Статья для педсовета Личностно-ориентированный метод обучения в начальной школе



МБОУ СОШ №84 Советский район
учитель начальных классов Лынова Марина Анатольевна

Личностно ориентированный характер обучения в начальной школе.
Идея личностно ориентированного обучения принята сегодня массовой начальной школой. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно – репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково творческого. Учитель признаёт ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия.
Разноуровневый подход- ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности.
Субъективно – личностный подход – отношение к ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода работа должна быть системной на всех ступенях образования.

Вместе с тем реализация педагогического процесса, личностно – значимого для каждого ученика, остаётся одной из самых острых проблем начального образования. Почему? Попытаемся разобраться.
Во-первых, эта прогрессивная идея слишком медленно распространяется и даёт подчас весьма призрачные результаты её внедрения.
Во- вторых, часто «массовый» учитель смутно представляет, что такое «личностно ориентированное обучение», не может его реализовать, то есть не умеет изменить те моменты своего взаимодействия с детьми, которые разрушают значение учебной деятельности для каждого ученика.
Каким же должен быть учитель?
Раньше, как правило нигде не упоминалась личность учителя, ему традиционно отводилась роль исполнителя «проектов» и «технологий». Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость отчуждения учительского труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач. Учитель – это гораздо большее, нежели просто учёный, знающий человек. Большой учёный может и не быть учителем. Учитель – это и актёр. Он ведёт свою роль, и от его таланта зависит внимание публики. Ибо класс – это тоже зрители. Но учитель – это больше чем актёр. Даже самый народный артист, в конечном счёте, не несёт ответственности за своего зрителя. А учитель – несёт. Учитель – это ещё и режиссёр постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Учительство – это прежде всего призвание и талант.
Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Стремления учителя воспитывать лучшие человеческие качества у школьников, подчас встречают сопротивление с их стороны. Даже любимого учителя ребята вспоминают лишь по праздникам или в часы возвращения в своё детство. (Пример 7 класс). Дети изучают педагога, выставляют ему оценки в особых дневниках своей памяти. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Главное, что должно характеризовать работу педагога - профессиональное мастерство любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно ориентированный подход в развитии личности ребёнка в процессе обучения в школе.
Личностный подход будет проявляться хотя бы в том, как учитель будет обращаться к детям. Учитель, любящий ребят, не будет уже в первом классе называть их только по фамилии, а только по именам. Любящий детей учитель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чём – то неправым. Школа – дом радости – не может быть местом перепуганных детей. Ничего нет страшнее в школе, чем учитель, приходящий в класс с холодным сердцем. Учитель – профессионал умеет оставлять за порогом класса всё, что может его отдалить от учеников, помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко, в этом – мужество учительского подхода. Проявить мужество, выдержку, не перебивать отвечающего у доски, не ответить резкостью на грубость – в этом проявляется, прежде всего, личностный подход к детям.
Ребёнок живёт на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребёнок, если он не болен, живо реагирует на всё, что происходит на уроке. Абсолютная тишина на уроке – далеко не идеальное условие обучения. Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общения, а без общения нет воспитания. Личностный подход не возможен без педагогического такта, также невозможен без чувства толерантности (терпения), учитель должен адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации – с другой. Формирование у себя толерантности – одна из важнейших задач профессионального воспитания в условиях личностно ориентированного обучения.
Если ребёнок со своими склонностями и интересами существует сам по себе, а школа и её требования сами по себе, воспитание и образование воздвигаются на песчаном фундаменте, а он не долговечен, быстро выветривается. Личностно ориентированное обучение как раз направлено на индивидуальный учёт интересов школьников. Страшна близорукость наставников, считающих способностями лишь умение ответить у доски по данному предмету в границах данной программы.
Давайте же разберёмся в характере личностно ориентированного обучения младших школьников. Ответьте, пожалуйста, мне, кого называют образованным? Чаще всего слышим в ответ: «Это тот, кто много знает».
Но наличие знаний, их объём, полнота – лишь один из показателей образованности человека. Например.
Урок окружающий мир. Тема «Наше питание». Вызванный ученик подробно рассказал о питательных веществах и для чего они служат. Через урок было тестирование. И на вопрос: « Избыточное употребление каких веществ может привести к избыточному весу?» Все ответили, что при употреблении жиров. Раз жиры – значит толстеешь. Хотя всё подробно разобрали и готовились дома.
Знания нам нужны не сами по себе, не как мёртвый груз памяти, а как живой инструмент для решения любых (и прежде всего нестандартных) учебных задач.
Поэтому первый показатель развития: умение применять полученные знания. А это умение невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Очень важный момент личностно – значимого обучения – развитие мотивации учебной деятельности.
Сравним два приёма обучения. На доске тема «Безударные гласные в приставках». Учащиеся записывают слова, выделяют приставки, запоминают их. В этом случае всё зависит от памяти: кто быстрее запомнит, тот и не будет делать ошибок.
А можно по другому:
- Запишите слова: долетел, забежал, надписал и др.
- Поставьте ударение.
- Подчеркните безударные гласные.
- В каких частях слова находятся безударные гласные?(в корне и приставке)
- Обозначьте их.
- Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?
- А какого правила о безударных гласных мы ещё не учили?
- Значит, какая сегодня тема урока?
Привести пример с уравнением. Три решения, ответ правильный у всех.
Проблема: где правильно и почему?
62 х Х = 0 62 х Х = 0 62 х Х = 0
Х = 62 х 0 Х = 62 : 0 Х= 0 : 62
Х = 0 Х = 0 Х =0
Казалось бы, чуть-чуть изменён характер обучения, но эти изменения очень важны – они формируют у школьников мотив их деятельности.
При этом готовность к образованию включает умения применять знания в нестандартной ситуации, добывать их в процессе поисковой деятельности, возможность решать учебную задачу творчески, а также контролировать и оценивать свою деятельность.
Второй важнейший показатель детского развития – формирование умения добывать знания.
Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально меняет позицию ученика - существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Пример мои уроки проекты ( Царство грибов, Пасхальное яйцо, Театр на столе, Путешественники – открыватели).
Поэтому очевидна необходимость использования личностно - ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.



15