Критическое мышление



Перевалова Г.И.
учитель начальных классов
школы-лицея им.Н.Островского г.СаркандМоё педагогическое кредо    
Учителем не может быть тот, кто не помнит собственного  детства, кто не может легко и свободно переноситься  в мир ребячьих мечтаний, чувств и переживаний. Организуя детей и родителей в процессе учебной и воспитательной работы,  стараюсь создать для детей и родителей  условия для проявления  человеческой неповторимости, чтобы они приобрели умение взаимодействовать, сотрудничать, сопереживать, вступать в диалог друг с другом и со взрослыми людьми.  
К. Ушинский писал: «Педагогика – тончайшее творчество, т.к. дети состоят из сплошных загадок, решать которые придётся нам всю жизнь» и поэтому моя профессия – Учитель.  
Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверили мне самое дорогое – своих детей, и моя обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему я и стремлюсь. В своей работе одно из главных  направлений я определила бы словами   В.А.Сухомлинского: "Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика и противопоставлять их не следует. Но современные родители – это воспитанники нашей современной школы, они и несут на себе её родимые пятна, её достоинства и недостатки. Как хочется их сделать настоящими и искренними помощниками! Ведь от этого, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней  детей. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья… Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным  членом общества, создал семью, в которой опять родились дети ... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Я считаю, что заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых  условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Данная проблема становится особенно актуальной в современном мире, где на первое место выступает проблема преступности и насилия, и как следствие безнравственности. Необходимо в школе воспитывать те нравственные качества, которые способны помочь непохожим людям жить рядом, т.е. воспитывать толерантность. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, отношения – семейный уклад. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь родителям в проблемах воспитания. Доброта, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине, матери  – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в своих детях. Эти качества во все века составляли ценность человеческой культуры - в первую очередь семейные, родовые отношения, которые связаны с особым вниманием  к старшим,  являющимися носителями мудрости. У человека любого поколения -  есть потребность  узнать  свое  прошлое : откуда мы? кто мы? почему такие? в чем наши корни? какую дорогу мы прошли? Интерес младшего школьника к родословной семьи - это не просто экскурс в историю своих предков, а попытка понять их жизнь.   
Именно с 1 класса необходимо в интересной и доступной для этого возраста форме учить вежливости, доброте, заботе о других, воспитанию любви и уважения к близким людям, стремлению помочь им, чтобы они приобрели  умение взаимодействовать, сотрудничать, сопереживать, вступать в диалог друг с другом и со взрослыми людьми.
На протяжении всей своей педагогической деятельности большое внимание  уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволяет вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах  классного коллектива. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках, гордятся участием родителей в жизни класса. От меня, от  первого учителя, зависит  как сложится школьная жизнь ребёнка. Я понимаю, что незримо присутствую в каждой семье моих  учеников и это заставляет меня вольно или невольно быть неравнодушной не только к детям, но и к их близким. Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня опять будут смотреть глаза. Глаза моих учеников…