Урок Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание


Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Ищенко Наталья Викторовна
Методическая разработка
«Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Краснодар-2014
Учебно-методическая карта урока
Группа: АМ-1-9а
Дата: 12.11.2014
Место проведения: кабинет 215
Время проведения: 12.45-14.20
Дисциплина: ОУД.01 Русский язык и литература
Тема урока: «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Эпиграф к уроку: «При полном реализме найти в человеке человека» (Ф. М. Достоевский)
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Вид урока: урок с элементами виртуального путешествия
Цели урока:
Образовательные: познакомить студентов с мировоззрением Ф. М. Достоевского, замыслом, композицией, жанром романа «Преступление и наказание»; рассмотреть образ Петербурга в романе.
Развивающие: развивать коммуникативную компетентность, эстетический вкус, совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения.
Воспитательные: прививать гуманизм, формировать общекультурные и коммуникативные компетенции.
Планируемые результаты :
Личностные: выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;способность систематизировать полученные знания для нормированного речевого общения; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Предметные: овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания
Методы работы: частично-поисковый, эвристический, аналитическая беседа, визуализация.
Технологии: личностно-ориентированная, ИКТ, сотрудничества, интерактивная, исследовательская.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Обеспечение урока: текст романа «Преступление и наказание», опорные конспекты, раздаточный материал, выставка «Ф. М. Достоевский и его роман «Преступление и наказание», мультимедиа.
Материал для словарно-семантической работы: Гуманизм (от латинского – человеческий, человечный) – совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, его земные интересы.
Портрет – изображение внешнего облика персонажа как одно из средств его характеристики.
Интерьер (от франц. intérieur — внутренний), 1) в архитектуре — внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал).Пейзаж (от фр. местность) – изображение природы в литературном произведении, реальный вид какой-либо местности.
Этапы урока
Структурные элементы урока, методы обучения Содержание этапа Время
1. Организационный момент
Метод: беседа Тема: «Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Проверка готовности аудитории к занятию.
1 минута
2. ЦелеполаганиеМетод: объяснение, информация для размышления Преподаватель знакомит студентов с целями занятия, раздает опорные конспекты.
Цели урока: познакомить студентов с мировоззрением Ф. М. Достоевского, замыслом, композицией, жанром романа «Преступление и наказание»; рассмотреть образ Петербурга в романе.
Постановка проблемных вопросов, на которые необходимо ответить в течение урока. 5 минут
3.Изучение нового материала
Метод: лекция преподавателя, презентации студентов, самостоятельная работа Вступительное слово преподавателя о Достоевском знакомит студентов с мировоззрением писателя, стимулирует обучающихся к активному и творческому восприятию учебного материала.
Размышление над эпиграфом к уроку.
Конкурс презентаций о жизни и творчестве писателя привлекает внимание к учебному материалу, подводятся итоги. В ходе лекции преподаватель знакомит с замыслом, композицией романа. Студенты записывают информацию в тетрадь, используя опорные конспекты. 30 мин.
Физкультминутка Комплекс упражнений для глаз, кистей рук 4 минуты
4. Реализация смысла
Метод: демонстрация презентации, самостоятельная работа Преподаватель объясняет тему «Образ Петербурга в романе», используя метод виртуальной экскурсии, далее студенты работают с текстом, составляют схему «Петербург Достоевского». Данный вид работы способствует усвоению новых знаний и применению их в практической деятельности. 35мин.
5. Закрепление изученного материала Метод: беседа Преподаватель предлагает ответить на проблемный вопрос урока, записать вывод в тетрадь. 10 мин.
6. Подведение итогов
Метод: рассказ-информация Преподаватель формулирует выводы и выставляет оценки за активную работу на занятии.
2 минуты

7. Задание на дом
Метод: объяснение Преподаватель комментирует домашнее задание:
Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч.3, гл.5)
Выписать цитаты из текста романа, доказывающие гуманизм Раскольникова.
3 минуты
Ход занятия
1 Организационный момент
2 Целеполагание2.1 Тема (на доске)
Цели и задачи изучения нового
2.3 Проблемное задание
1 - Какое значение имел Петербург в жизни Достоевского?
2 - К какому Петербургу близок Петербург Достоевского: Пушкина или Гоголя?
Изучение нового материала
Вступительное слово преподавателя о Достоевском.
Творчество Достоевского — одна из вершин не только русской, но и мировой литературы. Многие иностранцы получают представление о русском национальном характере, читая его романы. Как великий художник, он необычайно тонко чувствовал сложность и катастрофичность своего времени и сумел выразить ее в своих романах. Достоевский называл свой реализм фантастическим, потому что для понимания того, что происходит с людьми, ему надо было спуститься в самую глубину человеческой души, увидеть и существующий в ней хаос и скрытый порыв к идеалу. Долгом художника он считал «при полном реализме» «найти в человеке человека».
Чтение эпиграфа. «При полном реализме найти в человеке человека» Ф.М. Достоевский (запись на доске)
- Как вы понимаете эту фразу? (Писатель дает право на исправление любому человеку)
3.3. Конкурс презентаций ( выступления подготовленных студентов по теме «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского» с использованием индивидуальных презентаций). По мере выступлений студенты заполняют хронологическую таблицу.
3.4. Подведение итогов конкурса.
Рассказ преподавателя о мировоззрении писателя.
В жизни Ф. М. Достоевского была каторга, которая изменила взгляды писателя, обострила гуманизм писателя, его сострадание к "униженным и оскорбленным". Романы Достоевского делятся на «романы крушения» и «романы надежд».По мнению писателя, необходимо уметь «При полном реализме найти в человеке человека», кто бы он ни был - он Человек.
(Гуманизм (от латинского – человеческий, человечный) – совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, его земные интересы.)
Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую действительность и общество, в котором страдания униженных и оскорбленных безмерны, а преступление, несправедливость, бесчеловечность выражают самую сущность социальных отношений. По его мысли, в бескорыстный и добровольный товарищеский союз, свободный от жестокости и розни, объединит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания.
Он находит свое решение вопроса счастья и предназначения русского человека: «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, овладей собой – и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя – и станешь свободен как никогда,…и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя.» Он верил в Бога и часто посещал церковь. Если взглянуть на планы старого Петербурга, в котором писатель прожил 28 лет, можно заметить, что дома, где жил писатель, обычно соседствуют с церквями. Из окон углового дома он мог видеть крест на куполе, а это имело значение для православного человека. Скрещение улиц, словно скрещение судеб, и крест, высоко плывущий в небе, - все это было наполнено высоким смыслом для него, испытавшего каторгу, ссылку, смерть близких, постоянную нужду, неустроенность быта. И еще один крест лежал на всей жизни писателя: это его страшная болезнь - эпилепсия. Угловые дома Достоевский выбирал и для многих своих героев. Выбрал он его и для Родиона Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»
Замысел романа «Преступление и наказание». Работа с опорными конспектами (запись этапов в тетрадь)
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Он создан в нелегкое пореформенное время, когда происходила ломка старых общественных отношений, а новые еще не были созданы. В 1866 году были закрыты журналы "Современник" и "Русское слово". Главным в России этого периода был вопрос о возможных путях развития, каждый предлагал свой: и западники, и славянофилы, и либералы, и революционные демократы. В основе всех направлений лежали идеи, людьми двигали идеи, поэтому Достоевский и поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.
Как развивался и изменялся замысел романа?
1.       "Еще на каторге думал о чем-то подобном".(9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман…Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить…Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…Исповедь окончательно утвердит мое имя». ) 2.      1865 год - "Роман мой называется “Пьяненькие” и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве". (Намеревался рассказать историю семьи пьяницы чиновника и тем самым продолжить разработку темы «униженных и оскорбленных». О народной нищете, пьянстве и его пагубных последствиях в те годы много писали газеты и журналы. Этой темы коснулся и Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».)3.      2-я половина 1865 года - работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
4.      Конец 1865 года. "Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова".
5. 1866 год - роман опубликован в журнале "Русский вестник". Это был год выстрела Д. Каракозова в Александра II. Следствием террора стало ужесточение правительственной политики, начались аресты, преследования писателей и журналов, усилились цензурные требования.
Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, то есть революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей. Изображая тяжёлую жизнь героев, автор обвиняет общество, показывая, что эти люди достойны лучшего, так как по душевным качествам они выше стоящих у власти и имеющих.
Содержание
Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это — психологический отчёт одного преступления... Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым, „недоконченным" идеям, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты. Старуха жадна, глупа, зла. Он решает убить ее с тем, чтобы сделать счастливой мать, сестру, а потом уехать за границу и жить праведно. Но неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям..."
«Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.
Главные идеи
Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью — «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.
- По вашему мнению, можно ли прийти к благу через преступление?
"Преступление и наказание" стал первым триллером в мире, главный смысл которого заключается в том, что самое страшное наказание после совершённого преступления происходит в душе человека, а не на каторге или где бы то ни было ещё. (Триллер - разновидность распространенных в массовой культуре детективно-приключенческих жанров; роман, фильм или пьеса об убийцах, гангстерах, сыщиках. В триллере акценты смещены с описания преступлений на их подготовку, при этом создается гнетущая атмосфера ожидания чего-то страшного.)Проблемный вопрос:
- Подумайте, почему окончательный замысел романа родился после полного проигрыша писателя в рулетку?
3.8. Композиция и жанр.
Роман Достоевского – история одного двойного убийства. Казалось бы, перед нами типичный детектив. Но для Достоевского гораздо важнее нравственный аспект преступления, нежели стандартный сюжет, развивающийся по схеме «Кто это сделал?» Поэтому преступлению отводятся считанные страницы, преступник заранее известен, а основную часть романа занимает наказание героя – наказание не юридическое, а нравственное, когда главный приговор выносит его совесть. Композиция романа такова:
1 часть – преступление и его причины, 2 часть – наказание, действие преступления на душу Раскольникова («психологический отчёт» преступника); эпилог — раскаяние. Эта двучастность выразилась и в названии романа, да и сама фамилия главного героя образована от слова «раскол» - раздвоение, указывает на внутреннюю борьбу с самим собой.
Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социально-бытового жанра (даны картины жизни униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований. Роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе. (В нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.) Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Герои Достоевского попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира.
Реализация смысла
Образ Петербурга в романе
4.1. Слово преподавателя:
- Не случайно выбрано место действия – Петербург. У Ф.М.Достоевского особое отношение к Петербургу. В творческом наследии писателя можно выделить двадцать произведений, где Петербург является главным местом действия.
В 1865 году, когда происходили события романа, в Петербурге было 539122 жителя и совершено 10121 преступление.
Достоевский зашифровал в своем романе многие названия улиц, мостов, проспектов. Впрочем, эти сокращения не так уж трудно расшифровать. Однако при этом нельзя забывать, что писатель не ставил своей задачей точное изображение конкретных домов. Он улавливал наиболее типичные черты их. И все же нам — читателям — интересно было бы увидеть дома литературных героев Достоевского, те, что больше других похожи на изображенные в романе. Сегодня дом Алонкина, дом Раскольникова и дом Сони Мармеладовой находятся в охраняемой заповедной зоне Достоевского. Казалось, прежде чем взяться за перо, писатель побывал на этих улицах и в этих подворотнях, на мрачных лестницах и распланировал действие романа. А теперь листал свои черновики, как следователь, закончивший длительное и запутанное дело. В этом расследовании городу было отведено одно из самых важных мест.
4.2. Виртуальное путешествие в Петербург Достоевского (с использованием презентации)
Мы знакомимся с Петербургом благодаря только перемещениям Раскольникова, поэтому показан не весь город, а только та его часть, через которую проходит маршрут героя: распивочные, трактиры, тесные душные улицы, Сенная площадь, «канавы» с грязной водой, мрачные давящие здания, уродливые жилища. В этой части Петербурга происходит основное действие романа. В эту часть Петербурга я вас приглашаю. Давайте оправимся в виртуальное путешествие.
А. Действие почти целиком концентрируется в районе Сенной площади - центре петербургской торговли сеном, дровами, скотом. Многочисленные отбросы рождали устойчивый гнилой запах, мельтешащий люд создавал громкий шум, многочисленные нищие, пьяницы и проститутки довершали колорит площади. Издpeвлe площадь - место, где совершается нечто экстраординарное, место «позора», казней, столкновений, бунтов и расправ. (Слайд Сенная площадь)
Б. Для жительства Раскольникова Достоевский избрал самую «пьяную» улицу – Столярный переулок, в котором находилось 16 домов. В этих домах помещалось 18 питейных заведений. На соседнем Вознесенском проспекте было 6 трактиров, 19 кабаков, 11 пивных,16 винных погребов. (Слайд Столярный переулок). Блуждания героя проходят прежде всего в этом районе, хорошо знакомом писателю.
