Тесты по русскому языку (орфограммы)


Слово с орфограммой Проверочное слово
укла__ка (д/т) ______________________
_________________ сапоги
остро__ (в/ф) ________________________
______________________________ морозить
________________________________ пешеходы
Тест по теме: «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»1. Найди и подчеркни слова с орфограммой «Парные согласные в корне слова»:лепёшка пирожки соломка резьба тетради тетрадка2. Вспомни и допиши правило:Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать___________________ так, чтобы после согласного стоял _______________ или звуки ___________________________.3. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочные слова:голу__ь (б/п) – голубка, голубок, голубиная.воло__ки (з/с) – волосатый, волоски, нет волос, волосок.4. Заполни пропуски в таблице:

Тест по теме «Безударные гласные в корне слова»1. Найди и подчеркни слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова»:Ленивые руки не родня умной голове.2. Вспомни и допиши правило:Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать______________________________ так, чтобы безударный гласный стал _______________.3. Вставь пропущенную букву; среди однокоренных слов подчеркни проверочныеслова:С__нева – синька, синеть, синяк, синий. М__сной – мясник, мясо, мясорубка.Н__чевать – ночной, ночка, ночлег, ночёвка, ночь. Пт…нец - _птенцов, птенчик.4. Заполни пропуски в таблице:
Слово с орфограммой Проверочное слово
д__лёкий
взгляд
пт__нец
площадь
скрипка
Тест по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова»1. Найди и подчеркни слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова»:вкусный беседка праздник кирпич интересный частное2. Вспомни и допиши правило:Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне, надо подобрать ___________________ так, чтобы этот звук ___________________.3. Подбери проверочное слово, где нужно вставь пропущенную букву:
Проверочное слово Слово с орфограммой 
поз__ний прекрас__ный ярос__ный4. Запиши слова с орфограммами в корне, которые можно проверить при помощи данных слов:солнышко - ________________________ честь - __________________________здоровье - __________________________ опасен - ________________________ Тест по теме: «Разделительные ъ и ь знаки»
Допиши правило:
Разделительный ъ пишется после _________________, которые оканчиваются на ________________ букву, перед гласными буквами _____, _____, _____, _____:Например _____________, ________________.
Вставь пропущенную букву. Запиши ещё два примера на это правило:
Гост__я, ______________, _________________.
Выдели приставку в слове, если она имеется. Подбери и запиши однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:
Объяснить - ____________________, ______________________.
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь знаки»:
Руч__и сол__ются – река будет, люди об__единятся – силу их не сокрушит__.Тест по теме: «Род имен существительных»
Допиши определение:
Имя существительное – часть речи, которая обозначает _______________ и отвечает на вопросы _________? или ________?Зачеркни неверные примеры: потемнел, темнота, смелость, смелый.
Соедините стрелками:
полотенце он, мой средний род
гром она, моя мужской род
змея оно, моё средний род
Напиши в скобках род имен существительных:
Трудно зимой (_____) северным оленям (_____). Когда начинается вьюга (_____), они приходят на помощь (_____) друг (_____) другу. Всё стадо (_____) объединяется в плотную кучу(_____). Так им теплее.
Дополни таблицу своими примерами:
Мужской род Женский род Средний род



Тест по теме «Склонение имен существительных»1.Склонение – это изменение имен существительных по ____________________.2. Дополни таблицу и просклоняй существительное голубь:
падеж падежные вопросы
И.п. голубь
кого? чего?
Д.п.
кого? что?
Т.п.
о ком? о чём?
3. Поставь к существительному вопрос и определи падеж:
подошёл (____________?) к столу (______),пролетела (____________?) над цветком(______),
зашёл (____________?) за сестрой (______),сплёл (____________?) корзину (______),уронил (____________?) в колодец (______),играли (____________?) в парке (______).4.Определи падеж имен существительных:Митя (______) с удовольствием (______) выпил молоко (______) из большой кружки (______).Тест по теме «Изменение имен прилагательных по родам».
Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает _______________ предмета и отвечает на вопросы_________________________________________________________________________.
Зачеркни неверные примеры: белый, белила, белить, морская, заморский, моряк. 
Отметь «+» верное утверждение:
left0Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам.left0Имя прилагательное бывает мужского, женского и среднего рода. 
Измени имена прилагательные по родам и дополни таблицу:
в мужском роде в женском роде в среднем роде
умная
красивое
спелый
Определи род допиши окончания имен прилагательных:
Шёлков___ платье (______), почтов___ ящик (______), летн___ солнце (______),тяжёл___ сумка (______), син___ плащ (______), летн__ гроза (______).Тест по теме: «Изменение глаголов по числам и временам».
Глагол – часть речи, которая обозначает ________________ предмета и отвечает на вопросы___________________________________________________________________________________.
Зачеркни неверные примеры: пожелтеть, желток, цветной, расцветать.
Замени глагол единственного числа множественным и наоборот:
Читала - ______________, летит - _______________, бьют - ____________. 
Соедини линиями:
глаголы в прошедшем времени  пел
станцует
глаголы в настоящем времени смотрит
задумается
глаголы в будущем времени спит
кричал
Заполни таблицу, изменив глаголы по временам:
неопр. форма глагола в пр. времени в наст. времени в буд. времени
отдыхать
спит
ел
------------ побежит
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫПроверочная работа по теме «Состав слова»
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении называется _____________________.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов называется _________________.2. Подчеркни слова, однокоренные к слову сказка: сказочка, сказки, сказочник, присказка.
Разбери слова по составу: подстаканник , речной , подводный .
Выбери слова, в образовании которых использованы приставки и выдели их:
ответ, отменить, столовая, списал, начальник, написать, заяц, забег, дополнение, домашний. 
Образуй родственные слова от корня -желт- по вопросам, запиши их и разбери по составу:
Что? _________________ какая?__________________ что делает? __________________6. Составь слово, в котором приставка, как в слове нагрузка, корень, как в слове ездит, суффикс, как в слове мельница, окончание как в слове книга: _______________________Проверочная работа по теме «Правописание приставок и предлогов»
Запиши однокоренные слова с приставкой. Выдели приставки:
Пустить, выпустить, ___________________________________________________
Выдели приставки и предлоги:
Белочка доскакала до ёлки и забралась в дупло.
Подчеркни слова, перед которыми никогда не может стоять предлог:
подъезд подъезжать объезд объезжать
Реши орфографические задачи, выдели орфограммы:
(на)бросила (на)плечи ________________________________(по)дорожке (по)шёл _________________________________(под)нялся (под)облака ________________________________(со)стены (со)драли _________________________________
Исправь ошибки там, где они есть и запиши правильный ответ в скобках:
Весной надеревьях (____________) набухли (____________) почки. Бабушка на шла (____________) свои очки на шкаф у (____________). Посылки (____________) по сылают (____________) попочте (____________). Маша с тирала (____________) пыль смебели (____________).Проверочная работа по теме «Части речи»1. Зачеркни слова, которые не относятся к частям речи:Существительное, подлежащее, глагол, сказуемое, предлог, приставка, прилагательное.Подчеркни часть речи, которая не является членом предложения:Существительное, прилагательное, глагол, предлог.2. Укажи сверху буквами, к каким частям речи относятся данные слова:Свет, светить, светлый, светлое.3. Вставь, где нужно мягкий знак. Над существительными женского рода поставь «+»Грач.., мыш.., камыш.., рож.., скрипач.. .4. В словосочетаниях зачеркни не подходящее слово. Выдели окончания прилагательных:( Ёлочный, еловый ) лес, (обидные, обидчивые) слова, ( сливовое, сливочное) варенье.5. Среди однокоренных слов найди глаголы, подчеркни их:Грозит, угроза, грозный, угрожать, погрозил.6.С данными словами составь словосочетания так, чтобы эти слова относились к разным частям речи. Запиши полученные словосочетания:Образец: печь, тёплая печь, печь пороги.Рой, _______________________________,_____________________________________ Жгут, _____________________________, _____________________________________ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫКонтрольный диктант по теме «Правописание корневых орфограмм».Зима.Вот и настала зима. Над землёй закружились пушистые снежинки. Но вот снег повалил хлопьями. Пеньки надели снежные шапки. Лес посветлел. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок по мягкому снегу. Весело затрещали сороки. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Они украсили лесную поляну. Красив стал лес!Контрольный диктант по теме «Правописание приставок».Весной.Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. Зажурчали звонкие ручьи. На деревьях надулись смолистые почки. На осинах появились мягкие пуховки.Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на прогулку своих медвежат.Контрольный диктант по теме «Имя существительное».Весеннее утро.Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз снова свои порядки навели. На деревьях сосульки развесили. Засветило солнце и съело утренний лёд. С горки побежал весёлый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил норку. В норке сладко спал ежик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Зверёк ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

  Орфограммы в корне словКорень - общая часть родственных слов.(море, моряк, морской;дом, домик, домашний, домовой, надомник;крик, крикливый, кричит, закричал).1. Безударные гласные в корне слов проверяются ударением.(т_нистая - тень, сн_говик - снег, закр_чал - крик, т_полиный - тополь, п_сьмо - письма,  расч_щал - чистит, м_сник - мясо, пок_рмил - кормит, п_тёрка - пять).
2. Парные согласные в корне.     б  в   г  д  з  ж     п  ф   к  т  с  шПарные согласные являются орфограммами, если:а) стоят в конце слов (мороз, хлеб, снег, сугроб, жираф);б) в середине слова рядом перед глухими (иногда перед звонкими) согласными (зубки, снежки, гладкий, мягкий, резкий).   Чтобы проверить парную согласную необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стояла гласная буква или сонорные согласные (н, л, м, р, й) , или в.Например: зу-ки - зубы - зубки;                сне-ки - снежок - снежки;                сугро- - сугробы - сугроб.3. Непроизносимые согласные.В звукосочетаниях: сн, зн, рц, стн, ств, нц.(опас?ность - опасение, грус?ный - грусть, звёз?ный - звезда, сер?це - сердечный, со?нце - солнечный).    Если орфограмму нельзя проверить, то данные слова запоминаются (словарные слова), или проверяются по словарю.
  Орфограммы в корне словКорень - общая часть родственных слов.(море, моряк, морской;дом, домик, домашний, домовой, надомник;крик, крикливый, кричит, закричал).1. Безударные гласные в корне слов проверяются ударением.(т_нистая - тень, сн_говик - снег, закр_чал - крик, т_полиный - тополь, п_сьмо - письма,  расч_щал - чистит, м_сник - мясо, пок_рмил - кормит, п_тёрка - пять).
2. Парные согласные в корне.     б  в   г  д  з  ж     п  ф   к  т  с  шПарные согласные являются орфограммами, если:а) стоят в конце слов (мороз, хлеб, снег, сугроб, жираф);б) в середине слова рядом перед глухими (иногда перед звонкими) согласными (зубки, снежки, гладкий, мягкий, резкий).   Чтобы проверить парную согласную необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стояла гласная буква или сонорные согласные (н, л, м, р, й) , или в.Например: зу-ки - зубы - зубки;                сне-ки - снежок - снежки;                сугро- - сугробы - сугроб.3. Непроизносимые согласные.В звукосочетаниях: сн, зн, рц, стн, ств, нц.(опас?ность - опасение, грус?ный - грусть, звёз?ный - звезда, сер?це - сердечный, со?нце - солнечный).    Если орфограмму нельзя проверить, то данные слова запоминаются (словарные слова), или проверяются по словарю.