МАСТЕР – КЛАСС: Модуль «Критическое мышление» Работа с художественным текстом»


-4419601524000
КГУ «Новоишимская СШ №2»
Район им. Г. Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Учитель русского языка и литературы
1 категории
Айтжанова Роза КабдуалиевнаМАСТЕР – КЛАСС: Модуль «Критическое мышление»
Работа с художественным текстом»
Аннотация: Мастер-класс по развитию критического мышления учащихся для учителей средних школ. Содержит знакомство с различными приемами КМ и практические рекомендации.
Ожидаемый результат:
- приобретут опыт использования различных приёмов КМ;
- наметят пути развития КМ в собственной педагогической деятельности.
В зале столы расположены по группам). У каждой группы на столе ресурсы, постеры, фломастеры,стикеры,
ХОД МАСТЕР – КЛАССА
1 – й шаг: Презентация педагогического опыта.
Знакомство с участниками мастер-класса;
Самопрезентация;
Слайд № 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Роза Кабдуалиевна, я являюсь учителем русского языка и литературы Новоишимской средней школы №2.
Тренинг «Крепкое знакомство»
Участники становятся в круг. Ведущий подаёт руку, называя свое имя. Потом в обратном порядке, но тот, кому подают руку, называет имя подающего.
Игра «40 секунд»
Ведущий, ничего не комментируя, всем желающим выдает листок, на котором написано следующее: ПОМНИТЕ, У ВАС ЕСТЬ ТОЛЬКО 40 СЕКУНД!!!
1. Присядьте 2 раза.
2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.
3. Поднимите вверх обе руки 2 раза.
4. Громко крикните свое имя.
5. Дважды громко мяукните.
6. Поцелуйте любых 3-х человек.
7. Повернитесь вокруг своей оси 3 раза.
8. Громко посмейтесь над ведущим игры.
9. Коснитесь рукой любых 3-х человек.
10. Подпрыгните на правой ноге 5 раз.
11. Выполните задания №13 и 14.
12. Присядьте на корточки.
13. Положите лист перед собой на пол.
Игроки, получив листок, начинают действовать. Единственное, что говорит ведущий, что у игроков всего 40 секунд на выполнение этого сложного задания.
Дорогие коллеги!  Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ! Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, как - учебное сотрудничество, работа в группах. 
Слайд № 2
Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»
У каждого из вас, наверняка, есть свое понимание того, по какому пути мы сегодня пойдем по мастер – классу. Я считаю, что обучение должно быть интересным, только тогда оно приобретает личностный смысл, эмоциональную окраску. А если знание не интересно, то психологи убеждают нас в том, что знания становятся бесполезными, по большому счету это «мертвый груз». Поэтому, когда учиться легко, приятно и интересно, то познавательный интерес ребенка к предмету он есть всегда. К любому предмету. Те из вас, кто выбрали шкалу «легко и трудно», пошли по тому пути, по которому чаще всего идут наши дети. И тогда я говорю им так: «Тот, кто ищет трудность, тот находит мудрость».
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» в практическую деятельность. Технология представлена как система стратегий, методических приемов. Роль учителя – в основном координирующая.
Слайд № 3
Теоретическая часть
Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. 
Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».
Второй этап – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
Третий этап – «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.
Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы. Методических приёмов достаточно много, и все они направлены, в конечном счёте, на развитие речи. У меня сложилась своя система использования приемов технологии критического мышления на каждом из этапов урока. Некоторыми из которых я хотела бы с вами поделиться.
Слайд № 4
2-й шаг:
Урок развития речи (по рассказу А. Сабяниной «Пианист»)
1.Стадия вызова
Название произведения не проговаривается.
Слайд
Приём «Верите ли вы …»
- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?
- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
«Ассоциативная карта»
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «пианист»?
Составляем кластер
- Как вы думаете, какие приемы мы использовали на стадии вызова?
Слайд № 5
(прием «Верите ли вы…», «Ассоциативная карта»)
2. Осмысление
Прием «Чтение с остановками»
- Итак, читаем первую часть рассказа.
А.А. СабянинаПИАНИСТ
Из-под его пальцев летели громовые звуки морских волн. Каждое нажатие клавиши — новый вал. Вся комната была наполнена звуками: они отлетали от одной стены к другой, перемешивались друг с другом и, казалось, что в воздухе образовываются сгустки музыки.
Обрывки мелодий витали по комнате и вдруг соединялись воедино, в одну волну, которая с головой накрывала экзаменационную комиссию. Рояль содрогался и ревел, как деревянная шхуна в огромном штормовом океане.
