Доклад на тему: Личностно ориентированный характер обучения


МОБУ «Кергудская основная общеобразовательная школа»
Доклад
на тему:
«Личностно ориентированный характер обучения
в начальной школе»

Подготовила: Кручинкина Л.П.
учитель начальных классов

I."Конвенция ООН о правах ребенка" помогает правильно определить роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3 говорится: "Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка"; а "Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права…"
Иначе, родители – главные воспитатели, а государство, в лице школы и других общественных институтов, призвано помочь родителям в воспитании детей.
Сегодня мало использовать традиционные формы работы с семьей. Современная жизнь диктует новые подходы, новые пути к решению проблемы сотрудничества педагогов и родителей:
Семья для педагогов не должна выступать лишь как объект воздействия.
Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Но, увы: довольно часто воспитание в семье не помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет "рассмотреть" особенности каждого ученика.
В современном обществе проблема воспитания ценностных ориентаций будущих граждан России остается одной из самых актуальных для системы образования. Ценностные ориентации выполняют первостепенную регулятивную функцию в обществе, лежат в основе мировоззрения и концептуальных установок. Они активно влияют на развитие общественного интеллекта, составляют основу деятельности и отношений людей. Сформированность ценностно-смысловой компетентности позволяет учащимся эффективно познавать и адекватно оценивать самого себя, других людей, окружающий мир.
В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин "способные дети". Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают. Упоминание о детской одаренности вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.
Обычно, услышав или прочитав о какой-либо психологической проблеме, мы довольно часто вольно или невольно примериваем ее на себя. У многих родителей "примеривание" одаренности рождает неуверенность и сомнение, а вслед за этим нередко и отторжение – "это не про меня и к моему ребенку отношения не имеет".
Но именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить умственный, творческий потенциал собственного ребенка.
Одной из приоритетных составляющих сферы общечеловеческих ценностей, формируемых в системе образования, является ценность семьи. Очень важно показать подрастающему поколению, насколько семья взаимосвязана со всеми сферами человеческой жизни.
Я считаю, что для выявления и развития одаренности творческого вида наиболее подходит внеурочная деятельность
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направляет на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами . Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.Семья вместе со школой создаёт важнейший фактор воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему это происходит? Кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе «семья – школа» приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы?
Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству учебного заведения. Уже в начальной школе классный руководитель должен в первую очередь знакомить родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д. Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами его развития и давать возможность стать активным участником классных дел; создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях.
Общение- это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это прежде всего этическое воздействие, направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Задача педагога и родителей помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не могут состояться во взрослой жизни. Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела. Дети, как известно, наша радость, боль, забота и счастье. И воспитывать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим, а объединение совместных усилий приведут к положительному результату при правильной организации взаимоотношений « Семья – ребенок - педагог» на протяжении всего воспитательно – образовательного процесса.
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования .
В чем же заключается суть основных педагогических идей и понятий, на которых основывается личностно ориентированное образование в начальной школе.
Личностно ориентированные принципы:
1. Принцип развития. Главная задача школы - это развитие школьника – единое развитие его личности и готовность личности к дальнейшему формированию. На создание любому школьнику условий, в которых он предельно максимально реализовал бы себя, и, не только свой интеллект,  мышление,  деятельность и способности, а именно личность, направлено развивающее образование.
2. Принцип адаптивности. . Это такая  школа, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой - по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды». То есть, школа для ребенка, а не ребенок для школы.
3. Принцип психологической комфортности. Это снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.  Предполагается создание раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы в учебном процессе. Принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в первую очередь, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.
4. Культурно ориентированные принципы:
В основе структуры содержания образования находится понятие «образовательной области», а не понятие предмета.
5. Принцип систематичности. Образование должно быть едино и систематично, отвечать закономерностям интеллектуального и личностного развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования.  Начальная школа – это отнюдь не подготовка к будущей «настоящей» школе, а ее органическая часть.  Школьное образование должно логично и последовательно «вытекать» из дошкольного образования и «перетекать» в высшее.
: - Включение личности в  деятельность проистекает через ее внутреннюю предрасположенность к предстоящим учебным действиям, которая возникает   не спонтанно. Её нужно целенаправленно формировать как педагогу, так и ученику.  Функция обеспечения индивидуального целеполагания, которое и определяет отношение к будущей деятельности, желание и готовность ее реализовать является одной из ключевых частей деятельности педагога.
- Если учителю, получается, включить учащихся в познавательную деятельность, это уже  успех. Но при этом возникает проблема удержания школьников в этом нелегком, но занимательном процессе. Это вероятно при осуществлении учителем функции сопровождающего обучения. Всякое позитивное проявление творчества ученика должно находить поддержку и сопровождение учителя.  Функция педагога может быть определена как организационно - сопровождающая.
- Включение школьника в познавательную деятельность, ее организация в разных ситуациях влечет за собой  возникновение затруднений. Пути выхода из этих затруднений должны быть известны как учителю, так и учащимся. Функция обеспечения рефлексивных действий учеников по обнаружению собственных изменений становится очень существенной. Ученическая рефлексия индивидуальной мыслительной деятельности или чувственно переживаемого процесса должна оказаться в центре внимания учителя.
Функция урока в системе личностно ориентированного обучения
         Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В системе личностно-ориентированного обучения  меняется его функция и форма организации.  Личностный подход вынуждает педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности, а также  предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками, учеников между собой и в проблемную дискуссию. Учителя постепенно начинают отдаляться от  фронтальной работы со всем классом, комбинируя ее с работой в малых группах и с индивидуальной (самостоятельной) работой.  
В отличие от традиционного   личностно — ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель  — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания.
В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?
1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, при которых на каждом уроке формировалась учебная деятельность, которая превращала бы его в  субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог: учитель — ученик.
2. Деятельность учителя. Он - организатор учебной деятельности, в которой ученик основывается на общие наработки и ведёт самостоятельный поиск. Ученик — центральная фигура . Учитель сознательно создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Субъектом деятельности учителя является ученик. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Применяются методы проблемно — поискового и проектного обучения развивающего характера.
4. Отношения «учитель — ученик». Субъектно — субъектные. Учитель фактически организует работу каждого, работая со всем классом, формируя условия для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения.
Учитель при подготовке и  проведении личностно ориентированного урока должен выделить первостепенные направления своей деятельности, выставляя на первый план ученика, а затем деятельность, устанавливая собственную позицию
Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение.  Наиболее значительным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся.

Специфика проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе:
– оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока: эмоциональных – радость, досада, весёлость; психофизических – бодрость, усталость, возбуждённость; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность;
 – организация диалога, которая позволяет выявить личностный смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;
 – подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме;
 –при объяснении нового материала использование различных сенсорных каналов;
 – построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;
 – применение дидактического материала, который позволит ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный и/или внешкольный опыт;
 – для развития коммуникативных умений учащихся отказаться от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широко использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы;
 – использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, который позволит ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;
- показ различных методов и способов работы с учебным материалом;
- выявление, «окультуривание» и закрепление различных способов обработки материала, предложенных учащимися;
- для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися использование критических ситуаций на уроке;
 – обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и взаимооценки;
 – создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции учебной деятельности;  
 – использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения, использование альтернативных источников информации; стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения,
 – проведение с детьми рефлексии урока: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить.
Алгоритм проектирования личностно-ориентированного урока в начальной школе:
* Формулировка цели урока.
* Анализ психолого-педагогической характеристики класса, которая  включает в себя данные о каждом учащемся.
* Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих заданий.
* Конкретизация цели урока с учётом результатов предыдущего анализа.
* Разбивка урока на этапы, которые подчинены единой цели, и конкретизация цели на каждом этапе.
* Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
* Выбор форм работы и характера взаимодействия участников образовательного процесса на каждом этапе урока.
* Выбор способа презентации нового материала.
* Подбор дидактического материала, который отвечает целям урока.
* Проектирование учебного диалога или иных методов, которые позволяют выявить и «окультурить» субъектный опыт учащихся.
* Выбор методов и средств диагностики учебного процесса и его результатов на каждом этапе урока.
* Проектирование вероятностных изменений в ходе урока и их коррекция.
* Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, которые  должны быть ориентированы на максимальное использование субъектного опыта ученика.
* Проектирование форм рефлексии проведённого урока.
Урок в личностно-ориентированной образовательной системе носит вероятностный характер. Его специфика  зависит от особенностей участников образовательного процесса и это затрудняет создание «универсального» учебника. При подготовке и проведении такого урока возрастает роль дидактического материала, который может существенно различаться в разных школах по содержанию в зависимости от региональных, национальных условий, особенностей школы.
Урок  окружающего мира по теме «Разнообразие растений»
Цели урока:
показать разнообразие растений;
ознакомить с ролью растений в природе и в жизни человека;
классифицировать и расширить знания об основных группах растений;
воспитание любви к природе, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: таблица «Части растений», таблица «Группы растений», гербарий, картины деревьев.
Ход урока
Организационный момент.
– Прозвенел уже звонок.
 Начинается урок.
 Куда мы с вами попадём –
 Узнаете вы скоро.
II. Актуализация знаний.
1.        Зоология. О чём эта наука?                              
на какие группы делятся животные в зависимости от их питания? Приведите примеры.
Нужно ли оберегать хищных животных? Почему?
Приведите примеры приспособленности животных к различным условиям жизни.
2.        Письменная работа
-        Дополни группы животных, объединённых по типу питания.
Растительноядные: заяц, ...
Насекомоядные: кукушка, ...
Хищные: волк, ...
Всеядные: медведь, ...
-        Вписать недостающее звено в цепи питания:
дерево - .............................. -дятел
кора дерева - .................... - лисица жёлуди - ............................- сова дуб, жёлуди - ................... - волк.
III. Формирование темы урока.
На прошлых уроках мы посетили  мир животных и узнали много занимательного и увлекательного о них. Как вы думаете, куда сегодня мы отправимся? (Сегодня мы отправимся в мир растений.)        
Попробуйте представить себе, что из нашей жизни пропали все растения. Что же нас тогда бы окружало?
Как печально стало за окном! Нет ни знакомых кленов на улице, нет лопухов у забора, исчезли ромашки и васильки. И дом тотчас осиротел. Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась одежда из хлопка и льна. А тетради, журналы, бумага? Их ведь тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, не резиновой  обуви. Но это ещё не самое ужасающее. Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить - воздуха, кислорода. Ведь именно растения вырабатывают кислород, без которого невозможна наше существование.
IV.  Изучение нового материала.
Что же такое растение?
Каждое растение - это живое тело, живой организм.
Из чего состоит растение?
И хотя растения очень многообразны, многие имеют органы: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
•        таблица «Органы растений»                
Но не у всех растений наличествуют все органы.
Наука, которая изучает растения, называется ботаника.
Ученые насчитывают примерно 500 тысяч видов растений и делят их на несколько групп:
Водоросли.      
Мхи.      
Папоротники.  
Хвойные растения.    
Цветковые растения.  
•        рассказ о каждой группе – работа в группе
V. Физминутка
До чего цветы в садах
Буйно расцвели!
Распевают звонко в них
Песни соловьи.
И берёзы на лугах
В зелени густой.
VI.  Природная флора Республики Башкортостан.
-        Природная флора РБ богата - в её составе более 3 тысяч видов растений.Представить себе многообразие полезных растений Башкортостана можно потаблице.
- Растения условно делят по группам: пищевые,  декоративные, кормовые, технические, лекарственные, дающие древесину, медоносные.
-        Древесину в нашей республике получают от 110 видов деревьев. Самаяценная - древесина хвойных пород: пихты, ели, сосны, лиственницы.Древесина этих деревьев пропитана смолой и потому возведенные изеловых или сосновых брёвен сооружения очень долговечны.
•        Доклад о сосне.
-        Знаменитый средневековый врач Парацельс писал: «Весь мир - аптека, аВсевышний - фармацевт». И в наше время лекарственными растениями врачилечат многие болезни.
Какие лекарственные растения вы знаете?
•        Доклад о калине.
