Реализация деятельностного подхода на уроках: эффективные приёмы обучения.


Фуфаева Оксана Сергеевна
МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП» п.г.т. Анна
Реализация деятельностного подхода на уроках: эффективные приёмы обучения.
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (Александр Пятигорский, русский философ, профессор Лондонского университета)
Одной из важнейших особенностей введения нового образовательного стандарта является ориентация ФГОС на реализацию парадигмы деятельностного развития и на конечный результат.
Так как деятельность в самом широком смысле определяется как свойственная только человеку особая форма взаимодействия с окружающим миром и отношения к нему, в результате которого происходит преобразование этого мира и самого субъекта взаимодействия. Необходимо четко осознавать, что деятельность не есть набор (или даже совокупность) действий. Её нельзя сводить к сумме действий: «считать деятельность состоящей из действий бессмысленно, так как деятельность всегда имеет контекстный характер, она определяется той структурой, в которую она включена, а действие внеконтекстно, оно одно и то же для всех деятельностных структур, которые его включают [3]».
Поэтому для успешной реализации деятельностного подхода очень важно понимать, что каждый вид деятельности имеет свою структуру. Например, учебная деятельность школьника имеет следующие структурные элементы: потребность, мотив, цель, учебную задачу, учебные операции, контроль (самоконтроль), оценку (самооценку). Но вместе с тем, в психологии существует так называемая «всеобщая» структура деятельности: цель, мотив, средство, результат и сам процесс; о которой тоже не следует забывать. Кроме этого, важно и знание того, что для каждого возрастного периода свойственна своя ведущая деятельность, которая является потребностной, оказывающей особое влияние на психическое развитие человека, стимулирующей развитие следующей ведущей деятельности [2, 12].
Таблица 1. Ведущие деятельности разных возрастных этапов
Ранний возраст Предметно-манипулятивная игра
Дошкольный возраст Сюжетно-ролевая игра
Младший школьный возраст Учебная игра
Подростковый возраст Общение со сверстниками
Юношеский возраст Учебно-познавательная с элементами самоопределения (просоциальная деятельность)

Таким образом, новый Стандарт предлагает, взяв за основу важнейшие достижения дошкольного периода развития (деятельность и активность, креативность, любознательность, инициативность, открытость и базовое доверие к миру, положительное отношение к себе и др.), поддерживать и развивать их, не прерывая и не подавляя ни одну из линий. Например, переводить средствами учебной деятельности любознательность и инициативность в исследовательский интерес; на базе имеющегося исходного чувства собственного достоинства, положительного отношения к себе формировать такие качества личности, как ответственность, уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения, способность к самоорганизации и саморегуляции.
Основным результатом деятельностного подхода в обучении становится развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности. Где включаясь в учебную деятельность, через активное и осознанное участие в ней, ребёнок овладевает системой универсальных и предметных учебных действий, прежде всего с изучаемым учебным материалом. Приоритетным является формирование учебной самостоятельности младших школьников. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Ведь кризис образования в настоящее время заключается в обнищании души при обогащении информацией. Поэтому обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Ключевыми словами деятельностного подхода в системе начального образования являются: 
- искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
- думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
- сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
- приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;
- адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Достижение этой задачи возможно, если учебный процесс нацелен на становление ученического сообщества – групп детей, объединяемых и объединяющихся для совместной учебной деятельности. На мой взгляд, это легко осуществить посредством обучения на основе учебных ситуаций.
Создать (организовать) учебную ситуацию означает, что при постановке учебного задания необходимо предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся. «Учебное задание – это своеобразный потолок, ограничивающий возможный уровень достижения учащихся» [1, 49]. Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий. При этом необходимо помнить, что практически всегда дети демонстрируют результаты ниже, чем предполагает учебное задание.
Отсюда возникает вопрос: Каким же должно быть учебное задание, чтобы оно стимулировало учащихся приобретать и развивать способности в соответствии с требованиями нового Стандарта и позволяло им это делать?
Структура учебного задания:
характеристика задания: указывается нацеленность задания на формирование и/или оценку определённого планируемого результата, уровень сложности задания (базовый или повышенный), статистические показатели результатов выполнения задания;
мотивационная часть задания (которая обычно задаётся посредством описания контекста и/или предпосылается учебной ситуацией;
содержание задания, в котором обычно выделяют информационную часть (условие), командную часть (вопрос) и ответную часть (инструкцию по выполнению и записи ответа;
образец ответа или примерное описание ответа;
критерии оценки достижения планируемого результата;
время выполнения задания;
организационная часть задания, содержащая методический комментарий и/или рекомендации по организации выполнения задания [1, 57].
