Доклад: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ


Доклад
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ»
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.Данные выводы определяют цель работы - развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.
Каково же значение  коммуникативной компетенции для школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни.
Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приемам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков школьников провожу  наблюдения за детьми в повседневной жизни,которые показывают степень речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приемов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется в процессе учебной деятельности (на самоподготовке), на внеклассных занятиях и мероприятиях
В работе с детьми  для развития данной компетенции:
-определяю её понятие и структуру, а так же определяю содержание в соответствии с данной возрастной группой (8класс);
-применяю системный подход, обеспечивая взаимодействие различных субъектов;
-в целях достижения более полного результата выбираю методы, технологии и техники развития компетенции.
Имея опыт работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, отмечу, что возможности, способствующие развитию коммуникативной компетенции довольно широкие. Но я бы выделила главные для этого условия:
1. Компетентность педагога. Рациональное распределение времени занятия, самоподготовки, правильно выбранные формы и методы, способствующие развитию обучающихся. Всё это повышает активность детей, приводит их к заинтересованной работе. Для того чтобы обучающиеся могли научиться коммуницировать в рамках внеклассного занятия, самоподготовки, их нужно учить это делать именно на занятии. Ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, старалась представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными при работе с данной группой обучающихся.
2.В ходе самоподготовок использую формы учебной коммуникации для формирования устной и письменной коммуникации. Это монологические и диалогические формы.
             Монологические формы:
- рассказывать, пересказывать, отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- выступать с готовой заранее речью или неподготовленной речью;
- делать сообщения;
- высказывать своё мнение, уметь опровергать чужое.
             Диалогические формы:
- все формы учебного диалога (беседа педагога и ученика, беседа в парах, беседа в группах);
- дискуссии, споры;
- ролевые и деловые игры (роли говорящего и роли слушающего);
- выступления в качестве ведущих на мероприятиях, театрализация.
Приступая к работе над данной компетенцией нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты. В результате применения данных форм работы с детьми, постепенно отрабатываются умения, необходимые для развития коммуникативных навыков.
На первом этапе обучащиеся отрабатывают в себе следующие умения:
- готовность обучащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая более полный ответ;
-задавать вопросы, следя за темой;
- делать сообщения.
           На втором этапе обучащиеся приобретают следующие умения:
- простота и чёткость речевого высказывания;
- отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому;
-умение подбирать примеры, подтверждающие высказывание;
- вступать в контакт с другими.
           На третьем этапе уже отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:
- умение вести беседу в паре, группе;
- умение вести диалог,
- умение участвовать в дискуссии;
- участвовать в конференциях, играх.
Данная работа по развитию коммуникативных навыков в ходе самоподготовки основывается на применении различных форм, методов и приемов в работе, способствующих повышению самостоятельной активности обучающихся в ходе занятия. Взаимодействие с классом основываю на вовлечение учащихся в процесс образования и воспитания в качестве его активного участника. Применяю методы, направленные на привлечение к активному сотрудничеству:
-работа в группах, подгруппах; /способствует развитию умения работать с субъектом.
-работа в группах переменного состава; /отработка умения работать в коллективе переменного состава/
-взаимопроверка, самопроверка; /самоконтроль, ответственность/
-работа ученика-консультанта (из числа более сильных обучающихся)
-самооценка. /Способствует развитию самостоятельности, саморегуляции/
Однако, формирования базовых компетенций лишь посредством самоподготовки недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен процесс самоподготовки, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает кругозор школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, тренинги, «заочные путешествия», и другие. Применение современных технологий в ходе внеклассных занятий: «Сказкотерапия», элементы телесно-ориентированной психотехники, метод отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение предлагаемых мною проблемных ситуаций. На это направлен цикл занятий: «Вокруг тебя Мир», «Наши эмоции», «Умей управлять своими эмоциями» и другие. Все в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у обучающихся.