Комиссия состояла из четырёх человек. Один из них — мужчина уже почтенных лет, с седой головой и в огромных профессорских очках, сидел за столом и, смачивая кончики пальцев слюной, с полным удовлетворением читал какой-то журнал. Вторая — дама, лет сорока с небольшим, сидела прямо, облокотившись на стол и покачивалась из стороны в сторону, то и дело поправляя очочки на переносице. Она втягивала щёки, дула губки и внимательно глядела на летающие пальцы пианиста.
Третий — старикан, с лысой макушкой и с висящими с боков головы седовато-желтоватыми паклями, развалился на стуле и нагло дрых, запрокинув голову назад так, что оставались видны лишь две мирно
посапывающие старческие ноздри. Четвертый же член комиссии вообще стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города. Но если бы можно было бы увидеть его лицо, отвёрнутое от класса, показалось бы, что он тоже заснул, как и его коллега, ведь глаза его были закрыты, а грудь его мерно поднималась и опускалась.
И вот — последние аккорды, и пианист убрал с клавиатуры руки.
— Молодой человек, вы же понимаете, в чём ваша проблема? — после некоторой паузы затянул разговор мужчина с журнальчиком. —
Слайд № 6
Обсуждение:
- Учитель: Каким вам представляется пианист? Что говорится о нем в рассказе? Интересна ли его личность экзаменационной комиссии? Зачем автору понадобилось сравнение игры пианиста (сравнение рояля с деревянной шхуной) с морскими волнами, с океаном?
Учитель: Что значит жить музыкой? А чем живут члены экзаменационной комиссии? Охарактеризуйте их? Аргументируйте свой ответ.
Ученики: Чувствуется, что комиссия из четырех человек безразлична к игре пианиста: «Один из них…, смачивая кончики пальцев слюной, с полным удовлетворением читал какой-то журнал; вторая — дама …втягивала щёки, дула губки и внимательно глядела на летающие пальцы пианиста;третий — старикан …развалился на стуле и нагло дрых; четвертый же…стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…показалось бы, что он тоже заснул».
- Как вы думаете, будут развиваться события?
Слайд № 7
Прием «Дерево предсказаний»
Стратегия обучению решения проблем «Идеал»
- Данная стратегия состоит из 5 этапов.
Слайд
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
Слайд № 8
1 этап: Интересно, в чем проблема?
- Давайте определим проблему. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как», в ней должна отсутствовать частица «не».
˅ все формулировки записываются;
˅ выбирается одна для всех;
Слайд № 9
2 этап: («Банк идей») мозговой штурм
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Слайд
Правила:
Принимаются все варианты решений, которые соответствуют формулировке. Более того, все варианты должны быть зафиксированы;
Во время «мозгового штурма» запрещена критика. Причем – ЛЮБАЯ! Ведущий не должен препятствовать «фонтану» идей;
Обязательно! Должна быть введена квота, лимитирующая активность группы. (на время, на количество идей – всего 10, на общую активность – от каждой группы по 2 идеи…).
Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а сторонние разговоры запрещены.
Ищем способы решения проблемы. Фиксируем.
Слайд № 10
3 этап: Есть ли какие-либо хорошие решения?
Этап первичной оценки. Рассматриваются предложенные способы:
+ решение подходит;
- решение подходит, но не является достаточно оригинальным.
Слайд № 11
4 этап: А теперь сделаем выбор!
В группах выбрать решение, которое, по-вашему мнению, наиболее приемлемо и обосновать его.
Слайд № 12
5 этап: Любопытно, как это осуществить на практике?
В группах составляется план реализации варианта.
Выступление групп.
2. А.А. СабянинаПИАНИСТ
Отсутствие среднего музыкального образования — это не шуточки.
— Да это не просто шуточки, это просто немыслимо, чтобы к нам
приходить без красного диплома, да ещё и на бюджет претендовать! —
прогнусавила пружинистая учительница. — Это вам не какое-нибудь среднекачественное заведение, сами понимаете!
Пианист поник.
— Да, Елизавета Григорьевна права, мы не учим с нуля, мы делаем из уже готовых учеников мастеров за четыре года, а вы, молодой человек, уже упустили своё.
Старикан проснулся, сел прямо и прохрипел сонным голосом:
— Скоко времени, коллеги? Не пора ли закругляться?
— Ещё парочку послушаем, и по домам,— зевнул мужчина в профессорских очках и снова принялся перелистывать журнальчик. — У меня сегодня Лялечка утку делает. Молодой человек, вы свободны, позовите следующего.
Пианист медленно встал и с каменным лицом вышел из кабинета.
— Ещё два-три человека будут слушать и всё, — сообщил парень толпе талантов и направился к выходу.
Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам.
— Всё-таки надо было взять того парня, — сказал мужчина, который стоял у окна, — мне кажется, мы об этом ещё пожалеем...
