земля…»: стихи о России поэтов 19-20 веков. А. Толстой «Край ты мой, родимый край!», Я.Полонский « В альбом К.Ш…» , А.Ахматова «Молитва», И.Северянин «Родник». Своеобразие трактовки темы России в стихах поэтов.
Из литературы 20 века.
А. М. Горький. «Детство» (главы из повести). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика, проблематика рассказа, авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.
Теория литературы: легенда, автобиографическая проза.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки обучающихся.
И. А. Бунин. Образ природы в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…».
Смысл названия рассказа «Кукушка». Доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа. Образы – персонажи. Художественная идея рассказа.
А. И. Куприн. Основная сюжетная линия рассказа «Куст сирени» и его подтекст. Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.
Теория литературы: анекдот; диалог в рассказе.
В. В. Маяковский. «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: гипербола, метафора, ритм и рифма.
С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая…». «Я покинул родимый дом…». Тематика лирических стихотворений. Образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: эпитет, оксюморон.
Связь с другими искусствами: музыка на стихи С.Есенина.
И. С. Шмелёв. «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: антитеза.
М. М. Пришвин. «Москва – река».Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: метафора, градация.
К. Г. Паустовский, «Мещерская сторона». Чтение и обсуждение отдельных глав, воссоздающих мир природы; человек и природа, малая родина, образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: сравнение, метафора, олицетворение.
Н .А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное достоинство человека.
Теория литературы: риторическое восклицание, метафора, роль глаголов и местоимений.
А. Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…»(из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни…», «Василий Тёркин».Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом сыновняя память – основные мотивы военной лирики А.Твардовского.
Б. Л. Васильев. «Экспонат №…».Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов 20 века. Я.Смеляков «История», А.Яшин «Не разучился ль…», Р.Ипатова «Как хорошо, что есть на свете дом..» и др.
Из зарубежной литературы.
У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Любовь, жизнь, смерть, красота в сонетах «Когда на суд безмолвных, тайных дум..», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь- так теперь…».
Теория литературы: сонет, строфа(углубление и расширение представлений).
Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. «Возвращение солдата», «Джон – Ячменное Зерно» . Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: баллада, аллегория.
Р. Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Вересковый мёд» - чувство долга, любовь к родине. «Остров сокровищ» (часть третья «Мои приключения на суше»). Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе. «Записки о Шерлоке Холмсе»(«Голубой карбункул»). Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм. Теория литературы: детектив.
А. Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Тематическое планирование
№ урока Тема урока
Введение (1 час)
1 Любите читать!
Устное народное творчество (2 часа)
2 «Святогор и Микула Селянинович». Особенности былины - эпического произведения русского фольклора. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
3 О чем рассказывают русские народные песни? Песни свадебные, лирические, лироэпические
Древнерусская литература (2 часа)
4 Из «Повести временных лет»: «...И вспомнил Олег коня своего...»
5 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Литература ХVIII века (8 часов)
6 Классицизм в русской литературе, искусстве, архитектуре. Краткие сведения о М.В.Ломоносове
7 Учение М.В.Ломоносова о «трех штилях». Из оды «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
8 Краткие сведения о Г.Р.Державине.
9 Жанр оды «Властителям и судиям».
10 Краткие сведения о Д.И.Фонвизине. Образы комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика.
11 Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума.
12 Проблема крепостного права и государственной власти в комедии.
13 Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Р.Д.И. Фонвизина
Литература ХIХ века (43 часа)
А. С. Пушкин (6 часов)
14 После Лицея. А. С. Пушкин в Петербурге. «К Чаадаеву»
15 «Во глубине сибирских руд...». Послание «Туча». Риторическое обращение
16 «Песнь о вещем Олеге»
17 «Полтава». Сравнительная характеристика Петра I и Карла XII.
18 -19 Сочинения на литературную тему «Петр1 и Карл 12 в поэме «Полтава»
М. Ю. Лермонтов (5 часов)
20 М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М. Ю. Лермонтов - художник
21 Патриотические мотивы в стихотворении «Родина»
22 Историческая эпоха в «Песне про... купца Калашникова». Иван Грозный в изображении М. Лермонтова.
23 Основные мотивы «Песни про... купца Калашникова». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...»
24 Р.Р. План письменного анализ эпизода «Песни...»
Н. В. Гоголь (4 часа)
25 Н. В.Гоголь в Санкт-Петербурге. «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича.
26 Акакий Акакиевич и «значительное лицо». Фантастика в повести.
27-28 Р.Р. Подготовка и написание сочинения на литературную тему «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича» или «Акакий Акакиевич и «значительное лицо».