В. Герой романа выходит из своего дома на углу Средней Мещанской и Столярного переулка, (слайд) проходит по последнему к Кокушкину мосту (слайд) через Екатерининский канал, выходит на Садовую и подходит к дому старухи – процентщицы (слайд).
Г. Затем он шагает к дому Сони Мармеладовой, который выходит под тупым углом на Малую Мещанскую улицу. (Слайд)
Д. Лишь иногда Раскольников бывает за пределами этого района и оказывается близ грандиозной панорамы Невы и богатых домов. Но этот Петербург чужд ему. Но вот герой романа возвращается к своему дому, минуя названные улицы. Мы снова возвращаемся к перекрестку Столярного переулка Средней Мещанской. Подворотня и поворот направо приводит нас к лестнице с низко нависшими сводами, по которым мы мысленно вслед за героем поднимаемся на площадку 4 этажа. А затем по крутым и узким 13 ступеням приближаемся к каморке Раскольникова. (Слайд) Подсчитано, что в романе Раскольников спускается во двор по этим ступеням 48 раз.
- С описания каморки Раскольникова и начинается роман
4.3. Работа с текстом
А. Прочитайте описание каморки Раскольникова
- Что напоминает комната Раскольникова? (Каморка, шкаф)
Б. Портрет Раскольникова
- Каким мы видим главного героя?
- Имя главного героя романа раскрывает главную идею "Преступления и наказания" - идею раскола, произошедшего в отдельном человеке. Обратим внимание на две предметные детали. Автор рисует портрет Раскольникова: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом вьше среднего, тонок и строен..." "А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда перевозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромной ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: "Эй ты, немецкий шляпник!"- и заорал он во все горло, указывая на него рукой, - молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу". Русский человек вынашивает чуждую западную идею изменения мира, ("темно-рус", "немецкий шляпник"). За этими деталями С.Белов обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие из Германии. Он толкует имя Раскольников Родион Романович как "раскол родины Романовых".
- Какими мы видим улицы, по которым бродил Раскольников?
В. Описание улицы
- Назовите характерные детали пейзажа. (Духота, пыль, палящее солнце)
Описание летнего Петербурга (читает преподаватель)
- Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай..»- Какое впечатление оставляют эти отрывки? (Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки).
- Какое чувство вызывают в душе? (Так и герой задыхается в этом городе, в этом мире. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие) Роман построен сложно и в то же время стройно. Центр романа — Раскольников, он участник большинства сцен. Параллельно с его темой развиваются побочные темы — история семьи Мармеладовых, история матери и сестры Раскольникова, история претендентов на руку Дуни — Свидригайлова, Лужина. Эти побочные темы притом неразрывно связаны с Раскольниковым, составляют часть его судьбы, оказываются аргументами за и против его теории.
В романе широко представлен мир униженных и оскорбленных. К ним относятся и случайные прохожие (пьяная девочка, преследуемая неким господином, женщина с желтым лицом, прыгнувшая с моста в реку), и семья Раскольникова, и Лизавета. Но с наибольшей силой страдания униженных и оскорбленных с раскрыты в судьбах Мармеладовых, это одна из тысяч подобных ей семей бедняков. Семен Мармеладов находится на последней ступени нищеты и нравственного падения. "В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя. И отсюда питейное!"
- Где впервые встречаются Раскольников и Мармеладов? Каковы отношения между людьми в Петербурге?
Г. Портрет Мармеладова, портрет Екатерины Ивановны, портрет Сони.
- Какое впечатление произвели на вас эти герои? ( Раскольников – «замечательно хорош собою» но «опустился и обнеряшился». Мармеладов с желтым, отекшим, зеленоватым лицом и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями» и др. От встреч с этими людьми остается впечатление чего-то жалкого, грязного)Д. Описание комнат Мармеладовых и Сони
- Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей? (Оставляют впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного. Если город - это "лицо общества", то квартира - это "лицо человека".)- Что вы можете сказать о героях по их жилищу? Как характеризует Раскольникова его квартира под самой крышей, с низким потолком; Соню - комната с вытянутым углом; Мармеладовых - проходная, закрытая старой простыней; старуху-процентщицу - чистенькая, убранная, где все сундуки и шкафы заперты на замок?
- Есть ли закономерность в описании пейзажей и интерьеров города?