Каждое конкретное задание может содержать все компоненты или только их часть.
Для достижения всей совокупности требований Стандарта, учебное задание должно быть направлено на формирование навыков:
- ценностно-смысловых установок;
- личностного смысла учения и начальных форм рефлексии;
- самоорганизации и саморегуляции;
- сотрудничества;
- коммуникации;
- разрешения проблем/проблемных ситуаций:
- самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний;
- использования ИКТ.
Оценку качества учебного задания для всех групп заданий предлагается вести на основе 4-х балльной шкалы, где общий смысл кодов 1-4 определяется следующим образом:
-код «1»: задание не требует/ не позволяет данную деятельность;
-код «2»: задание позволяет данную деятельность, НО или не требует, или требует выполнения только на базовом уровне (вариант: включает только отдельные характеристики деятельности);
-код «3»: задание требует выполнения данной деятельности на достаточно высоком уровне (вариант: включает почти все, Но не все характеристики деятельности);
-код «4»: задание требует выполнения данной деятельности на творческом (произвольном) уровне (включает ВСЕ характеристики деятельности) [1, 61].
Примеры учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
3адание № 1 (для работы в группе).
УМК «Перспектива»
Характеристика задания:
Класс: 1.
Предмет: Окружающий мир.
Раздел: «Наш класс»
Проект «Мир за стеклянным берегом»
Планируемый результат: формирование коммуникативных навыков и навыков сотрудничества; формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний; формирование начальных форм рефлексии; формирование навыков самоорганизации и саморегуляции.
Уровень: базовый
Условие: Аквариум – целый мир с водными растениями, рыбами, улитками… Его название происходит от латинского слова «аква» - вода. В нем тесно связана живая и неживая природа. Это удивительный мир в стеклянных берегах – дает всем нам неограниченные возможности увлекательных наблюдений, поисков, приобретение новых знаний о природе. Аквариум с кристально чистой водой становится подлинным украшением комнаты. Созерцание этого живого мира приносит эстетическое удовлетворение и несравненный отдых, столь необходимый современному человеку. Предлагаю вам создать наш собственный классный аквариум с водорослями, рыбками и улитками. Для этого, вам необходимо наполнить вот этот пустой аквариум красиво нарисованными водорослями, рыбками и улитками. (Учитель заранее готовит большой нарисованный аквариум любой формы).
Инструкция по выполнению задания:
Перед выполнением заданий разделитесь на 3 группы.
Определитесь, что именно будет рисовать каждая группа: водоросли, рыбок или улиток.
Обсудите с одноклассниками в группе, какую именно водоросль (рыбку, улитку) вы будете рисовать, чтобы не было одинаковых экземпляров.
Аккуратно вырежьте то, что вы нарисовали. Совместно с родителями подготовьте небольшое сообщение о том, что вы нарисовали на листе формата А4 (печатный или рукописный текст).
При выполнении работы вы можете пользоваться «Атласом-определителем рыб», а также ресурсами сети Интернет.
Заранее вместе с одноклассниками в своей группе определите место каждого экземпляра в аквариуме и наклейте его.
Представьте свою работу классу. Время выступления 1-2 минуты.
Выслушайте выступления и рассмотрите работы других групп.
Оцените результат своей работы и работы других групп.
Описание правильного ответа: от каждой группы представлены нарисованные и вырезанные по контуру водоросли (рыбки, улитки). Количество экземпляров зависит от количества участников группы. Каждый учащийся оформил сообщение на листе формата А4 в письменном или печатном виде о том, что он нарисовал и выступил с сообщением перед одноклассниками (1-2 минуты).
Время выполнения задания: 3 недели.
3адание № 2.
УМК «Школа России»
Характеристика задания:
Класс: 1.
Предмет: Математика.
Раздел: «Числа от 1 до 10. Число 0»
Проект «Математика вокруг нас»
Планируемый результат: формирование навыков самостоятельного приобретения,
пополнения, переноса и интеграции знаний; формирование коммуникативных навыков; формирование начальных форм рефлексии; формирование навыков самоорганизации и саморегуляции.
Уровень: базовый.
