Применение ИКТ на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.


Применение ИКТ на уроках трудового обучения как средство формирования ключевых компетентностей учащихся с ОВЗ.
Слайд 2
Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Слайд 3
В век «электронного общества и информационной цивилизации» одной из компетенций выпускника коррекционной школы VIII вида должно быть умение осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, таких как всевозможные справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Слайд 4
Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами и практической деятельностью.
Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формирование коммуникативной компетенции обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Слайд 5
«Формирование компетенций – это не смена содержания, а смена технологии обучения» - Е.Я. Коган. Поэтому внедрение новых информационных технологий – это одно из средств реализации компетентностного подхода в обучении. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление. С их помощью можно использовать компьютеры для индивидуализации учебного процесса и обратиться к новым познавательным средствам.
Слайд 6
Модели мультимедийных программ легко вписываются в образовательный процесс коррекционной школы VIII вида и позволяют адаптировать традиционные методы, формы и виды обучения согласно требованиям образовательных стандартов и инновационным подходам в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 7-13
Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь "зацепить" каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, видеофрагментам, что при определённых условиях способствует коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.
Здесь я использую данные технологии, представленные в схемах, слайдах, видеороликах, текстах в следующих направлениях:
- название темы урока;
- сопровождение и иллюстрации объяснения;
- информационно-обучающее пособие;
- контроль и проверка знаний.
В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи «Вязание джемпера», «Вязание простых узоров»
Слайд 14
Для решения обучающей задачи на уроках на уроках трудового обучения «Закрепление края шарфа» используется презентация с видеороликом, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Слайд 15-18
При этом, учитель перекладывает роль образца на технику и тем самым, освобождая руки, выполняет одну из немаловажных своих функций – оказывает индивидуальную помощь. При этом на слайдах может находиться технологический план выполнения изделия, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет по правилам уборки помещения.
Это позволяет перейти от пассивного усвоения к активному. Учащихся заинтересовывает работа с ИКТ, опорными схемами, таблицами, т.к. они получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, упрощается возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
Слайд 19
На уроках трудового обучения (вязание и младший обслуживающий персонал) презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. Также дети могут наблюдать за процессом изготовления изделий, рисунка на экране монитора и выполнять действия по аналогии «Перевязочный материал: изготовление, складывание салфеток и тампонов», «Работа младшего медперсонала в поликлинике»
Слайд 20
При помощи ИКТ сегодня стало возможным проведение контроля знаний обучающихся в программе тестов Microsft Office Excel . С их помощью можно:
- проверить большой объем изученного материала малыми порциями;
- быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.
Таким образом уроки, проведенные с использованием ИКТ, способствуют решению одной из основных задач коррекционного образования - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда.

Слайд 21
Кроме того, информационные технологии можно активно использовать во внеурочной деятельности. Модель использования ИКТ вне урока:
поиск информации в Интернете и других источниках;
фиксация записи в процессе проектной деятельности;
подготовка выступления с использованием презентаций при защите проектов и
исследовательских работ;
кружковая деятельность (создание презентаций, буклетов, слайд-фильмов)
При этом задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения компьютерных технологий в получении новых знаний, показать ребенку с ограниченными возможностями, что компьютер - это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнаётся новое.
Слайд 22-23
Регулярное использование ИКТ вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество.