Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми в начальной школе»


Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми в начальной школе.
Подготовила: учитель начальных классов
МАОУ-СОШ №1 Малюта И.Н.
2014 г.
Личностно-ориентированный подход в работе с одаренными детьми в начальной школе.
Актуальность
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
При этом необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов, психологов и родителей.
В современной школе работа с одарёнными детьми осуществляется в большинстве случаев на декларативном уровне. Имеют место следующие недостатки.
В практике работы с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившим свою одаренность. Но, учитывая, что незаурядные результаты своей деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть детей, а нереализованные возможности, творческий потенциал, лежащий в основе одаренности, имеется у каждого ребенка, то очень большая часть детей с не проявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания учителя и потому не получает необходимой для развития одаренности помощи и поддержки. Причиной этого являются как отсутствие или недостаточная ранняя психологическая диагностика склонностей и способностей ребенка, так и невысокие возможности общеобразовательного учреждения в создании условий для проявления разносторонних талантов младших школьников.
Выявление одаренныхВыявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. В моем классе 3 «А» есть яркие, творческие, успешные дети. С первого класса я провожу работу по выявлению таких детей. Так как оценки в первом классе не выставляются, то все достижения каждого ребенка в различных видах деятельности я заношу в папку «Достижения 1 класса».(Показать папку). Здесь можно увидеть рост детей по каждому предмету в различных видах деятельности.
Модель методической работы
Работа с одареннымиЛитературное чтение
Урочная деятельность ОД
Русский язык
язык
Математика
Окружающий мир
Внеурочная деятельность ОД
Академическая одарённость
Художественная одарённость

Систему работы с одаренными учащимися я провожу по следующим направлениям:
Учебная деятельность Внеурочная деятельность
Методы работы:
·    Личностно-ориентированный подход
·    Деятельностный подход
·    Проблемный диалог
·    Постановка учащимися целей урока
·    Опорный конспект
·    Информационно-коммуникационные технологии,
·    Алгоритм на уроках как форма организации знаний учащихся
·    Исследовательская деятельность
·    Проектная технология
  •  Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель
•  Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей
•  Участие в школьной  научной конференции «Эрудит» с защитой учебных проектов
•  Участие в районной научно-исследовательской конференции   
•  Участие в олимпиадах разного уровня
•  Участие в исследовательских соревнованиях «Юниор»
•  Участие в творческих конкурсах разного уровня
•  Участие в традиционных школьных праздниках
•  Участие в конкурсах «ЭрудитыРоссии», «Эрудиты Планеты», «Эму» и др.
•  Участие в международных конкурсах –играх «Русский медвежонок», «Кенгуру»
 
Учебная деятельность работы с одаренными детьми.
Использование проблемных диалогов
1.задание.
Сегодня мы будем решать по этой схеме:
0
0
+=
Кто поставит задачу сегодняшнего урока? (Сегодня мы будем складывать круглые десятки)
2.задание.
По какому правилу составлен каждый столбик выражений?
15+10= 96-10=
15+20= 96-20=
15+30= 96-30=
Продолжите столбики выражений. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Индивидуальные задания
На уроках и на дом я задаю индивидуальные задания по разным предметам. По лит. чтению если одной группе уч-ся заданы чтение и пересказ, то другой можно дать задание составить краткий пересказ, составить рассказ о главном или понравившемся герое, придумать свою концовку рассказа , пересказать рассказ от своего лица и т.д.
По математике и русскому языку это могут быть индивидуальные карточки. Первые задания (1или 2) предназначены для всех учащихся, а остальные задания повышенной трудности.(Карточки показать)
По Окружающему миру и Кубановедению я даю задание подготовить сообщения на определенную тему: «Удивительные растения Кубани», Быт жителей Кубани», «Растения занесенные в Красную книгу» и т.д.
В контрольных и проверочных работах, кроме обязательных заданий за которые и выставляется оценка, я использую задания повышенной трудности. Эти задания не оцениваются, но для себя я отмечаю тех, кто справился с этим заданием.
Также я использую опережающее обучение, например, во 2 классе по русскому языку название частей речи мы еще не изучали, но я ввожу название многих частей речи. При этом могут запомнить их сначала не все, но, использование названий частей речи одними детьми, запоминают и остальные дети.
Я хотела бы подробнее остановиться на внеурочной деятельности работы с одаренными детьми. Проведение в классе таких внеклассных мероприятий, которые заставляют детей нестандартно думать, например: «В мире интересного», «Наше творчество», «Считай, думай, отгадывай!», «Отчего и почему?», «Что, где, когда», «Любимые книги». Исследовательская деятельность
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование -«познавательную потребность». Детская любознательность многогранна. В 1 классе мною был проведен урок «Цвета радуги» . И одна из учениц, Настя Соловьева, заинтересовалась процессом появления радуги.
Мы подобрали с ней комплект учебных справочников, научной литературы, обратились за помощью к физикам, и Настя стала проводить собственное исследование. Работа длилась почти всю осень и завершилась после каникул. Начинающим исследователем тщательно фиксировались все собранные данные. В итоге был собран интересный и очень поучительный материал, который был оформлен в виде научно-исследовательской работы «Тайна радуги». Завершив исследование, Настя участвовала в районной  научно-практической конференции учащихся. На конференции она рассказывала о результатах своих исследований. Оказалось, что любознательный ребенок способен заметить многое из того, на что у простого человека не хватает ни сил, ни времени, ни желания. Большую роль также играет заинтересованность в данном исследовании родителей. Ведь они, как и учитель, оказывают помощь своему ребенку в проведении экспериментов, сборе информации, различных научных фактов. Настино выступление оказалось лучшим. Она стала победителем научно-практической конференции школьников среди начальных классов и ее работу направили на конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции школьников «Эврика, ЮНИОР», где она тоже стала победителем.
Эта работа заинтересовала и других учеников. В этом году мы проводим исследовательскую работу с Безрукавым Русланом. Мальчик посещает в Доме творчества кружок «Выпиливание и выжигание», где дети выполняют модели различных самолетов. Руслана заинтересовал вопрос: почему самолет, который тяжелее воздуха летает? Мы с Русланом подобрали необходимую литературу, использовали интернет ресурсы и подготовили к следующей районной научно-практической конференции школьников учебно-исследовательский проект «Почему летают самолеты?» Теперь надо подумать над тем, как представить работу.
Портфолио уч-ся
Все достижения детей в любой деятельности отражаются в портфолио учащихся. У каждого ученика в классе есть портфолио по которому можно проследить рост учебной и внеучебной деятельности любого учащегося.
Мои учащиеся систематически принимали активное участие в школьных и районных олимпиадах. По итогам районной олимпиады по Кубановедению 2008/09 учебном году третье место заняла Белоконь Екатерина, четвертое место Щербань Илья.Щербань Илья принял участие в межрегиональной олимпиаде по математике и информатике в г.Славянск – на – Кубани 11.04.09 .
Во всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок» 2008 год (по русскому языку) принимали участие 17 учащихся (Доля Игорь - 2 место, Щербань Илья – 4 место)
Во всероссийской олимпиаде «Кенгуренок» (по математике) принимали участие 25 учащихся. Гайкалов Владислав занял 2 место в школе. С 2009 года увеличилось число учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах (от 2 до 20 человек).
В прошлом году ребята из первого класса (Васюков Дмитрий и Женило Дана) участвовали во всероссийской дистанционной викторине ФАКТОР РОСТА «Математический калейдоскоп».
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей