Технологическая карта урока Гидролиз солей

Технологическая карта урока химии «Гидролиз солей».
1. Ф.И.О. преподавателя: Ахмадеева Жанна Вячеславовна
2. Группа: кн-8 ( I курс) Дата: 17.12.2014г
3. Тема урока: «Гидролиз солей».
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок в теме «Классификация неорганических соединений и их свойства»
5. Цель урока:
Образовательные – сформировать представление о гидролизе солей, рассмотреть факторы, влияющие на смещение химического равновесия гидролитических реакций. Развивающие – развивать умения писать уравнения гидролиза, определять среду растворов, устанавливать образование кислых или основных солей в реакциях, экспериментальным путем определять рН среды, анализировать, сравнивать, объяснять полученные результаты.
Воспитательные – формировать умения работать в группе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый.
Оборудование и реактивы: таблицы «Окраска индикаторов», «Степень диссоциации кислот и щелочей», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»; на столах учащихся: растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3, NaHSO4, NaHCO3, Na3PO4, Na2HPO4, NaH2PO4, универсальная индикаторная бумага.

Планируемые результаты обучения: на изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и образование кислых или основных солей в этом процессе; объяснять процессы, протекающие в растворах, применять принцип Ле-Шателье для объяснения процессов гидролиза.
Основные понятия, вводимые впервые на занятии: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону.



Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

1. Актуализация знаний
2 мин
Организует работу с текстом (стихотворение «Ваня и гидролиз»), мотивирует на изучение темы «Гидролиз солей».
Читают и анализируют стихотворение, определяют тему урока и задачи.
 Прочитать стихотворение
«Ваня и гидролиз». (Приложение 1)[3]
 Умение выделять главное в тексте, формулирование темы и задачи урока.
 Познавательные

2. Изучение нового материала
37 мин
Организует выполнение лабораторной работы Предоставляет инструкцию, напоминает учащимся о правилах ТБ.

Организует беседу для решения возникших у учеников затруднений в объяснении полученных результатов.




Организует работу учащихся с текстом «Гидролиз солей», консультирует учащихся.

Организует выполнение лабораторного опыта №2.



Организует беседу по вопросам:





Организует выполнение лабораторного опыта №3.


Представляет учащимся таблицу (Приложение 3) для объяснения полученных результатов.
Приводит учащихся к выводу о том, что характер среды в растворах кислых солей зависит от соотношения констант диссоциации и гидролиза.
Выполняют лабораторный опыт №1. Определяют характер среды. Приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний для объяснения полученных результатов.

Приходят к выводу о взаимодействии ионов солей с молекулами воды, в результате чего в растворе накапливаются ионы водорода или гидроксид-ионы.


Изучают процессы гидролиза солей, записывают уравнения гидролиза. Работают в группах, при необходимости обращаются к учителю за консультацией.
Выполняют лабораторный опыт №2. Анализируют состав солей, процессы гидролиза, записывают уравнение гидролиза: НСО3- + НОН Н2СО3 + ОН-
Отвечают на вопросы.
Применяют принцип Ле-Шателье для гидролитических процессов.




Выполняют лабораторный опыт №3.
Записывают полученные результаты.

Анализируют таблицу и записывают процессы, происходящие в растворах солей.
1. Na3PO4 3Na+ + РО43-
РО43- + НОН НРО42 +ОН-
2. Na2HPO4 2Na+ + HPO42-
HPO42- H+ + РО43-
HPO42- + HOH H2 PO4 - + OH-
3. NaH2PO4 Na+ + H2PO4-
H2PO4- H+ + HPO42-
H2PO4- + HOH H3 PO4 + OH-
 №1: Испытайте предложенные растворы солей NaCl, АlCl3, Nа2СО3 универсальной индикаторной бумагой. Определите характер среды. Объясните полученные результаты.
- Что происходит с солями в растворе? (диссоциация)
- Какие частицы находятся в растворе? (катионы и анионы)
- Возможно ли взаимодействие ионов соли с полярными молекулами воды? В каких случаях оно возможно? (образование малодиссоциирующих частиц)
(Приложение 2)[2],




№2:Определите характер среды водных растворов гидросульфата натрия NaHSO4 и гидрокарбоната натрия NaHCO3. Объясните полученные результаты. Запишите уравнения протекающих реакций.
- Угольная кислота нестойкая. Почему же не наблюдается выделение углекислого газа? (обратимый процесс)
- Какому принципу подчиняется состояние обратимых систем? (принцип Ле-Шателье)
- Как усилить гидролиз? (разбавление, повышение температуры)
№3: Испытайте индикаторной бумагой растворы фосфата натрия Na3PO4, гидрофосфата натрия Na2HPO4 и дигидрофосфата натрия NaH2PO4. Запишите полученные результаты

(Приложение 3)
 Умение наблюдать и описывать химические реакции; формулировать определение понятия «гидролиз солей»; объяснять сущность процессов, происходящих при растворении некоторых солей в воде; предвидеть среду водных растворов солей; записывать молекулярные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения гидролиза солей; работать по предложенному алгоритму.
 Познавательные: умение систематизировать и обобщать различные виды информации (в том числе зрительную, обонятельную, умозрительную, справочную).
Личностные: умение осуществлять рефлексию своей деятельности.
Регулятивные: умение самостоятельно определять цель своего обучения и ставить задачи, необходимые для её достижения.
Коммуникативные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

3. Первичный контроль
5 мин
Предоставляет учащимся тестовые задания
Работают в группах, обсуждают результаты, осуществляют взаимопроверку и самопроверку.
 (Приложение 4).
 Умение применять полученные знания.
Познавательные
Регулятивные

4. Домашнее задание
1 мин
Предлагает и комментирует домашнее задание: выучить теорию и ответить на вопрос: Возможна ли реакция между цинком и хлоридом цинка?
Записывают домашнее задание.
 
 Умение устанавливать внутрипредметные связи
 Личностные



Литература.

1. Габриелян О.С. Настольная книга для учителя химии. 11 класс. – М.: Блик плюс, 2000.
2. Можаев Г.М. Гидролиз солей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии (Серия «Школа радости») – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
4. Четверова Л.М. Гидролиз солей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 115