Развитие интереса к исследовательской деятельности с помощью опытов во внеурочной деятельности в начальной школе


Шевцова Марина Владимировна, МОУ Гимназия «Дмитров», воспитатель группы продленного дня
МОУ Гимназия «Дмитров», г. Дмитров, Московская область
Развитие интереса к исследовательской деятельности с помощью опытов во внеурочной деятельности в начальной школе
Говорят, что с проектами легче работать в старших классах, но с этим можно поспорить, напомнив, что возраст «почемучек» далеко не 15 лет. Старшеклассники более осмысленно подходят к выбору проекта, у них уже сформированы свои интересы, но начальная школа – это «почемучки», и исследовательские проекты смогут помочь выявить склонности ребенка, помогут раскрыть его интересы, поднять самооценку.
Проектная деятельность реализуется через все направления внеурочной деятельности путем выполнения познавательных, исследовательских работ, конкурсов, выставок.
Мы ожидаем, что в результате, на выходе из начальной школы получим увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; увеличение доли детей, имеющих навыки здорового образа жизни; сформированное уважительное отношение, чувство гордости к своему городу, школе; развитое чувство гражданственности и патриотизма, правовой культуры; более высокий уровень социальной культуры учащихся и их родителей.
Организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося; обеспечить воспитание свободной личности.
Таким образом, целью внеурочной деятельности является:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
В этом году я начала проводить работу с учениками третьего класса над проектами: «Да здравствует вода!», «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!». В ходе работы над проектами дети вместе с родителями еще раз вспомнили интересные опыты, проведенные с водой, которые они увидели на уроках Окружающего мира.
Целью моей работы было: обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация роли воспитателя ГПД в качестве наставника, сопровождающей развитие исследовательской деятельности младших школьников.
Задача работы: распространить и внедрить в педагогическую практику технологию организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику исследовательской деятельности, показать отличие от практической деятельности, познакомить с психолого-педагогическим обоснованием исследовательской деятельности, с основными подходами и развитием умений, а также показать значимость исследовательских умений в развитии детей.
Известно, что исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Уже с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. При этом овладении методами исследовательской деятельности ученые относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.
Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает включение младших школьников в исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку. Именно это и легло в основу моей работы с детьми третьего класса во внеурочное время.
Не секрет, что детям в младшем школьном возрасте все интересно, поэтому будет уместно провести опыты с водой, тем самым развивая интерес к познанию мира. В учебнике по Окружающему миру приведены самые известные опыты с водой, показывающие наглядно свойства воды. Но школьникам интересно узнать, как из соленой воды добыть питьевую, что такое жесткая и мягкая вода, как в домашних условиях сделать газировку, есть ли в воде железо. Такие опыты мы и провели во внеурочное время в ГПД.
Можно сделать вывод, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Именно внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольных инициатив.
Описание опытов с водой
КАК ИЗ СОЛЕНОЙ ВОДЫ ДОБЫТЬ ПИТЬЕВУЮ ВОДУ?
Вместе с ребенком наливаем в глубокий таз воды, добавляем туда две столовые ложки соли, перемешиваем, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана нужно положить промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натягиваем пленку, завязав ее вокруг таза. Пленку в центре надо продавить над стаканчиком и положить в углубление еще один камешек. Ставим таз на солнце.
Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.
Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.
ДОМАШНЯЯ ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА
Всем известно, что мы дышим воздухом. На уроках окружающего мира ученики узнают, что воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ – один из газов, входящих в состав воздуха и ...газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях.
Возьмем две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделываем в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставляем туда любой конец соломинки.
Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение.
Наливаем в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпаем половину столовой ложки соды. Затем наливаем в бутылку уксус – примерно сто миллилитров.
Теперь нужно действовать очень быстро: втыкаем пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опускаем в стакан со сладкой водой.
Объясняем ребенку, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова.
Использованная литература:
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Издательство: Просвещение, 2011
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Издательство: Учитель, 2011
Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «Почему». Издательство: Речь, 2007
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство: Учебная литература, 2010г