Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс в начальной школе.


Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Чем личностно-ориентированный урок отличается от традиционного?
Сравнивая урок традиционный и личностно-ориентированный урок
можно увидеть различия.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроки личностно - ориентированного обучения.
Признаки лично-ориентированного обучения Признаки традиционной классно-урочной технологии
Использование субъективного опыта ребенка
Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач
Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества
Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом
Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс
Для домашней работы применяют учебники
 
Итак, урок в традиционной системе имеет следующие этапы.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление.
5. Вывод.
Урок в личностно ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация - противоречие.
Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше.
Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану.
Итог урока - рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
Характерные черты личностно-ориентированного урока.
Личностно-ориентированный урок - это создание учителем благожелательной творческой атмосферы, постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) всё, что сообщает учитель.
Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом. Для этого нужны индивидуальные карточки-задания (иллюстративный, раздаточный материал).
Классификация таких карточек-заданий, гибкое их использование на уроке требуют, конечно, дополнительных усилий со стороны педагога, но без этого урок не станет личностно - ориентированным в подлинном смысле этого слова.
Работа с субъектным опытом на уроке требует особых форм взаимодействия ученика с учителем. Он должен учитывать не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые, мотивационно - потребностные особенности каждого ученика.
На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.
Принципы построения личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.
Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрания приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке.
Стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения.
Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности. Внимательное отношение учителя к успехам учеников значит очень много. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностного обучения.
Учебные занятия в системе личностно - ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, сопровождение некоторых занятий тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе занятий .Существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока.
1.Задания на создание возможностей самопознания («Узнай себя «). По заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет. Оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности (умею ли я ставить учебные цели, планировать работу.) Зеркальные задания (прикинь на себя).
2. Задания на создание возможностей для самоопределения («Выбирай себя »). Задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной балл.
3.Задания на включение самореализации («Проверь » себя.)
Задания, предполагающие реализацию себя в определенных ролях. Задания требующие творчества в способе учебной работы (переделать в схему, провести опыт).
4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно») Обычные творческие совместные задания, но без какого- либо распределения учителем ролей, работа в парах, игровые задания. Задания, предполагающие взаимопомощь.
5. Задания и группа приемов организации совместной работы направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствоваться и саморазвиваться .(«Меняй себя ради себя »). Каждому ребенку оценить свою работу, на основе заданных учителем критериев.
Очень хорошо если ребенок совместно с педагогом составит «Цепочку достижений», где прослеживаются все его успехи, сосредотачиваются и реализуются
все педагогические воздействия, происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ребёнка.
Аспекты (само)анализа Вопросы для (само)анализа
1. Цели (задачи) урока Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, целям, задачам урока?
2. Содержание и организация учебного занятия Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся?
Пытался ли учитель сформировать системное представление учащихся об изучаемом явлении или процессе?
3. Технология работы педагога Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?
2. Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?
Создавалась ли на уроке ситуация успеха?
Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся?
Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер?
4. Результативность проведенного урока. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?
Способствовала ли оценочная деятельность учителя формированию личности учащихся, выработке у ребенка индивидуальности?
Схема (по Степанову Е.Н.)
148590076200Личностно-ориентированный подход
00Личностно-ориентированный подход

285750068580004114800685800013716006858000
21717000Принципы
Самоактуализации… субъектности выбора индивидуальности
00Принципы
Самоактуализации… субъектности выбора индивидуальности
38862000Методы
Рефлексивные диалога игровые диагностические…
Диалога ИгровыеДиалога
Игровые
Рефлексивные
Педагогической поддержки
Диагностические
Создания ситуации  выбора   и успеха

00Методы
Рефлексивные диалога игровые диагностические…
Диалога ИгровыеДиалога
Игровые
Рефлексивные
Педагогической поддержки
Диагностические
Создания ситуации  выбора   и успеха

3429000Основные понятия
Индивидуальность
    личность самовыражение …    субъектность     субъект
00Основные понятия
Индивидуальность
    личность самовыражение …    субъектность     субъект

Вопросы для самопроверки
Сравните этап актуализации знаний в деятельностном подходе и актуализация субъективного опыта в личностно-ориентированном обучении.
Назовите компоненты организации ситуации выбора.
Как связаны понятия «индивидуализация обучения» и «личностно-ориентированное обучение»?
Тест для самопроверки по дисциплине педагогические технологии.