- Как вы понимаете выражение «жизнь на аршине пространства»?
- Какой цвет, по вашему мнению, является преобладающим в романе? (В комнатах Раскольникова и Сони обои желтого цвета, дома Петербурга окрашены в желто-серый цвет, от пьянства лицо Мармеладова стало желтым и др.) С чем он ассоциируется? (Символ болезни, нищеты, безысходности. Все «желтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий).- Найдите в тексте описание сцен уличной жизни. Какие чувства они вызывают?
- Почему так много описаний Петербурга в романе?
- Какую роль играет Петербург в романе?
4.4. Составление схемы «Петербург Достоевского»
Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург 60 – х годов. Из каких элементов состоит этот фон? (интерьеры, пейзажи, сцены уличной жизни – в романе более 90 персонажей, их чаще всего мы встречаем на улицах)
- Можно ли назвать город свидетелем «скрытых преступлений»? Только лишь свидетелем? (Еще и соучастником) Это подтверждают и сами герои, например, Свидригайлов: «Редко где найдется столько мрачных, редких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».
Пейзаж психологичен, так как создаёт ощущения безысходности, тупика; интерьер – обшарпанные обои жёлтого цвета, тряпьё и т.п., т.е. однообразные, тесные, сжимающие героя, выталкивающие его из себя комнаты, среди вещей нет разнообразия, тяготеют не к индивидууму, а к более общим определениям человека и его жизни).Интерьер (от франц. intérieur — внутренний), 1) в архитектуре — внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал )город
Петербург
Социальный фон Действующее лицо романа
(свидетель и соучастник)

Пейзажи Сцены уличной жизни Интерьеры («каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони)
Вывод.
- Каким же вы представляете себе Петербург Достоевского?
У Достоевского Петербург - это город контрастов: город "униженных и оскорбленных" и "сильных мира сего"; это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности; это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц. Пейзажи отвратительные и грустные. Сцены уличной жизни ужасные. Именно город, холодный и серый, равнодушный и черствый, толкает людей на преступление.
Таким образом, писатель не прибегает к подробным описаниям с тем, чтобы продолжить ассоциативный ряд – дальше дороги нет. Вырисовывается образ ограниченного пространства: угол, стена – символ, знак жизни человека.
5 Закрепление изученного материала
- В изображении Петербурга Достоевский продолжает традиции Пушкина и Гоголя, показывая враждебность города "маленьким людям". Но у Достоевского город - действующее лицо, герой событий, часто действие разворачивается прямо на улицах, причём различным событиям соответствуют различные состояния города, который даже способствует тем или иным поступкам. Например, духота, пыль, жара "подталкивают" Раскольникова к убийству старухи-процентщицы, а грязные мостовые и сточные канавы играют не последнюю роль в самоубийстве Свидригайлова.
5.1. Решение проблемного задания.
- Ф.М. Достоевский не сомневается, что современные преступления есть следствие неправильной жизни людей. В мире царствует зло, ненависть, люди унижены, их чувства втаптываются в грязь. Как же бороться с преступлениями? Ни в коем случае не насилием! Зло всегда будет порождать зло, а потому необходимо искать нравственные пути изменения человека. Вначале нужно победить зло в самом себе, стараться изменить себя к лучшему. Достоевский всю жизнь боролся со страстями: осуждаемая, преступная любовь к Аполлинарии (в то время как законная жена умирает от чахотки), разрывающее душу желание играть.
Характер человека формируется всю его жизнь. Работать над собой, развивая лучшие человеческие качества, никогда не поздно, а в вашем возрасте – необходимо.
- Герои Достоевского внутренне неуравновешенные, недоумевающие и страстно ищущие выхода. Это характеры людей с душой «петербургского мечтателя», душа капризной, неустойчивой, лишенной внутреннего равновесия. Сгущение красок помогает Ф.М. Достоевскому держать читателя в постоянном напряжении, вынуждает его спрашивать себя: «А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не подаешься ли ты соблазнам «жизни в свою утробу»? Нет ли в тебе самом жестокости? Жива ли в тебе человеческая душа? Не теряет ли она способности болеть за горе, за оскорбления и унижения людей, живущих рядом с тобой на этой грешной, но стремящейся к счастью земле?
5.2 Вывод по изученному материалу
- Над какими вопросами заставило вас задуматься сегодняшнее занятие?
