Внеклассное мероприятие: Спешите творить добро!


Тема: « Спеши творить добро»
Цель: показать значимость добрых поступков в жизни человека.
Задачи:
Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Учить задумываться о своём месте в жизни.
Повысить уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Развивать умение пользоваться различными источниками информации.
5. Познакомить с житием преподобного святого Лаврентия Калужского.
Оборудование: компьютер, презентация «Спешите творить добро»; картинки сказочных героев, маленькие солнышки, выставка книг, выставка детских рисунков, памятки - правила доброты.Ход занятия:
I. Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас необычный классный час. Мы рады видеть и приветствовать наших гостей .
(аутотренинг-релаксация) “Маленькое солнышко”
Стоит хмурая осенняя погода. И нам так не хватает солнечного тепла.
- Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте себе, что вы маленькое солнышко. Мысленно направляем свои лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку всем присутствующем в этом зале. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.
II. Целеполагание.
- Послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему сегодняшнего занятия. (стихотворение читает учитель)или Ульянина Софья
Добро творить спеши, мой друг,И для друзей и для подруг,Порою им бывает худо,Добро твое им будет чудом.Добро, как Божья благодать,Спасеньем в жизни может стать,Друг, не жалей огня души,Дарить добро всегда спеши.И слово доброе, и делоТы применить сумей умело,Их не жалей любому дать,Добром их души исцелять.С обидой в сердце трудно жить,Добром за зло умей платить.Тот, кто добро творить умеет,Зла сотворить уже не смеет,Дари, дружок, добро дари,За все добром благодари
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (О доброте и добрых поступках людей, о том, чтобы люди спешили творить и дарить добро).
О том, чтобы не копить обиды в своем сердце и не причинять никому зла.
III. Определение темы занятия: (слайд 1)
Итак, тема сегодняшнего занятия «Спеши творить добро»
Давайте вместе хором споем песню «Если добрый ты…» (звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты…».)
исполняем всю песню.
Учитель: Сегодня на занятии Вы узнаете: (слайд 2)
Что такое… добро
Что такое… зло
Легко ли быть… добрым
и жить по законам доброты
Учитель: А с чего же начинается жизнь человека?, (слайд 3)
Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В продолжение жизни этот белый лист заполняется различными качествами,
которые необходимы для жизни. (Честность, порядочность, трудолюбие, решительность и т.д.)
А какое качество личности человека является главным? Как вы думаете?
Учитель: Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Попробуйте проанализировать это высказывание. Что такое солнце?(источник света и тепла, источник жизни на Земле). Значит, доброта – это… (ответы детей) …то, без чего человек не может жить,…
Верно, ребята, это основа жизни человека на Земле.
IV. Работа по теме
А начнем мы наше занятие с удивительных строк. (читает стих-е Акобян Гоар)
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец… ДОБРОТА.
б). Вступительное слово учителя:Учитель: Это качество ценилось всегда. Делать добро людям считалось душевной потребностью для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков.
Еще в поучении великого киевского князя Владимира Мономаха, который жил в 11 веке и был сильным правителем, удачным военачальником, который укреплял мир в русских землях (слайд 4) мы читаем: “А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.
Следовательно, основное назначение человека? (делать, творить добро).
Учитель: Ребята, как вы думаете, какого человека называют добрым? А какого злым?
Да, ребята, каждый из вас прав. (слайд 5)
В словаре Ожегова добро значит «ладно, хорошо». Это все хорошее, доброе, красивое. Например: весна, солнце, улыбка, мама, учитель. А что такое зло? -…
Зло – это нечто дурное, вредное.
Учитель: А что же означает слово доброта? (рассуждения детей). Верно, доброта –это стремление делать доброе, хорошее и полезное другим.
Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. А как же можно победить зло? (ответы детей)(Совершать добрые дела). В жизни происходит так: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в речку, реки в море добра.
Учитель: Самая маленькая доброта – пассивная.
Человек пройдёт мимо зла и не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина , который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Учитель: А в православии добро – это то, что помогает росту души человека, помогает другим людям, радует Бога.
Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы обозначались словами.(слайд 6 состоит из 2 частей) . А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь (говорить), Д – добро, Ж – житие, З – земля, Л – люди, М – мыслить, Т – творить.
Азбука как бы призывала (слайд 6) “Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро”. Кижские звонари (раздается звон колоколов)
Учитель: Ребята, как Вы думаете, о чем мы сейчас поведем разговор?
(мы будем говорить о монастыре и святом праведнике Лаврентии калужском)
Верно, дети. Совсем недавно мы побывали с вами в Свято – Лаврентьевском монастыре и посетили Свято - Троицкий кафедральный собор. Я думаю, что у каждого из вас много впечатлений от увиденного.
Мы с вами разделились на 3 группы. Каждой группе было дано задание:
1 группе: Когда и где жил святой Лаврентий? (Куликова Софья)
Как изображен Блаженный Лаврентий на иконах? ( Вазгис Кристина)
2 группе: Почему праведного Лаврентия называют молитвенным защитником и покровителем Калуги? (Ульянина Софья)
3 группе: Где и когда калужане увековечили память о Великом святом? (Богатырева Елена)
Выучить стихотворение, характеризующее смысл жизни праведного Лаврентия.( читает Якличева Анастасия))
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
5 группе: Кому еще поставлен памятник в городском парке культуры и отдыха города Калуги? (Афонина Дарья)
Учитель: Сейчас вы посмотрите фильм о святом праведнике Лаврентии Калужском. Подумайте, почему его называют чудотворцем?
(Дети смотрят фильм).
Учитель: Итак, почему святого Лаврентия Калужского называют чудотворцем? (потому что он творил чудеса)
Какие чудеса происходили после смерти святого Лаврентия? (через 100 лет после его смерти стали происходить настоящие чудеса исцеления больных и его образ помог одержать победу в войне с французской армией в 1812 года под Малоярославцем)
Учитель: Что значит подвиг самоотречения? (Лаврентий по своей воле отказался от сытой, богатой жизни, все дни проводил в молениях за свой народ и Отечество. Испытывал себя холодом, голодом и всякими лишениями).И люди тянулись к нему, как к солнышку.
ФИЗМИНУТКА:
Солнышко, солнышко!
Мы твои лучи!
Быть хорошими людьми
Ты нас- научи!
Раз- два! Выше голова!
Три – четыре! Руки шире!
Пять – шесть! Тихо сесть!
Учитель: Народная мудрость гласит (слайд 7 )
“Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”.
О том же говорит и Библия: (слайд 8) «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Это золотое правило нравственности.
Продолжите мою мысль: Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит, … ты сам в первую очередь должен к ним относиться хорошо.
Как вы считаете, в чем же заключен наивысший смысл доброты? (обсуждение)
Учитель: Наивысший смысл доброты заключается в готовности отдать все силы, а если потребуется и жизнь, для счастья людей и процветания своей Отчизны. И жизнь праведного Лаврентия является примером созидательной доброты. Именно поэтому спустя 5 веков ( а сколько это лет?) мы помним о нем, и с благодарностью и почитанием произносим его имя.
Учитель: «Народная мудрость гласит: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать. Стремитесь к этому всю свою жизнь. Ведь недаром народ придумал так много пословиц и поговорок о добре. (слайд 9)
Перед вами начало пословицы, продолжите их. Работаем в группах. Прочитайте начало, посовещайтесь, выберете одного представителя, который будет отвечать.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.(1 группа)
- Худо тому, кто добра не делает никому.(2 группа)
- Доброе слово лечит, а злое калечит.(3 группа)
Учитель: Молодцы, знаете пословицы. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. И не забывайте волшебные слова. Послушайте стихотворение, которое прочитает Петрунина Виктория
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…