2010 г.
Слайд № 13
- Оправдались ваши ожидания? Что произошло?
- Изменились ваши мнения? Почему?
Ученики: Он живет музыкой (описание игры на рояле в начале рассказа и сожаление четвертого экзаменатора в конце), а «громовые звуки морских волн» - это отзвук мятежной души («А он, мятежный, просит бури…»). Но комиссия не принимает это во внимание: «проблема – отсутствие среднего музыкального образования», заведение принимает на бюджет учеников с красными дипломами, «мы не учим с нуля, мы делаем из уже готовых учеников мастеров за четыре года», «вы, молодой человек, уже упустили свое». Вердикт комиссии для пианиста как приговор: «поник», «медленно встал и с каменным лицом вышел из кабинета».
Учитель: Экзаменаторы равнодушны не только к чужой жизни, но и к собственной тоже. Ведь «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Любят ли члены комиссии свое дело? Любят ли музыку? Подтвердите примерами из текста.
Ученики: Из готового ученика не составит труда выпустить в свет мастера. «Служители искусства» не беспокоятся о духовной наполненности (значит, равнодушие и к собственной жизни), их более привлекает материальная сторона жизни («мужчина с журнальчиком» – скорее всего читает желтую прессу; «Лялечка утку делает» - чревоугодие).
Учитель: Что слышится в словах: «…это просто немыслимо, чтобы к нам
приходить без красного диплома, да ещё и на бюджет претендовать!»?
Ученики: В словах «пружинистой учительницы» не учтивость, а упрёк, желание принизить того, кто не уложился в прокрустово ложе.
Ученики: Самое ужасное позади: встреча с человеческим безразличием. И становится ясно, что перед пианистом открываются новые просторы. Облака неудач расступаются, потому что впереди обязательно светлая полоса, полоса удачи.
Учитель: «Четвертый член комиссии вообще стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…» Почему он у окна? Что чувствуется в его реплике? Разделяете ли вы его точку зрения?
Ученики:
- Он другой, уставший от компании «служителей искусства». Потому и последняя реплика – его. В ней сожаление.
-Многоточие в конце реплики помогает передать душевное состояние героя, прерванность его мысли, вызванной эмоциональным напряжением.
- Никто после пианиста не оправдал ожиданий четвертого члена комиссии. Чувствуется авторская ирония в сочетании «толпа талантов».
- Автор использует эмоциональную лексику, которая выражает отрицательную оценку членов комиссии: очочки, старикан, развалился на стуле и нагло дрых, прогнусавила, журнальчик, Лялечка, скоко, не пора ли закругляться, прохрипел.
(Ответы записываются)
Учитель: Как поняли следующие строчки: «Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам»?
Слайд № 14
Прием «Двухчастный дневник»
Цитата Комментарий
«Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам»? Стратегия «Мозаика проблем»
автор модификации: Иветта СиловаСтратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.
В свободной форме ученики выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием.
Этапы применения:
1. Преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).
2. Учащиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанной ниже форме (см. рисунок 1).
3. Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам.
4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного-двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали.
5. Каждая группа (или каждый учащийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.
6. Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.
Самое главное – четко сформулировать аспекты темы!

Слайд № 15
Рефлексия. «Солнечная методика»
На доске собирается «солнечная» методика. Каждый ученик предлагает свою версию второй части высказывания Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только…» (каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы).
Предполагаемые ответы:
- надо постараться им быть;
не надо его затенять облаками неудач;
его надо увидеть, понять и оценить;
иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать,— и оно засветит!
надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;
- нужно создать условия для самосовершенствования того, что ему дано природой;
- только часто люди закрывают его насмешками, непониманием, критикой, поэтому так важно, чтобы в человека кто-то поверил…
Прием «ПМИ» (плюс – минус – интересно)
Данный прием очень хорошо зарекомендовал себя на стадии вызова. Его создателем является Эдвард де Боно.
Известные «за» («+») и «против» («–») по изучаемой теме заносятся в таблицу.
«+» (плюс) «–» (минус) «?» (интересно)
В третью графу заносятся систематизированные запросы в виде вопросов.Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывание ее с уже имеющейся, – это способ активной работы с текстом.
Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.
При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
положительные стороны явления – «+»;отрицательные стороны явления – «–»;а также информацию, которая просто заинтересовала – «?».
При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.
“Букет настроения”
В начале мастер – класса участникам были розданы бумажные цветы. На доске висит ватман, на котором изображена ваза. После заполнения цветы приклеиваются на ватман.
Цель – рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.
Уважаемые коллеги, давайте поделимся впечатлениями о мастер – классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?