«Счастье покупается страданием», - говорит нам Достоевский. «Счастье - высшая гармония духа». Ф.Достоевский.
Для меня главный нравственный урок образа Раскольникова заключается в осознании ответственности за свои поступки. Как бы ни были благи цели, которые ставит перед собой человек, они не оправдывают страданий других людей. Достоевскому принадлежат слова, что никакая революция, которая может осчастливить многих, не стоит одной слезы ребенка. В понятии человеческой жизни для Достоевского заключено нечто святое, неподвластное никаким идеям и теориям. «Возлюби ближнего своего», - говорит одна из библейских заповедей. Эту же мысль хочет донести до читателя и Достоевский. Гармония и счастье человечества заключены в этих словах, и лишь приняв их, люди смогут нравственно очиститься, переродиться, как смог «возродиться к жизни» Родион Раскольников.
«Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». К таким словам подводит нас автор. Этими же словами я хочу закончить сегодняшнее занятие.
6 Подведение итогов (оценка качества деятельности студентов)
7 Домашнее задание:
Прочитать статью Раскольникова о преступлении (ч.3, гл.5)
Выписать цитаты из текста романа, доказывающие гуманизм Раскольникова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Раздаточный материал (опорный конспект).
Тема: Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
Проблемное задание:
- Какие личностные качества писателя раскрывают противоречивость его внутреннего мира?
- Нашли ли они отражение в характерах созданных им героев?
Словарь
Гуманизм (от латинского – человеческий, человечный) – совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, его земные интересы.
Портрет – изображение внешнего облика персонажа как одно из средств его характеристики.
Интерьер (от франц. intérieur — внутренний), 1) в архитектуре — внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал).Пейзаж (от фр. местность) – изображение природы в литературном произведении, реальный вид какой-либо местности.
Биографическая справка
Родился в 1821 году в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петербургское военно-инженерное училище, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год (в 1840) вышел в отставку. Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления — натуральной школы. С1848 года Достоевский - активный участник общества петрашевцев,   революционных кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова. На собраниях петрашевцев Достоевский дважды читал запретное письмо Белинского к Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, в 1849 был приговорён к смертной казни, которую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. В 1859 он получил разрешение на переезд в Петербург.   Крупнейшим произведением, написанным вскоре после каторги и о каторге, явились «Записки из Мёртвого дома» (1861—62). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением крепостническому строю.
В 1861 – 1865 гг. Достоевский вместе с братом М. М. Достоевским издавал игравшие видную роль в общественном движении 60-х гг. журналы «Время» и «Эпоха», которые отражали точку зрения почвенничества, близкую позициям славянофилов. В 1864 г. были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865 г., будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, начинает работу над романом «Преступление и наказание» (1866 г.), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 г. Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. В 60—70-е гг. Д. создал свои наиболее выдающиеся романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—72), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1879—80), в которых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания.
Широчайшую известность получила речь Достоевского на торжествах по случаю открытия памятника Пушкину в Москве в 1880 г.
Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н. с.) 1881 г. в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Как развивался и изменялся замысел романа «Преступление и наказание»?
1.       "Еще на каторге думал о чем-то подобном".(9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман…Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить…Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…Исповедь окончательно утвердит мое имя».) 2.      1865 год - "Роман мой называется “Пьяненькие” и будет связан с теперешним вопросом о пьянстве".
3.      2-я половина 1865 года - работа над произведением, которое назвал психологическим отчетом одного преступления.
4.      Конец 1865 года. "Я сжег все. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал все сызнова".
5. 1866 год - роман опубликован в журнале "Русский вестник". В произведении Ф.М. Достоевский поднимает вопрос об идее, подчинившей себе человека.
Сам Достоевский так определял содержание своего произведения: «Это — психологический отчёт одного преступления... Молодой человек, исключённый из студентов университета и живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым, „недоконченным" идеям, решил разом выйти из скверного
своего положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». «Психологический отчёт» об одном преступлении постепенно насыщался философскими и религиозными размышлениями.
Главные идеи
"Психологический отчет одного преступления" стал сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский очертил так: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям..."
Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью — «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.
Композиция и жанр
Роман состоит из 6 частей и эпилога.
1 часть – преступление и его причины, 2, 3, 4, 5, 6 части – наказание, действие преступления на душу Раскольникова («психологический отчёт» преступника); эпилог — раскаяние.