Учитель: У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами.
Учитель: Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет (слайд 10). На экране изображение солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: Подберите к ним антонимы, слова противоположные по смыслу.

Ребята, посмотрите, какое ласковое солнышко у нас получилось, как ярко светят его лучи!
Учитель : Посмотрите внимательно на экран (слайд 11). А как вы думаете, во что могут превратиться добрые слова и добрые мысли? (в добрые поступки)
Расскажите о ваших добрых делах и поступках. (обсуждение)
Учитель: Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Людей, которые оказывают добровольную помощь, называют волонтёрами (слайд 12)
Они стараются затронуть каждую сторону жизни: по защите природы, животных, бездомных людей, инвалидов, одиноких престарелых людей. Волонтёры собирают пожертвования, устраивают благотворительные концерты, вечера, посещают одиноких людей, чистят парки, работают в больницах, приютах для животных и т.д.
И вы, ребята, тоже старайтесь оказывать посильную помощь всем тем, кто в ней нуждается.
Учитель: А сейчас мы снова немножко отдохнём и послушаем стихотворение, которое приготовила Карпова Дарья
Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле
Учитель: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто.
Сейчас мы с вами познакомимся с правилами доброты. А вы, ребята, запомните их и постарайтесь всю жизнь следовать этим правилам и жить по законам доброты. (слайд 13) (читает Чайкин Григорий)
• Не бойся предлагать помощь другим.
• Будь вежливым и внимательным к окружающим.
Защищай слабого, не проходи мимо.
• Будь терпим, прощай ошибки другим.
Охраняй природу, заботься о животных.
Каждому из вас я дарю памятку с этими правилами.
Учитель: Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Только она может спасти нас в это нелегкое, неспокойное время и сделать по – настоящему счастливыми.
V.Рефлексия Наше занятие подходит к концу.
Кто испытал радость от занятия?
Кому было интересно? (смайлики)
Помните:(слайд 14)
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Я дарю вам песню. Вслушайтесь в ее содержание.
Звучит песня «Будьте солнышками на Земле» (слайд 15)
Вывод: Чтобы мир не погиб во зле …..
Будьте солнышками на Земле! (хором)
УЧИТЕЛЬ: Я сегодня благодарю всех за теплый, доверительный разговор, добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Учитель: И если кому–то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
(Слайд 16) Спешите творить добро!Ну а теперь, вручите свои подарки и скажите добрые слова тем, кто сегодня рядом с вами.(дети дарят гостям подарки- маленькие солнышки и желают добра)
(дети дарят гостям подарки - маленькие солнышки и желают добра)

РЕЗЕРВ (читает Вазгис Кристина)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит –
Радуются и взрослые и дети.
РЕЗЕРВ
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит –
Радуются и взрослые и дети.
Работа с притчей.
Учитель: Послушайте, пожалуйста, притчу «Старый дед и внучек» и ответьте на вопрос: «Почему заплакали муж с женой? Вам встретится незнакомое слово «лоханка». (Слайд 8)
Лоханка – небольшое корыто из деревянных дощечек.
 «Старый дед и внучек».
Стал дед стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за один стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она будет кормить его из лоханки. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечкой играет, что-то мастерит. Отец спросил: «Что ты делаешь, Миша?» А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика. С тех пор стали сажать его за стол и ухаживать за ним.
 - Почему заплакали муж с женой?
- Почему ребенок стал делать именно лоханку, а не что-нибудь другое?
- Поняли ли муж с женой свою ошибку?
Учитель: Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
Спасти одну звезду.(слайд 12)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется прилив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой конкретной звезды.
И если кому–то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.(слайд 13)