В природе все растения являются кормовыми. Таких растений, которыми не питаются разные растительноядные животные, просто нет. Обгладывают кору растений и скусывают ветви молодых деревьев и кустарников лоси и зайцы, плодами питаются птицы, водными растениями - рыбы, листьями и цветками насекомые. Отмирающие ветки, листья и корни потребляются дождевыми червями, бактериями, грибами.
Башкортостан всегда славился своим мёдом, а пчеловодство является древним промыслом башкир. Главный медонос Башкортостана - липа.
•        Доклад о липе.
-        К техническим растениям относятся растения, которые используются каксырьё для промышленности. Главные технические растения республики -ивы, из их коры на заводах добывают особые вещества - танины, которыеприменяют для обработки кожи.
•   Доклад об иве.
- К пищевым растениям относятся растения, которые человек употребляет в пищу.    Это   плодово-ягодные   растения   (земляника,   вишня,   яблоня, смородина и т.д.), ароматические растения (душица, мята, тмин), злаки (пшеница, рожь, ячмень).
- Декоративные растения - это ярко цветущие растения. Самые красивые цветки  у венерика башмачка, который встречается в лесах Урала, но относится к числу редких растений, находящихся под охраной. Красиво цветущих растений становиться всё меньше и потому они нуждаются в защите. Пусть они радуют глаз в природе, цветут и дают семена и каждый год образовывают многокрасочные ковры. Красоту природы нужно оберегать.
-        Что мы можем сделать для охраны природы?
У нас в республике созданы заповедники. Выпущена Красная книга. Человек делает все для того, чтобы сохранить природу.          
VII.  Заключение.
-        Вашему вниманию я предлагаю игру «Узнай растение».
Прекрасна во время цветения. Особенно ослепительна осенью своей красноватой листвой и ярко пунцовыми гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Калина.
У меня длинней иголки,
    Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. Сосна.
3.        С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. Липа.
4.    Плакучее дерево. Ива.
5.    Долгоножка хвалится:
      - Я ли не раскрасавица?
      А всего-то - косточка
      Да красненькая кофточка! Вишня.
VIII.        Итог.
– Ребята, какая была тема нашего урока?  
– Какую мы ставили для себя цель?  
 – Вы смогли это сделать?
- Мои юные друзья! Мы – хозяева   природы, и она для нас кладовая солнца с огромными сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем оберегать наши водоёмы. В лесах, горах, степях разнообразные ценные животные - будем оберегать наши леса, горы, степи. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И оберегать природу - значит оберегать Родину.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностно ориентированное обучение выполняет немаловажную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом  ученик как личность.
Развитие ученика как личности, его социализация идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;
учение как субъектная деятельность ученика, которое обеспечивает познание должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, которые отражают его природу, психологическое содержание;
главным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
 В процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.
 Личностно ориентированное обучение позволяет построить учебный процесс с учетом  личностных особенностей каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности. Мотивированность учащихся к обучению и их познавательную активность повысит личностно ориентированное обучение. Создаст условия для самостоятельного управления ходом обучения, для систематического контроля   усвоения знаний учащимися. Позволит учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося, а также индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс. Поможет отследить динамику развития учащихся, вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса.
Для того чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немногое, а всего лишь признать право каждого ребенка на индивидуальность,   самоценность, стремление   самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования/Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно-ориентированного урока // Завуч. 2000. № 6.
Дереклеева Н.А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003. - 240 с.
Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе./ М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с.
Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников/ М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
Лежнева Н.В. Урок в личностно- ориентированном обучении // Завуч начальной школы. № 1. 2002. – с. 14-18.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы)/ Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с.
 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
 Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: концепции и технологии.  Волгоград,1996. – 152с.
 Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование/ Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
 Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока.  Ростов н/Д.: Учитель, 2003.
 Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
 Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.
 Образовательная программа «Школа 2100». Сборник программ: Дошкольная подготовка; Начальная школа; Основная и старшая школа под ред. Леонтьева А.А., 2008 г.
 «Школа 2100». Приоритетные направления развития образовательной программы. Выпуск 4. «Баласс» - М., 2008 г.