И. С. Тургенев (6 часов)
29 Краткие сведения об И. С. Тургеневе. Общая характеристика книги «Записки охотника».
30 Духовный облик рассказчика – героя «Записок охотника». «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, смекалка героев. Сложные социальные отношения в деревне в изображении И.Тургенева.
31-32 «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.
33-34 «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.
Н. А. Некрасов (7 часов)
35 Краткие сведения о Н.А.Некрасове. «Вчерашний день, часу в шестом...»
36-37 «Размышления у парадного подъезда» Поэма и стихотворение
38-39 «Русские женщины» Диалог в поэме
40-41 «Железная дорога» Особенности композиции
М. Е. Салтыков-Щедрин (4 часа)
42-43 Некоторые особенности сказок М.Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик» Сатирические персонажи
44 «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил...» Сказка – эпический жанр
45 Р. Р. Сочинение на литературную тему «Нужна ли сатира сегодня?»
Л. Н. Толстой (2 часа)
46 Л. Н.Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».
47 «Севастополь в декабре месяце»
Н. С. Лесков (3 часа)
48 Краткие сведения о Н. С. Лескове. «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка и жанра.
49 Автор и рассказчик в сказе. Александр 1 и Николай 1 в сказе.
50 Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России.
А. А. Фет (1час)
51 Краткие сведения об А. А.Фете. «Зреет рожь над жаркой нивой», «Вечер»
А. П. Чехов (3 часа)
52-53 А. П. Чехов в воспоминания современников. «Хамелеон»
54 «Смерть чиновника»
Поэты XIX века о России (2 часа)
55-56 Р. Р. Произведения русских поэтов 19 века о России.
Литература XX века (34 часа)
М. Горький (4 часа)
57 Краткие сведения о М. Горьком. «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»
58-59 Народная Россия в изображении М. Горького. Гуманистическая направленность повести. «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко»
60 Р. Р. Сочинение по творчеству М.Горького
И. А. Бунин (4 часа)
61-62 Краткие сведения об И. А. Бунине. «Догорел апрельский светлый вечер…»
63 «Кукушка». Особенности языка прозаика
64 Р. Р. Подготовка к сочинению по творчеству И. А. Бунина
А. И. Куприн (3 часа)
65-66 Краткие сведения о А.И.Куприне. «Куст сирени»
67 «Alltz!»
В. В. Маяковский (2 часа)
68-69 Краткие сведения о В.В.Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
С. А. Есенин (2 часа)
70 Краткие сведения о С.Есенине. «Я покинул родимый дом...»
71 «Отговорила роща золотая» Авторские неологизмы
И. С. Шмелев (2 часа)
72-73 Краткие сведения об И.С.Шмелеве. «Русская песня»
М. М. Пришвин (2 часа)
74 Краткие сведения о М.Пришвине
75 Пейзажные зарисовки в рассказе «Москва-река»
К. Г. Паустовский (2 часа)
76 Краткие сведения о К. Г. Паустовском. «Мещерская сторона» («Обыкновенная земля», «Первое знакомство»)
77 Р. Р. «Мещерская сторона». Части повести: «Леса», «Луга», «Бескорыстие»
Н. Заболоцкий (2 часа)
78 Краткие сведения о Н. Заболоцком. «Не позволяй душе лениться...»
79 Р.Р. Подготовка и написание сочинения-эссе «Труд души».
А. Т. Твардовский (4 часа)
80 Краткие сведения об А.Твардовском. «Прощаемся мы с матерями...», «На дне моей жизни...»
81-82 «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два солдата»
83 Р. Р. Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны
Б. Л. Васильев (2 часа)
84-85 Краткие сведения о Б.Л.Васильеве «Экспонат №...»
В. М. Шукшин (3 часа)
86 Краткие сведения о В.М.Шукшине
87-88 «Микроскоп». Тестирование
Поэты XX века о России (2 часа)
89-90 Русские поэты 20 века о России.
Зарубежная литература (10 часов)
У. Шекспир (2 часа)
91-92 Краткие сведения об У. Шекспире. Сонеты.
Р. Бернс (2 часа)
93-94 Краткие сведения о Р. Бернсе. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»
Р. Л. Стивенсон (2 часа)
95-96 Краткие сведения Р. Стивенсоне. «Остров сокровищ»
М. Басё (1 час)
97 Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку.
А. де Сент-Экзюпери (2 часа)
98-99 Краткие сведения об А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей» (глава «Линия»)
Я. Купала (1 час)
100 Краткие сведения о Я. Купале. «Мужик», «Алеся», «Кто там идет?»
Подведение итогов (2 часа)
101-102 Итоговое тестирование