Педагогическая технология – это:
A) система функционирования всех компонентов педагогического процесса;
+Б) точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех в достижении поставленных педагогических целей;
В) организация хода учебного занятия в соответствие с учебными целями;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Массовую разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине ... годов прошлого века:
A) 40-ых;
+Б) 50-ых;
В) 70-ых;
Г) 80-ых;
Д) нет правильного ответа
Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса, результатом чего стало создание программированного обучения, теоретические основы которого разрабатывались:
A) Д. Дьюи;
+Б) Б.Ф.Скиннером;
В) Г.К.Селевко;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Педагогическую технологию характеризует:
+А) системность;
Б) цикличность;
В) прагматичность;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Значительный вклад в развитие исследований в области педагогических технологий внесен:
+A) Беспалько В.П.;
Б) Пидкасистым И.П.;
В) Сластениным В.А.;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Расположите иерархию вертикальной структуры педагогических технологий, начиная с наименьших:
отраслевая макротехнология -1;
метатехнология - 2;
микротехнология - 3;
модульно-локальная мезотехнология - 4
А) 3,2,4,1;
+Б) 3,4,1,2;
В) 3,1,4,2;
Г) 3,2,1,4;
Д) нет правильного ответа
Технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса – это:
+A) микротехнологии;
Б) макротехнологии;
В) метатехнологии;
Г) мезотехнологии;
Д) нет правильного ответа
Аспект, входящий в горизонтальную структуру пед.технологии, где технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения результатов:
А) научный аспект;
Б) процессуально-действенный аспект;
В) оценочный аспект;
+Г) формально-описательный аспект;
Д) нет правильного ответа
В концептуальную часть педагогических технологии входит:
+А) название технологии, целевые ориентации;
Б) структура и алгоритм деятельности субъектов;
В) экспертиза пед.технологии;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Единицей педагогического процесса является:
A) педагогическая ситуация;
+Б) педагогическая задача;
В) учащийся;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Ученики не подготовились к уроку. Задача учителя – включить учащихся в деятельность на уроке. Определите тип задачи:
А) стратегическая задача;
Б) тактическая задача;
+В) оперативная задача;
Г) традиционная задача;
Д) нет правильного ответа
Последовательно расположите этапы решения педагогических задач:
прогностический этап -1
аналитический этап -2
рефлексивный этап -3
процессуальный этап - 4
А) 1,2,4,3;
Б) 2,1,3,4;
В) 1,4,2,3;
+Г) 2,1,4,3;
Д) нет правильного ответа
Какие педагогические задачи вытекают из общей цели образования, формируются в виде представлений о базовой культуре человека, задаются извне, отражая объективные потребности общества?
A) тактические;
Б) оперативные;
+В) стратегические;
Г) дидактические;
Д) нет правильного ответа
На каком этапе технологии решения пед. задач происходит отбор имеющихся средств достижения результата, проектирование воздействия или взаимодействия?
A) на аналитическом этапе;
Б) на процессуальном этапе;
+В) на прогностическом этапе;
Г) на рефлексивном этапе;
Д) нет правильного ответа
Какой уровень активности в образовательном процессе характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний по образцу:
A) творческий;
Б) интерпретирующий;
+В) воспроизводящий;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
На основе активизации и интенсификации деятельности можно выделить следующие технологии:
+А) игровые технологии;
Б) технологии программированного обучения;
В) гуманистические технология;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
По уровням процесса управления выделяют следующие деловые игры:
А) ситуативные, комплексные игры;
Б) учебные, проектировочные игры;
+В) имитационные, операционные игры;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
В моделирующий этап технологии деловой игры входит:
А) формулировка общей цели;
Б) подробный анализ деловой игры;
+В) разработка проекта деловой игры с описанием конкретной ситуации;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Система ограниченного социального взаимодействия педагога и учеников, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия - это:
А) процесс воспитания;
Б) педагогический процесс;
+В) профессионально-педагогическое общение;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Педагогический мониторинг – это:
+A) длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями пед. действительности;
Б) процесс реализации педагогических задач;
В) система функционирования педагогического процесса;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Что лежит в основании классификации мониторинга на педагогический, социологический, психологический, медицинский, экономический, демографический?
A) цели мониторинга;
+Б) область применения;
В) иерархия систем управления;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Педагогическая диагностика является частью:
А) педагогического процесса;
Б) педагогического мониторинга;
В) педагогической деятельности;
Г) нет правильного ответа;
+Д) все ответы правильные
Функция мониторинга, дающая возможность получить сведения о состоянии объекта, обеспечить обратную связь, – это:
+А) информационная функция;
Б) аналитическая функция;
В) коррекционная функция;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Этап мониторинга, характеризующийся сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов и выработкой рекомендаций, прогнозированием перспектив изменения исследуемой области – это:
А) нормативно-установочный этап;
Б) коррекционно-деятельностный этап;
+В) диагностико-прогностический;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
К какому этапу мониторинга относится определение объекта, предмета, субъекта, цели и задач педагогического мониторинга?
+A) к нормативно-установочному;
Б) к диагностико-прогностическому;
В) к коррекционно-деятельностному;
Г) к итогово-диагностическому;
Д) нет правильного ответа
Конструирование занятий с применением информационных технологий осуществляется на основе следующих этапов: концептуальный, этап пед.реализации, этап рефлексии и коррекции, технологический этап. Какой этап не назван?
A) аналитический;
+Б) операциональный;
В) оперативный;
Г) коммуникативный;
Д) нет правильного ответа
К принципам обучения, применяемым в информационных технологиях, не относится:
A) принцип стартовых знаний;
Б) принцип интеграции;
В) принцип информационной безопасности;
+Г) принцип моделирования;
Д) нет правильного ответа
Виды дистанционных учебных занятий, главной целью которых является привлечение слушателей:
A) вводные занятия;
+Б) демонстрационные занятия;
В) индивидуальные консультации;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
Педагогические программные средства по методическому назначению делятся на:
+A) тренажерные;
Б) коммуникативные;
В) аналитические;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные
В обязанности тьютора входит:
+А) сопровождение учебного процесса;
Б) составление учебной программы, лекций;
В) проведение дистанционных занятий;
Г) нет правильного ответа;
Д) все ответы правильные