коучинг Критическое мышление или как помочь ученикам преодолеть нежелание учиться


План-конспект коучинга «Критическое мышление или как помочь ученикам преодолеть нежелание учиться »
ФИО учителя: Кулагина Ирина Николаевна
Стаж работы: 7 лет
Место работы: ГУ «Средняя школа №8 им. А.П.Гайдара» (г.Степногорск, акмолинская область)
Должность: учитель истории
Категория: вторая
Уровень: третий
Методическое обоснование темы: Каждый учитель в своей практике сталкивается с проблемой нежелания школьников учиться. И чем старше становятся дети, тем сложнее заинтересовать их предметами школьной программы. Отсутствие дифференциации при итоговой аттестации школьников ставит перед учителем ещё более сложную задачу, как всех учащихся вовлечь в учебный процесс, как помочь им научиться находить в потоке информации нужную и полезную, а затем применять её при необходимости в процессе социализации.
Задачи коучинга:
- познакомить педагогов с ключевыми понятиями темы «критическое мышление», «мышление высокого порядка», стратегиями критического мышления;
- обосновать актуальность рассматриваемой темы для современного образования;
- познакомить педагогов с форматом заданий, в максимальной степени способствующих развитию КМ учащихся;
- разработать рекомендации по составлению и использованию заданий в преподавании и обучении.
Ожидаемые результаты: педагоги конкретизируют понятие «критическое мышление», формулируют причины нежелания школьников учиться, проанализируют задания, разработанные в соответствии со стратегиями КМ с целью определения их характерных особенностей, предпримут самостоятельные попытки разработки примерных заданий, способствующих развитию навыков КМ учащихся.
Целевая аудитория: учителя ШМО гуманитарных и естественных наук;.Методы, приемы: «Корзина идей», обсуждение, практическая работа (анализ, составление задания по стратегии КМ).
Оборудование, материалы: видеофрагмент, презентация, бумага, маркеры, карточки со стратегиями КМ..
Ход занятия
1. Просмотр видеофрагмента для определения темы занятия.
2. Анализ эпиграфа занятия: «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Э.КингВывод: Значимость обучения состоит не в том, чтобы дать объём знаний учащимся, а научить их задавать вопросы по изучаемой теме, тогда можно будет понять, усвоил ученик урок или нет.
3. Составляем кластер на тему «Почему дети не желают учиться?».
Анализ информации на кластерах:
- отсутствие мотивации, цели;
- завышенные требования к успеваемости;
- усталость;
- взаимоотношения в классе;
- страх перед неуспешностью;
- заниженная или завышенная самооценка;
- болезнь, стресс;
- отсутствие способностей; и т.д.
Вывод: причины разные – проблема одна.
4. Проблемный вопрос: что может помочь «зажечь» ребёнка, сделать его равноправным участником учебного процесса, заставить включиться в общую работу на уроке?
Вывод: МЫСЛЬ, поиск ответа на вопрос, проблемную ситуацию. Интересно заданный вопрос спровоцирует ученика обратить внимание на проблему и заставит мыслить. Ученик начнёт «конструирование» собственного знания в рамках собственной поисковой деятельности. А это и есть ключевой тезис всей технологии критического мышления.
Информационная справка:
Критическое мышление - способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
5. Просмотр видеоматериала о критическом мышлении.
6. Презентация о стратегиях КМ, примеры конструктора уроков;
Практическая работа №1 (для группы 1): выполнение задания на составление вопросов по «Ромашке Блума» на тему «Происхождение жизни на земле» (работа в группах).
Анализ выполнения, обсуждение по вопросам:
- С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания?
- Смогут ли ученики 9 (5) класса выполнить данное задание? За ограниченное время?
- Какие навыки требуются при выполнении данного задания?
- Какие базовые навыки КМ требуются при выполнении задания?
- Чем данное задание отличается от стандартных заданий учебника?
- В чем плюсы и минусы использования подобных заданий на уроках?
- Нужны ли такие задания в обучении и преподавании?
Практическая работа №2 (для группы 2): составление алгоритма урока с использованием заданий на развитие КМ.
Анализ выполнения: представление алгоритма.
Обсуждение по вопросам:
- С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания?
- Какие навыки требуются при выполнении данного задания?
- Какие базовые навыки КМ требуются при выполнении задания?
Какие рекомендации Вы могли бы дать коллегам по составлению заданий, развивающих КМ учащихся?
6. Рефлексия «Непреложная истина». Закончите фразу: «Ничто не свободно так, как …
(…мысль человека» Дэвид Юм).
Рекомендации по итогам проведения коучинга:
Представленную информацию принять к сведению и при планировании уроков использовать стратегии критического мышления.
Разнообразить спектр стратегий КМ.