Условие: Ребята, вы уже знаете числа от 1 до 10. Числа можно встретить не только на уроке математике. С ними мы сталкиваемся в повседневной жизни. Нередко числа встречаются и в произведениях устного народного творчества, например, в сказках, загадках, пословицах и поговорках. Предлагаю каждому из вас создать вашу собственную книжку-малышку с числовыми загадками, пословицами и поговорками.
Инструкция по выполнению задания: Подготовьте книжку-малышку «Числа в загадках, пословицах и поговорках» формата А4/2. Оформите при помощи родителей страницы вашей книги. Количество страниц от 3 до 5. Содержание страниц:
- текст загадок, пословиц и поговорок (печатный или рукописный);
- рисунки или иллюстрации к тексту;
- рисунки или иллюстрации чисел.
Советы по выполнению проекта.
Обсудите дома с родителями проект и отберите информацию для него.
При выполнении работы вы можете пользоваться книгами загадок, пословиц и поговорок, а также ресурсами сети Интернет.
Совместно с родителями соедините несколько страниц в одну книгу, оформите текст на страницах вашей книги.
Самостоятельно придумай и нарисуй иллюстрации к тексту.
Представь свою работу классу. Время выступления 2 минуты.
Рассмотри работы одноклассников.
Оцени свою работу и работу других детей.
Описание правильного ответа: учащийся создал свою книжку-малышку из страниц формата А4/2 со следующим содержанием: тексты загадок, пословиц, поговорок; иллюстрации загадок, пословиц, поговорок; иллюстрации чисел.
Время выполнения задания: 2 недели.
3адание № 3 (для работы в парах).
УМК «Перспектива»
Характеристика задания:
Класс: 1.
Предмет: Технология.
Раздел: «Человек и земля»
Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж».
Планируемый результат: формирование навыков сотрудничества, навыков самоорганизации и саморегуляции, коммуникативных навыков, формирование начальных форм рефлексии.
Уровень: базовый
Условие: Используя принесённые на урок журналы с фотографиями диких животных, совместно со своим одноклассником в паре выполните коллаж, состоящий из различных диких животных (не менее 10). Представьте свою работу классу.
Инструкция по выполнению задания:
Перед выполнением заданий разделитесь на пары.
Подготовьте отдельное для каждой пары рабочее место, а также необходимые материалы и инструменты.
Распределите работу по изготовлению коллажа между участниками в паре: один участник вырезает из рабочей тетради детали травы, обводит их на зелёной бумаге, вырезает и приклеивает к листу белого картона стандартного формата по краю; другой учащийся вырезает по контуру изображения диких животных и приклеивает вырезки на тот же лист белого картона.
Время выполнения работы 20-35 минут.
Проверьте, всё ли правильно выполнила ваша пара.
Представьте свою работу классу. Оцените результат выполнения своего изделия.
Рассмотрите работы других пар. Оцените результат работы других пар.
Описание правильного ответа: от каждой пары представлено изделие «Коллаж» составленное из диких животных, красиво, эстетично оформленное. На изделии – не менее 10 диких животных.
Время выполнения задания: 35 минут.
Критерии оценки качества учебного задания задание 1 задание 2 задание 3
Формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии 2 2 2
Формирование навыков самоорганизации и саморегуляции3 3 1
Формирование навыков сотрудничества 2 1 4
Формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний 3 2 1
Формирование навыков разрешения проблем и проблемных ситуаций 0 0 0
Формирование навыков коммуникации 4 2 3

Список литературы:
Логинова О.Б., Яковлева С.Г.. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов.- М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2012. С.218.
Виноградова Н.Ф.. Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. - М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2013. С.72.
Боровских А.В., Розов Н.Х.. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. – М.: МАКС Пресс, 2010. С.31.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
Фамилия ФуфаеваИмя Оксана
Отчество Сергеевна
Учёное звание, степень Должность Учитель начальных классов
Место работы (учёбы) МБОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Домашний адрес с индексом, по которому отправлять сборник Воронежская область, п.г.т.Анна, ул. Коммунальная, д.113, кв. 20, индекс 396250
Личный контактный телефон с кодом города 8-960-113-46-13,
8(473)46 2 20 18
E-mail fufaeva-o@mail.ru
Название конференции «ФГОС: эффективные технологии и практики обучения»
Указать направление работы Практика использования современных образовательных технологий
Название доклада Реализация деятельностного подхода на уроках: эффективные приёмы обучения