Технология Web quest – инструмент организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Технология Web quest – инструмент организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Сапян Ирина Владимировна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ «СОШ № 8» г. Краснокамска

Если совсем недавно, несколько лет назад о методе проектов и исследовательской деятельности говорили как о чем-то новом, инновационном в образовании и обучении младших школьников, то сейчас учитель ищет формы, которые сделают интересным и реализацию проекта, и исследование.
На научно-практической конференции, обмениваясь опытом с коллегами, познакомилась с технологией Web quest, которая очень заинтересовала меня. Я поняла, что Web quest станет инструментом для организации и реализации проекта.
Изучив материал, который предоставил Интернет, создала сайт. Гугл сервис предоставил возможность создания сайта, предлагая на выбор готовые шаблоны. Выбрав, на мой взгляд, наиболее подходящий, приступила к реализации своего проекта. Это мой первый опыт. Необходимо было выбрать тему, которая объединит учебные и воспитательные цели.
Темой стала тема раздела учебника литературного чтения «О, весна, без конца и без краю». Работа над квестом должна была продолжаться на протяжении семи недель. Столько, сколько идет работа над изучением литературных произведений в разделе учебника. В конце – подведение итогов.
Квест – игра. Подразумевает выполнение некоторого количества заданий, что, в конечном счете, приводит к победе.
Первый шаг, который был сделан - тщательно продумано, какими должны быть задания и форму рефлексии. Старалась разнообразить виды и формы заданий, сделав работу в квесте максимально интересной.
Первая страница квеста – введение, которое призвано заинтересовать учеников и подвигнуть к выполнению предложенных заданий.
В первом задании ребятам было предложено попробовать свои силы в сочинении стихотворения. Понимая и отдавая отчет в том, что не у всех детей есть поэтический дар, им было предложено написать белые стихи, но отображающие тему весны. Перед выполнением задания ученики, нажимая на ссылки, читали стихотворения о весне, разгадывали литературные и народные загадки.
Второе задание – написание мини сочинения. Но на этой же странице – упражнения, выполненные в сервисе LearningApps.org – «Реши математический диктант», «Вставь слово в текст», «Мать-и-мачеха». И снова – возвращение к литературному слову - прочитай рассказы о весне.
Третье задание квеста дало возможность ребятам почувствовать себя в роли художников. Они могли выполнить рисунок в любой технике или сделать фотографию, что сделало их фотохудожниками. Позже дети приносили удивительные фотографии пробуждающейся природы.
Упражнения и задания «Прикрепи подписи к картинкам», игра «Собери букет», «Цветочная поляна», «Правда и ложь», выполненные в том же интерактивном сервисе LearningApps.org, сделали эту страничку квеста не только творческой, но и познавательной. Для того чтобы выполнить эти задания, необходимо иметь багаж знаний в различных областях. А если не получилось что-то выполнить, то нужно пополнить свой багаж новыми знаниями.
Четвертое задание познакомило детей с признаками весны. Они по ссылкам могли посмотреть видео о весне, о том, как встречали весну на Руси и выполнить задания «Установи последовательность предложений в тексте» и «Знаешь ли ты птиц наших лесов?».
В пятом задании ученики отвечали на вопросы теста «Весна без конца и без края», выполненном в сервисе Гугл – Гугл Форме. Там же прозвучало предложение подвести итог квесту и все творческие работы объединить и оформить в презентацию или фильм.
Последнее предложение стало камнем преткновения. Первоначально подразумевалось, что проект будет носить индивидуальный характер. И в конце квеста нас ждет более двадцати интересных индивидуальных продуктов. Но жизнь внесла свои коррективы, только один ученик принес презентацию, у остальных с этим возникли трудности. Поэтому было принято коллективное решение, что все принесут свои творческие работы на бумажном носителе.
После достаточно долгой и кропотливой работы на свет появилась книга «Весна без конца и без края», в которой собраны авторские загадки, стихотворения, мини-сочинения, рисунки учеников нашего класса. Индивидуальный проект превратился в групповой.
Последний шаг, который было предложено сделать ребятам – провести рефлексию проделанной работы. Рефлексия была сделана в Гугл сервисе – Форме Гугл.
Технология Web quest стала инструментом в организации проектной деятельности учеников начальных классов. Получилось, что технология совместила в себе на первый взгляд несовместимое:
Это компьютерная игра.
В нее интегрированы учебные дисциплины: литературное чтение, окружающий мир, искусство, математика, ИКТ, русский язык.
Дети самостоятельно осуществляли деятельность учения, оценивали свою работу, применяли методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Процесс проектирования стал интересным, интерактивным, развивающим.
Цель, с которой был создан квест – достигнута. Результатом стала – книга с работами учеников класса. Ребятам понравилось учиться, играя, выполнять задания. Они предложили темы, по которым в будущем можно создать квест и узнать больше по интересующей теме.